Мозг и долголетие - Так же - мышление вредно для мозга."

Dec 27, 2012 10:38




Оригинал взят у kodusass в Мозг и долголетие
 Мой собеседник и по совместительству оппонент makrofag2  в дискуссии в его ЖЖ здесь сделал неожиданное заявление без никаких обоснований
"Так же - мышление вредно для мозга."
 При такой категоричности возразить словами мало, надо числа, примеры, ссылки, что слишком объемно для коммента в там ЖЖ
Поэтому ответ и возражения тут. Во первых: что пишет об этом академик Наталья Бехтерева «Сила мысли продлевает жизнь» и суть в том, что (дальше копипейст из интервью с некоторыми "....." прпусками) творческая деятельность задействует почти весь мозг, включает зоны, имеющие отношение к самым разным процессам, - здесь и память, и эмоции, и собственно креативность, и многое другое.  Когда происходит подобная «нестереотипная деятельность», мозг работает в полную силу и живет полноценной жизнью. Ему ведь, как и всем другим органам, нужно работать - даже мозг детей, не получивших достаточного количества раздражителей, может не развиться как следует. Если же человек провел свою жизнь в «стереотипной ситуации» - подметал улицы, стоял за конвейером, - словом, «ходил» по «меченым линям» и никак не компенсировал эту недогрузку мозга, то в старости он уже не сможет легко выучить иностранный язык, будет испытывать серьезные затруднения с памятью и многое другое. А тот, кто всю жизнь занимался умственной работой, сохраняет мозг в рабочем состоянии до глубокой старости, хотя
память может и не быть такой острой, как в 20-30 лет. Но и умственная нагрузка бывает разной силы, и у каждого человека есть свой кажущийся предел возможностей. А за этим пределом стоят сверхзадачи, выполнение которых и является решающим моментом, который может продлить жизнь.....Но бывает, что человек сталкивается со сверхзадачей и отказывается ее решать, не принимает этот вызов. И это путь в старость.......

И тело - тоже
 При решении сверхзадач в мозгу даже немолодого человека могут формироваться новые связи, и образуются (этоуже теперь экспериментально доказано) новые нейроны - нервные клетки! Формирующиеся нейронные сети начинают работать и поддерживают не толькохорошую интеллектуальную форму, но и влияют на многие процессы ворганизме. Работающий мозг лучше справится даже с последствиямиинсульта. Структуры мозга, которые дополнительноактивируются при решении творческой задачи, имеют прямое отношение кразличным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени ипространстве, проявлениям личности (personality). В то же время онивлияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции. Ввозможности ряда из этих структур входит обеспечение эмоций, регуляцияавтономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т.д.

Полагаю, что именно вовлечение человека в творческий процесс со всеми сопровождающими его перестройками в мозге и организме и приводит к статистически оправданной, пожалуй, удивительной ситуации, когда «умные живут дольше». Оживает мозг, оживает организм.
 Например, в процессе творчества активируются участки, важные для эмоциональной деятельности, - в том числе, в структурах гипоталамуса, влияющих на эндокринную систему, которая напрямую связана с процессами старения. Это лишь одна линия, но я считаю, что активный мозг и в пожилом возрасте продолжает регулировать почти все происходящее в организме.

