«Нестратегические стратегические учения»

Oct 07, 2012 12:47

Оригинал взят у kanchukov_sa в «Нестратегические стратегические учения»

«Нестратегические стратегические учения»



Этими словами Денис Мокрушин заканчивает свое повествование, с которым можно ознакомиться на его страничке в ЖЖ.

Мы же, еще раз вернемся, на основе его материала к стратегическим учениям «Кавказ-2012», как плохо организованным показным занятиям. Уже много сказано об этих учениях, но снова появляются материалы, с разных позиций описывающие положительные и отрицательные моменты.

Снова хочу подчеркнуть, что оценка данная Президентом РФ Владимиром Владимировичем Путиным действий именно личного состава на этапе учений, который он наблюдал, не подлежит сомнению и обсуждению. Личный состав, действовал на «отлично», и в этом у меня нет ни малейшего сомнения. Но именно только те действия, которые наблюдал Президент РФ. Остальное к сожалению, сплошное несоответствие современным требованиям и возможному характеру будущих сражений и войн, в том числе и обстановке в этом районе Северного Кавказа.

Но публикуемые материалы, это материалы в основном журналистов, как профессионалов своего ремесла, возможно высокого класса, а как профессионалов военного ремесла, недостаточно полно разбирающихся именно в тонкостях, ни прошлых, ни настоящих, ни в характере будущих военных конфликтов.

Этот материал не нацелен на критику учений или их организаторов, это бесполезная трата времени. Он имеет своей задачей довести до людей,  до солдат, до офицеров, которым возможно выпадет случай участвовать в настоящих боевых действиях, некоторые мысли, чтобы не допускать тех условностей, от которых будет зависеть жизнь их подчиненных, их личная жизнь, успех операции и безопасность страны в целом.

В материале под громким названием «Разберем желтячек» Денис Мокрушин со своей позиции и своего опыта критикует публикацию газеты «Известия». Мы ее оставим в стороне, для нас не это главное. Да и дискутировать с Денисом не считаю возможным.

Для нас главное то, что сам Денис, комментируя учения, пытается обосновать их уникальность, приводя, на его взгляд, убийственные и не подлежащие сомнению аргументы, утверждая, что все, кто смотрит на эти учения, под другим углом, ничего не понимают в военном деле и вообще, являются врагами народа. Вот эти комментарии, возможно, явно не лично им  сочиненные, давайте и разберем.

Сначала пройдемся по тексту, а потом рассмотрим фотографии, представленные в журнале Дениса, как доказательство «неоспоримой его правоты».

Первое, о чем пишет автор, это о том, что с этого года введено «ноу-хау» под видом, доставки личного состава отдельно от техники, на комфортабельных автобусах.

То, что личный состав доставляют на учения с комфортом, а не в мягких теплушках, это действительно успех, особенно если сравнить стоимость такой доставки и вычесть разницу. Но ведь армия это не пионерский лагерь, а войска не могут действовать без техники. Представляете, в канун войны, в соответствии с новыми веяниями, технику отправляют отдельно, а личный состав отдельно. Мне остается только завидовать бойцам сил специальных операций противника, поставленных таким образом в тепличные условия уничтожения неприятеля. Мне бы было совершенно понятно, если бы в эшелон с техникой были включены пассажирские вагоны для перевозки личного состава. Если плацкарт сейчас не в моде, то можно, ведь и купейные вагоны включить в эшелон. А не будет достаточно купейных, сейчас в РЖД есть прекрасные вагоны СВ, даже с одноместными купе и удобствами в самом купе. Но здесь бригада или подразделение всегда готово к бою, а так это выдвижение на стратегические учения напоминает выдвижение наших маршевых батальонов в 41 году, с саперными лопатами вместо трехлинеек. Только сейчас саперные лопаты заменены автобусами, а трехлинейки, просто изъяты для «экономии ресурса». Правда, причем здесь этот термин, примененный автором, мне не совсем понятно.

