Оригинал взят у
svetlako в
Пушкин как сукин сын и Таня Ларина как хабалка Сначала нудная научная цитата из докторской диссертации А.В.Беловой «Повседневная жизнь провинциальной дворянки Центральной России (XVIII - середина XIX в.)»:
Механизм социального конструирования гендера в период девичества явно характеризовался репрессивностью
1) ограничение доступа к информации (чтению, образованию), в том числе касавшейся взаимоотношений полов,
2) жесткий контроль за акциональным и вербальным поведением и самовыражением,
3) запрет на внепубличную устную и письменную коммуникацию с представителями противоположного пола,
4) интериоризация представлений о постыдности телесного и сексуального, вплоть до низведения сексуальных отношений до уровня недочеловеческих («скотская любовь»),
5) предписание требований «строгого воздержания», соблюдения «девичьей драгоценности»,
Если исследователь права, а материал ее диссертации весьма обширен - данные пункты точно описывают стереотипы поведния девушек пушкинской поры и стереотипы восприятия такого поведения окружающими.
Однако, я не о научной стороне вопроса. Я о деревенской дворянке Тане Лариной. Можете представить себе, как отнеслись к этой героине современники? Нет ни одного жизненного правила для «порядочной дворянской девушки», которые Таня бы не нарушила в самой сути их! Пробежимся опять по пунктам из работы Беловой, применяя их к Татьяне:
1) ограничение доступа к информации (чтению, образованию), в том числе касавшейся взаимоотношений полов
Её книги. Кошмар! Сплошные бессмысленные любовные романы! По понятиям тех времен крайне откровенные.
2) жесткий контроль за акциональным и вербальным поведением и самовыражением,
Её неумение «властвовать собою». Постыдная открытость души!
3) запрет на внепубличную устную и письменную коммуникацию с представителями противоположного пола
Её письмо Онегину, которое вообще находится за гранью добра и зла - и последующая встреча с ним тет-а-тет.
4) интериоризация представлений о постыдности телесного и сексуального, вплоть до низведения сексуальных отношений до уровня недочеловеческих («скотская любовь»)
Её сексуальныейший сон - с погоней, с насилием, с медведем-Онегиным, увлекающим её в угол и «слагающим» на лавку…
5) предписание требований «строгого воздержания», соблюдения «девичьей драгоценности»,
Её прямое и недвусмысленное предложение себя и своей невинности мужчине.
Интересно, если записать сейчас «неписанные правила поведения современных девушек», которые далеко ушли от пушкинской поры, но для которых всё ещё существуют некие запреты и табу. А потом вообразить себе нового Пушкина, знакомящего нас с НОВОЙ ГЕРОИНЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - которая не подчиняется ни одному из важнейших современных стереотипов? Как бы это нам понравилось? Пушкин в восторге от своей Тани, а мы будем в восторге от нашей современницы с таким поведением?
Пушкин - ниспровергатель нравственных устоев. Или наоборот - их строитель?
Я задумался…