А дальше мой текст. За пару часов наковырял из Вики известных творческих личностей, имена которых мне где нибудь попадались Оказалось и этих не мало, поэтому всех искать не стал, так что это далеко не все из живших и живущих. Выбор ограничен и тем, что все они россияне, имеют отношение к физике (и некоторые - математике). Надеюсь понятно, что и в прочих областях науки таких людей много. Главное их отличие - до преклонного возраста занимались передовыми проблемами науки и технологии. Список такой:
Возраст, имя, род занятий, иногда пояснения. Возраст из Вики на момент написания, кто то уже умер, кто то продолжает работать или просто жив. Итак
92, Ю́лий Бори́сович Харито́н, физик
90 Никола́й Никола́евич Семёнов, физико-химик
77 Гео́ргий Никола́евич Флёров, физик-ядерщик, основатель Объединённого института ядерных исследований в Дубне
89 Пётр Леони́дович Капи́ца, Физик.Основатель Института физических проблем (ИФП), директором которого оставался вплоть до последних дней жизни.
79 Абра́м Фёдорович Ио́ффе, физик
82 Жоре́с Ива́нович Алфёров физик
76 Евге́ний Бори́сович Алекса́ндров физик-экспериментатор
90 Анато́лий Петро́вич Алекса́ндров физик, президент Академии наук СССР (1975-86)
93 Вита́лий Ла́заревич Ги́нзбург физик
82 Алекса́ндр Ви́кторович Гуре́вич физик-теоретик
86 Бори́с Ла́заревич Ио́ффе физик
70 Евге́ний Миха́йлович Ли́фшиц физик
85 Анато́лий Алексе́евич Логуно́в физик, создал последовательную релятивистскую теорию гравитации
86 Моисе́й Алекса́ндрович Ма́рков физик-теоретик
83 Лев Бори́сович О́кунь физик
75 И́горь Евге́ньевич Тамм физик-теоретик
93 Евге́ний Льво́вич Фе́йнберг физик-теоретик
90 Ле́в Влади́мирович Альтшу́лер физик
79 Вениами́н Аро́нович Цу́керман физик-теоретик
82 Никола́й Никола́евич Боголю́бов математик и физик-теоретик,
89 Спартак Тимофеевич Беляев физик
84 Алексе́й Алексе́евич Абрико́сов физик
88 Алекса́ндр Ильи́ч Ахие́зер физик-теоретик
81 Влади́мир Бори́сович Браги́нский физик-теоретик и экспериментатор
73 Я́ков Бори́сович Зельдо́вич физик и физико-химик
90 Дми́трий Дми́триевич Иване́нко физик-теоретик
78 Лю́двиг Дми́триевич Фадде́ев физик-теоретик и математик
79 Лев Петро́вич Пита́евский  физик
85 Оста́п Степа́нович Парасю́к  физик-теоретик
82 Олег Борисович Фирсов физик-теоретик
84 Андре́й Никола́евич Ту́полев самолеты ТУ
82 Серге́й Влади́мирович Илью́шин самолеты ИЛ
83 Алекса́ндр Серге́евич Я́ковлев самолеты ЯК
80 Па́вел О́сипович Сухо́й самолеты СУ
87 Ви́ктор Амаза́спович Амбарцумя́н астрофизик
78 Никола́й Генна́диевич Ба́сов физик (мазер с Прохоровым)
85 Алекса́ндр Миха́йлович Про́хоров физик (мазер с Басовым)
91 Ива́н Матве́евич Виногра́дов математик директор Математического института им. В. А. Стеклова АН СССР, работал в этой     должности более 45 лет до своей смерти
96 Влади́мир Алекса́ндрович Коте́льников физик радиотехника
95 Алексе́й Фёдорович Богомо́лов физик
80 Валенти́н Петро́вич Глушко́ генеральный конструктор многоразового ракетно-космического комплекса «Энергия - Буран»
83 Ната́лья Петро́вна Бе́хтерева !!!
77 Евге́ний Па́влович Ве́лихов физик-теоретик
96 Изра́иль Моисе́евич Гельфанд один из крупнейших математиков XX века и биолог,
92 Гео́ргий Тимофе́евич Заце́пин физик
81 Леони́д Вениами́нович Ке́лдыш физик-теоретик
79 Алекса́ндр Льво́вич Минц физик
94 Бори́с Евге́ньевич Пато́н учёный в области металлургии и технологии металлов
83 Алексе́й Васи́льевич Погоре́лов математик
80 Бру́но Макси́мович Понтеко́рво физик
82 Юрий Васильевич Прохоров математик
86 Бори́с Ви́кторович Раушенба́х физик-механик, один из основателей российской аосмонавтики
70 Влади́мир Никола́евич Челоме́й участвовал в создании двигателей и прочих объектов ракетной, космической и авиационной техники.являлся одним из ключевых создателей советского «ядерного щита».
99 Бори́с Евсе́евич Черто́к учёный-конструктор, один из ближайших соратников С. П. Королёва
84 Васи́лий Па́влович Ми́шин Один из основоположников советской практической космонавтики. Соратник С. П. Королёва, продолживший его работы в области космонавтики.
89 Дмитрий Ильич Козлов конструктор ракетно-космической техники.
77 Семёнов, Юрий Павлович конструктор космической техники, главный конструктор НПО Энергия

Имена кликабельны, ведут на Вики статью.
Этот далеко не полный список долгожителей среди ученых убеждает в пользе мышления ?