В современных условиях, когда высокоточное оружие достает до любой точки нашей страны, идти на такие условности, даже в интересах организации не учений, а показных занятий, является преступлением. Ведь солдат или молодой офицер, отслужив короткий срок, так и уйдет на дембель с мыслью, что на войну его будут возить на туристическом автобусе с путевкой «все включено».

Стратегические учения подразумевают привлечение огромных масс войск, но на обозначение могут привлекаться незначительные силы, и это допускается. Но не может допускаться упрощенчество, и не отрабатываться важный вопрос в современных условиях, вопрос сосредоточения войск на избранном стратегическом направлении под воздействием ударов противника, диверсионных групп, сил специальных операций.

Это важнейший вопрос сегодняшнего состояния и развития военного дела, неоднократно нам уже продемонстрированный.

Мы уже из нашей истории знаем и видим, как без упрощенчества, а по серьезному, американцы и войска коалиции, подходили в вопросах сосредоточения группировок для ведения боевых действий. Но там противник всегда был во много крат слабее наступающей стороны, несмотря на это, американцы предпринимали все меры предосторожности, скрытности, введения противника в заблуждение относительно истинных планов. Мы же выехали на пикник в составе пионерского отряда и считаем это достижением цивилизации.

Таким образом, подводя итог первого вопроса, можно с уверенностью констатировать, что командование всех степеней, местные органы власти, на территории которых проводились учения, находящиеся там силовые структуры, так и не участвовали в отработке важнейшего вопроса начала войны - всестороннего обеспечения скрытого сосредоточения войск назначенной группировки в указанные районы и в установленное время. Не проводилась организация и обеспечение территориальной обороны всего региона в условиях активного противодействия диверсионных групп и ССО противника. И не отрабатывали, как было заявлено, вопросы сопряжения и обмена информацией между всеми органами управления, в том числе и местного управления, и силовыми структурами с применением АСУВ.

Второе, о чем пишет автор, об аутсорсинге. Возможно, автор и прав. Лично я не ставил себе задачу разобраться в этом интересном вопросе. Если действительно организации, которые привлекались к обеспечению питанием личного состава, со своими задачами справились, не увеличив выделенные сметы в несколько раз, это отлично. Но если такое питание обошлось министерству обороны в разы увеличенными суммами, изъятыми из других статей расходов, то здесь работа для других структур. Да и Владимир Владимирович, помнится, ставил задачу, разобраться с аутсорсингом.

Третье, репетиции проводятся только на показных занятиях, а не на учениях. Здесь автор нам подробно объясняет, что и как делалось на этих занятиях.

Хочу отметить, что несомненным успехом является то, что действительно солдаты чему-то научились. Но почему они этому не научились у себя в частях, до выхода на учения?

Почему я выступаю (это громко скзано, просто такая моя позиция) против таких методов проведения учений. Дело в том, что уже неоднократно говорил и буду говорить, учения - это проверка готовности войск, личного состава, офицеров, командования всех степеней работать в реальной обстановке и показывать те результаты, на которые они, занимая определенные должности, способны были подготовить войска. Если получается, что войска с внезапными, а не изученными и натренированными, вопросами справились, значит, командир достоин выдвижения. Не справились, разбор причин и решение по командиру (начальнику). А так, немного отвлекаясь на Приказ МО РФ №2195 от 6 августа 2012 года, приходится выдумывать различные «Квалификационные требования» для: «"начальников", "председателей", "руководителей", "заместителей", "помощников" и им равным». Очень занимательный документ, но о нем, о «председателях» мы поговорим отдельно.

Показные занятия предназначены для показа каких-то новых форм и способов ведения боевых действий, по которым необходимо обучать войска, показа новых образцов вооружения, порядка их применения, а так же, изучения воздействия нового оружия на действия войск. Возможен показ и других вопросов не связанных с вопросами проверки правильности стратегических замыслов и планов, реальной подготовки войск. Вот в этом и кроется суть разногласий.