---------------

Оригинал взят у makrofag2 в Ответ в тему : "Мозг и долголетие"
уважаемому собеседнику kodusass http://kodusass.livejournal.com/10282.html

Мышление вредно для мозга

Поддерживаю мнение об необходимой работоспособности мозга для плодотворного долголетия.
Гимнастика для мозга,это лекарство от многих болезней,а так же лучшее средство реабилитации после травматических повреждений.
Знаком со многими фактами пользы для мозга умственных упражнений.
Вот показательный пример известного нейропсихолога Э.Голдберг: http://the-fifth-way.narod.ru/ExecutiveBrain/111.htm
Но тем не менее по прежнему настаиваю "Мышление вредно для мозга"
Давайте рассуждать находя слабые стороны пользы мышления для мозга.
Это поможет нам объективной оценке в попытках понять "для чего мышление,сознание".
Насекомые, примитивные живые существа, обходятся работой простых структур мозга в сравнении с высокоорганизованными нервными системами -высших животных и человека. Обходятся минимальным рецепторно- анализаторным аппаратом и выполняют задачи схожие по сложности с когнитивными задачами человека и высших животных.
Например пчёлы.
Справка: "Существует около 20 тысяч видов пчёл. Их можно обнаружить на всех континентах, кроме Антарктиды."
"Пчёлы, как и муравьи, по существу являются специализированной формой ос. Хотя возраст наиболее ранних окаменелых находок оценивается только в 40 млн лет, исследование генетики пчёл и частично окаменелостей указывает, что они появились гораздо ранее, вместе с появлением цветковых растений 140 млн лет назад."
В тоже время : Homo sapiens sapiens 100 тыс.л.н.
Единственный ныне существующий вид гоминид.(!!!) http://antropogenez.ru/catalog-hominids/
Это напротив существующих ныне 20 тыс. видов пчёл….
Эволюция - не творческий экспериментатор. Выживает в природе то, что способно пока сопротивляться в суровых условиях среды и остаётся не самое лучшее, а то, что ещё не успело разрушиться.
Из 50 - ти млн. видов заселявших нашу планету в текущий момент природной среды, - осталось не более 1,5 млн. Остальные не выдержали конкуренцию, или на основе случайных приспособлений остаются пока в биологических нишах.

Является ли сложная нервная система стабильным гарантом процветания вида?
Судя по данным вымирания почти всех видов гоминид - не является.
Мало того - объём мозга гоминид постоянно был предрасположен к уменьшению, за счёт увеличения объёма периферической нервной системы.
Появляется тенденция ,когда «кормить» мышечную массу гораздо выгоднее чем «прожорливый мозг» потребляющий в активном состоянии более 25% всей энергии организма против 10% .
Антропологи по своему описывают тенденцию к уменьшению объёма мозга : «
Последнее потепление, начавшееся около 10 тысяч лет назад, почти совпадает с началом уменьшения объёма мозга у современного человека. По-видимому, усложнение на клеточном уровне компенсировало сокращение массы мозга. Ближе к современности, в пределах уже H. sapiens, имеется хотя и не строгая, но явная закономерность увеличения длины тела и массы мозга в периоды оледенений и уменьшения в периоды потеплений.»
http://antropogenez.ru/zveno-single/155/

Вероятно в периоды потепления: суровые условия реальной действительности становятся мягче, выживать проще; поэтому появляется возможность увеличить размеры тела и утихомирить «аппетит мозга» - например для успешного доминирования в природной среде, где порой железные мускулы важнее, чем расчётливый ум.