Таким образом, нам снова подтверждают правильность наших оценок, уже в лице журналистов и блоггеров, освещающих военную тему и имеющих первоочередное право на получение информации от структур министерства обороны. Мы же используем только тот материал, который доступен для широкого обсуждения.

Четвертое, беглый взгляд на этапы учения, представленные на снимках и их значение для обучения войск.

1.         Инженерное оборудование позиций. Что мы видим?

Мы видим, отрытую извилистую продолговатую яму, проходящую по самому гребню высотки, для более контрастной идентификации и более точного поражения противником. Назвать этот шедевр позицией лично у меня, рука, не поворачивается. Еще мы видим безоружного полуголого человека, с успехом освоившего суперсовременное, изготовленное с применением нано технологии, автоматизированное инженерное средство под звучным наименованием «автоматизированная пожарная кирка» и «БСЛ 110».

Еще мы видим вдали, в нарушение самых элементарных правил фортификации, в нарушение правил расположения огневых средств в опорных пунктах, в нарушение всех правил маскировки, и снова, прямо на гребне высотки силуэт танка, снова, как и сказано выше, замаскированный под «нано куст». Кстати и яма замаскирована таким же новым способом.




Что мы не видим? А вот здесь, придется писать, наверное, долго.

Ни Югославия, ни Ирак наших военных гениев ничему не научила, а если за время реформы еще и ничего не сделано, исходя из того опыта боевых действий, и этих фото, то тогда совсем дела швах.

Первое, в современной войне использование опыта 1914 года, а именно оборудование траншей, является полнейшим анахронизмом, если не сказать более. Декларируя новые взгляды, новые способы, новые формы ведения вооруженной борьбы в новом облике, особенно в маневренной обороне, когда бригада должна иметь несколько рубежей обороны и одновременно заставляя ее оборудовать опорные пункты в соответствии со старыми подходами, значит, угробить ее на этой первой позиции.

Второе, полное игнорирование требований к учету возможностей вероятного противника вести разведку в реальном масштабе времени на всю глубину нашей страны во всех диапазонах, а это значит, что позиция этого подразделения уже нанесена на все карты с точностью каждого изгиба ямы от 1 до 3-5 метров и менее. Координаты всех огневых средств данного подразделения уже внесены в системы огневого поражения, и будут поражены на предельных дальностях без огневого и непосредственного соприкосновения.

Третье, учитывая, что у данного подразделения имеется одно основное огневое средство, это танк, у него должно быть несколько огневых позиций, а та, что есть, никогда не должна находиться на одном уровне с пехотой. Это ведь должен знать не только руководитель учений, но и командир взвода, да и сам командир танка. Кто их готовил и где?

Четвертое, а где здесь участие инженерных войск в оборудовании позиций? Где инженерная техника, предназначенная для оборудования позиций. Где средства маскировки, которые сначала должны применяться, а только потом оборудоваться позиции, если это необходимо и имеется для этого время. Самым простым способом было бы использование личным составом вертикальной и горизонтальной маски из маскировочных сетей, не говоря уже о нано и ноу-хау. Тогда можно было бы сказать, что да, этот крохотный элемент организации занятия с  мотострелковым взводом руководителю учений удался.

Пятое, где ложные цели, где уголковые отражатели, где имитаторы и другие средства прикрытия позиций войск от средств разведки, от высокоточного оружия. Да и ввести противника в заблуждение, обозначая ложные позиции, никогда не помешает. О конфигурации и самом расположении позиции просто не будем говорить. Кто понимает о чем я, этого более чем достаточно.

Шестое, где специальные другие средства, которые должны полностью скрыть танк от разведки противника, и позволить противнику подойти на дистанцию, позволяющую гарантированно поразить максимальное количество целей противника первыми выстрелами, а не быть самому пораженным на максимальной дальности боевыми вертолетами противника.



Здесь читателям предлагаю опрос, с какой дальности будет уничтожен именно этот танк при таком его расположении и маскировке?