По поводу важности объёма мозга для сложной умственной деятельности современные исследователи гоаорят: профессор С.В.Савельев, автор книги «Происхождение мозга»
«- Все наши интеллектуальные возможности хранятся в мозге….
…….Когда человек рождается, новые нервные клетки не появляются. Увеличение размера мозга происходит за счет увеличения размера самих клеток, которых у нас в мозге 150 миллиардов, и за счет гидратации, то есть обводнения. Человеческий мозг увеличивается в размерах где-то до 26-27 лет. Потом переходит в фазу стабильности. До 50 лет никаких изменений не происходит. Но это не значит, что нервные клетки не погибают. Нейроны погибают от голода в течение всей нашей жизни: за счет того, что нарушается кровоснабжение мозга. После 50 лет гибель нейронов становится наиболее интенсивной. Это приводит к тому, что мозг за каждые последующие 10 лет уменьшается на 30 грамм. И если, не дай бог, человек дожил до 90 лет, его мозг уменьшится на 120 грамм. Это много, поскольку средняя масса мозга 1300 грамм. Человек становится асоциальным, если масса его мозга меньше у мальчиков - 900 грамм, у девочек - 800 грамм. Таким мозгом обладают австралийские аборигены……..
…..В 70% случаев талантливые и одаренные люди имеют мозг крупнее
нормы. У человека с большим мозгом больше шансов оказаться талантливым, чем у человека с маленьким……
…………У разных рас разная масса мозга. К сожалению… Можно ли воспитать в себе некие способности? Нет, воспитать нельзя. Можно только реализовать. Способности человека - это комбинация наиболее выраженных структур мозга. Выраженных не в психологическом смысле, а в морфологическом. Они просто большие. Например, чтобы быть хорошим художником, надо не просто обладать зрением, а иметь большие по размеру структуры: должно быть латеральное коленчатое тело, задние и передние бугорки четверохолмия, затылочные палеокортексы 17 и 18, 19… И это только чтобы разглядывать что-нибудь. Например, необычайную красоту… стодолларовой банкноты. А чтобы скопировать ее, человеку необходимо еще полтора десятка достаточно выраженных структур: ведь кроме зрения нужна еще очень точная моторно-двигательная координация. А то увидеть человек сможет, а нарисовать или вырезать - нет………..
………Каждая индивидуальная способность человека имеет свое представительство в мозге. Если она структурно выражена, то есть структуры, вовлеченные в эту функцию, достаточно большие, то, естественно, этот человек будет способен заниматься этой деятельностью. А если нет, то, сколько бы он ни пыхтел, ничего не получится. Это в простом случае. Есть, конечно, сложные профессии, в которых структуры не так четко определены, в которых функции носят смежный характер. Но принцип тот же самый: размеры структур, отвечающих за конкретные функции, определяют возможности человека их реализовать.

Если от родителей достались большие структуры, в повседневной жизни человек обязательно найдет возможность свои способности реализовать. Как говорится, талант себе дорогу пробьет. Почему? Да потому что большие слуховые структуры, например, вынудят человека вести себя так, что он пойдет в музыканты или в певцы. Структуры большого размера будут заставлять человека менять свое поведение, мотивировать его. Он будет заниматься деятельностью, к которой предрасположен, потому что она ему будет нравиться.»

Профессор Савельев, считает, что человечество глупеет : «… в социальном сообществе наибольшей эффективности достигают наиболее примитивные особи. Потому что человек разумный асоциален. Он не разделяет обезьяньих принципов и руководствуется привнесенными системами - моралью, этикой и проч. А наиболее упрощенные организмы, которые воспринимают в чистом виде размножение и доминантность, легче достигают результата. Именно потому обычно среди нуворишей наибольшее количество людей, которые не отличаются от питекантропов и бабуинов. Это - нормальное явление. Это - биологическая победа. Никакого отношения к социальным, этическим ценностям она не имеет…..