Упреждая скептиков, что мол, это только начало маскировки, и она еще полностью не проведена, отсылаю выше к тексту, где упоминается разведка вероятного противника. Мы ведь знаем, если принято решение для проведения определенной операции, то оно основывается на данных, добытых именно разведкой, и постоянно уточняется, при получении дополнительных данных от разведки, которая с приближением времени начала операции, только наращивает свои возможности. Это не военная или государственная тайна, это просто бизнес, потому, что в войне, что в бизнесе, законы разведки не меняются.

Седьмое, можно продолжать и дальше описывать все несоответствие современным требованиям в организации боя на данном рубеже, снова начиная от отсутствия оружия у личного состава, отсутствия наблюдения и охранения, и заканчивая выводом, что привлекая войска на полигон за месяц до начала учений, их готовили к войне вчерашнего дня, если не считать применение «автоматизированной пожарной кирки».

2.         Организация переправы

Это очень объемный и интересный эпизод в ходе учений. Хорошо, что здесь механики (не знаю как экипажи) прошли занятия по плаванию, потому, что как утверждает автор, ранее механики не обучались преодолению водных преград, в связи с этим и получились некоторые шероховатости. Для себя мы только уяснили одно, что начиная с июня месяца, зная, что будут участвовать в учениях ни бригада, ни армия, ни округ так и не организовали соответствующие занятия ранее, а организовывали их накануне, и в ходе учений. Это является грубейшим нарушением и не позволяет допускать часть или подразделение к учениям. Но в новом облике все возможно.



Давайте немного отойдем от учений и темы данных занятий, потому, что назвать это форсированием нельзя, оно осуществляется при непосредственном соприкосновении с противником, а там люди на башне, как раз отличные цели для снайперов. Если это переправа войск через озеро, то зачем, что мешает его объехать? Это будет быстрее и безопаснее, да и демаскировать свои намерения в открытую, не стоит. Вот так, все всегда забывают о возможностях разведки противника.

А теперь о главном в этом вопросе. Требование к способности техники мотострелковых подразделений форсировать водные преграды с ходу, было выдвинуто еще тогда, когда многомиллионная армия готовилась отразить нападение противника, разгромить его на чужой территории и дойти своим ходом до проливов Ла-Манш и Гибралтар.

Сегодня совсем другие условия, другие угрозы, другие способы их решения, другие формы и методы ведения боевых действий. Возникает законный вопрос. Зачем пехотным подразделениям техника, предназначенная для форсирования или переправы с ходу войск. Это условие накладывает ограничения на боевую массу объекта, на ее защищенность, в том числе и противоминную, на способность ведения боя в различных условиях, в том числе и в тех, которые сейчас нарезали организаторы в замысле учений «Кавказ-2012». Достаточно иметь такую технику в ВДВ, одна из задач которых и будет захват плацдармов.

Для мотострелковых подразделений требуется комплекс нового вооружения, массой около 30-35 тонн, включающей несколько видов гусеничных боевых машин пехоты с совершенно новым подходом к комплексу вооружения. С таким комплексом можно вести и маневренную и любую другую оборону, или наступление, или выполнять различные другие боевые задачи. Но более подробно об этом в другом материале.

А пока вывод, который можно сформулировать следующим образом. Войска не в полной мере были готовы к выполнению данного элемента замысла учений. А сам замысел, повторяясь именно данным элементом, на всех последних учениях и «Восток-2010» и «Центр-2011» и «Кавказ-2012» говорит о том, что организаторы не могут найти новые способы проверки и обучения войск, пользуясь старыми конспектами. Руководители учений, оставаясь одними и теми же, на протяжении данного времени, не могут понять и уяснить, а какие же возможные варианты действий войск как своих, так и  противника могут быть на данном стратегическом направлении, что уже должно вызывать опасение, как минимум, у Верховного Главнокомандующего.

3.         Применение авиации

Мы все знаем, что авиация в современной войне играет основную, а зачастую и единственную роль в достижении победы в войне или вооруженном конфликте.