[А у физкультурников с возрастом сохраняются лучше всего моторные функции, а не интеллектуальные.]
….. Каждый человек должен жить в соответствии со своими реальными возможностями. Когда человеку навязывают то, что он не может реализовать, возникает конфликт. Что ждет человечество? Первое: интеллектуальное развитие, естественно, намного снизится. Потому что вы не заставите школьника умножать в столбик, если у него калькулятор под партой. Второе: продление жизни и улучшение здоровья является признаком доминантности. Ну, как в Америке сейчас. Человек доминирует, прекрасно выглядит, чувствует себя. Имеет это какое-то отношение к интеллекту? Я вас умоляю! Мозг работает по принципу: те области, которые используются, лучше сохраняются. А у физкультурников с возрастом сохраняются лучше всего моторные функции, а не интеллектуальные.


Итак, что ждет человечество? Физически крепкие, ведущие здоровый образ жизни граждане с маленьким мозгом. Потому что мозг будет прогрессивно уменьшаться, что с ним и происходит последние 120 тысяч лет. Чем выше уровень социализации гомо сапиенс, тем меньше нужен мозг. Зачем человек с выдающимися способностями массе посредственностей? Что с ним делать? Старый библейский принцип - побить камушками. Человек с выдающимися способностями нарушает социальную структуру бараньего стада. Поэтому люди наиболее интеллектуальные из любых социальных сообществ всегда вытеснялись. Если ты обладаешь способностями, приспосабливайся к стаду… Так что деградация, которая началась с момента уменьшения размера мозга, будет прогрессивно нарастать.» http://www.rusrep.ru/2010/06/savelev/

И так : в силу колоссальных затрат (25% всей энергии организма) , мозг старается минимизировать свою активность,например за счёт автоматизации навыков. За счёт роста качества орудий производства.
Снижение энергозатрат на содержание мозга человека происходит за счёт всё большей социализации общества и улучшения условий существования, например : Аграрная революция - процесс, ведущий к резкому росту продуктивности сельского хозяйства.
Неолитическая аграрная революция (ок. 10 тысяч лет назад).
Выжжено! (PEAK6)

Далее следует подробная ссылка с выводом : «Итак, нервная система млекопитающих в процессе эволюции стала крайне "дорогим" органом. Расходы на содержание мозга млекопитающих сопоставимы с расходами на содержание мозга человека, на которые в неактивном состоянии приходится примерно 8-10% энергетических затрат всего организма. Мозг человека составляет 1/50 массы тела, а потребляет 1/10 всей энергии - в 5 раз больше, чем любой другой орган. Прибавим расходы на содержание спинного мозга и периферической системы и получим: около 15% энергии всего организма в соcтоянии покоя расходуется на поддержание активности нервной системы. По


самым скромным оценкам, энергетические затраты только головного мозга в активном состоянии возрастают более чем в 2 раза. Учитывая общее повышение активности периферической нервной системы и спинного мозга, можно уверенно сказать, что около 25-30% всех расходов организма человека приходится на содержание нервной системы.

Чем меньше времени мозг работает в интенсивном режиме, тем дешевле обходится его содержание. Минимизация времени интенсивного режима работы нервной системы в основном достигается большим набором врожденных, инстинктивных программ поведения, которые хранятся в мозге как набор инструкций. В целях экономии энергии мозг почти не используется для принятия решений, основанных на личном опыте животного. Парадокс заключается в том, что в результате эволюции был создан инструмент для реализации самых сложных механизмов поведения, но энергоемкость такой суперсовершенной нервной системы оказалась очень высокой, поэтому все млекопитающие инстинктивно стараются использовать мозг как можно реже.» Источник: С. САВЕЛЬЕВ Энергетический подход к эволюции мозга http://www.scorcher.ru/axiomatics/axiom_show.php?id=132

-------------------

Математические способности требуют интенсивных коммуникаций в мозге | Блоги | Компьютерное Обозрение

Модус эвиденциальности

Сесть - встать - предсказать: Быстрый тест на возраст - Популярная механика

Загогулины эволюции

Тролли и их капища

Р_АСА, Наука, Гены, Антропо, Жизнь, Демограф, ЭльАль_элиты, nlp, Антересное, здоровье, СТАТ

Previous post Next post
Up