Зарубежные страны развитию авиации и высокоточных боеприпасов увеличенной дальности уделяют огромное внимание, заказывая промышленности и закупая и управляемые ракеты и управляемые авиабомбы, и противорадиолокационные ракеты и противотанковые ракеты и остальную номенклатуру боеприпасов, позволяющую наносить противнику поражение, не входя в зону поражения ПВО противоборствующей стороны.

Исходя из этого, общеизвестного характера боевого применения различных систем авиации противника мы можем предположить, что обороняющиеся войска будут бить до полного уничтожения всеми имеющимися средствами, имея огромное преимущество в средствах разведки и не встречая противодействие со стороны обороняющихся в элементарных средствах активной и пассивной маскировки.

Если не углубляться далеко в стратегию, а рассмотреть конкретный взвод, занимающий позицию, изображенную на фото, то сразу же становится ясно, что данному взводу недостает средств вскрытия непосредственной атаки противотанковых вертолетов противника, вскрытия полета ракеты воздух-земля, выпущенной с ударного самолета или ударного БПЛА, и отсутствуют средства уничтожения этих боеприпасов на безопасном удалении от объекта.   Здесь есть еще масса вопросов о которых необходимо говорить, но которые не только не отрабатывались на данных учениях, а и не рассматриваются к отработке.



Что же касается непосредственно нашей авиации. К сожалению и на фото и на видео, размещенном ранее, и об этом уже говорилось, наша авиация на таких учениях действует вопреки всем боевым приемам, которые необходимо применять в современном бою. Это подтвердила и война 08.08.08, когда нашу авиацию разделали под орех, а она нашла виноватых не у себя, а всю вину свалила на разведку, не понимая, что тем самым только укорачивает себе жизнь. Ведь в современной войне у противника будут не только современные комплексы ПВО, а и современные истребители, способные на равных или даже с преимуществом бороться против нашей авиации. А что нам показывают. Полет в сомкнутых рядах на самой прекрасной высоте для стрельбы любыми средствами. А при стрельбе ракетой средней и большой дальности, на данную группу достаточно 1-2 ракет, чтобы все четыре самолета вывести из строя. Так чему мы учим и что кому хотим показать. Раньше, в мою молодость говорили, что смотри, как не нужно делать. Но тогда было другое время, а сейчас такое применение авиации оставит наземные войска через 5-10 дней совершенно без своей авиации. Это ли цель учений? Как по такой тактике выставлять оценку  и кому ее выставлять? Летчику, который не вернется с такого полета, или командиру - руководителю, который поставил такую задачу. Да и кто может гарантировать, что боевые действия сейчас будут длиться не 5 а 10 дней, а может быть и 60 дней или год. Так у нас и самолетов не станет к 10 дню вооруженного конфликта.

4.          Как бы чего не вышло

Завершающую реплику Дениса и комментировать нет желания. Только одно, «кто же его снимет, он ведь памятник». А значит такое детское объяснение, что войска не нужно учить, потому, что лишат премии или снимут с должности, наталкивает на простую мысль, а почему бездарь, который не может научить солдата, офицера должен сидеть на должности и просиживать штаны. А если завтра война, кто пойдет вместо него, когда будут угроблены уже тысячи солдатских жизней.

Нет, Денис, это оправдание, что коленки трясутся, а значит, будем упрощать все до безобразия, не является ни оправданием, ни объяснением, а является конкретно действием против ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА ПУТИНА, как Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами, отвечающего перед страной и ее народом за настоящую, а не мнимую безопасность страны.

А стратегические командно-штабные учения с использованием автоматизированных систем вооружения, должны быть совершенно другого характера и проводиться реально, а не виртуально. Виртуальность в военном деле может оказать помощь, но только не более как на 10-15% от требуемого результата, все остальное это мысли полководца и мужество солдата.

Буду признателен, если данная заметка окажется кому-то полезной. Отдельно спасибо Денису Макрушину за предоставленный материал.

Россия, Армия

Previous post Next post
Up