Пушкин как сукин сын и Таня Ларина как хабалка

Dec 27, 2012 00:48



Оригинал взят у svetlako в Пушкин как сукин сын и Таня Ларина как хабалка

Сначала нудная научная цитата из докторской диссертации А.В.Беловой «Повседневная жизнь провинциальной дворянки Центральной России (XVIII - середина XIX в.)»:

Механизм социального конструирования гендера в период девичества явно характеризовался репрессивностью
1) ограничение доступа к информации (чтению, образованию), в том числе касавшейся взаимоотношений полов,
2) жесткий контроль за акциональным и вербальным поведением и самовыражением,
3) запрет на внепубличную устную и письменную коммуникацию с представителями противоположного пола,
4) интериоризация представлений о постыдности телесного и сексуального, вплоть до низведения сексуальных отношений до уровня недочеловеческих («скотская любовь»),
5) предписание требований «строгого воздержания», соблюдения «девичьей драгоценности»,

Если исследователь права, а материал ее диссертации весьма обширен - данные пункты точно описывают стереотипы поведния девушек пушкинской поры и стереотипы восприятия такого поведения окружающими.

Однако, я не о научной стороне вопроса. Я о деревенской дворянке Тане Лариной. Можете представить себе, как отнеслись к этой героине современники? Нет ни одного жизненного правила для «порядочной дворянской девушки», которые Таня бы не нарушила в самой сути их! Пробежимся опять по пунктам из работы Беловой, применяя их к Татьяне:

1) ограничение доступа к информации (чтению, образованию), в том числе касавшейся взаимоотношений полов
                 Её книги. Кошмар! Сплошные бессмысленные любовные романы! По понятиям тех времен крайне откровенные.

2) жесткий контроль за акциональным и вербальным поведением и самовыражением,
                       Её неумение «властвовать собою». Постыдная открытость души!

3) запрет на внепубличную устную и письменную коммуникацию с представителями противоположного пола
                       Её письмо Онегину, которое вообще находится за гранью добра и зла - и последующая встреча с ним тет-а-тет.

4) интериоризация представлений о постыдности телесного и сексуального, вплоть до низведения сексуальных отношений до уровня недочеловеческих («скотская любовь»)
                      Её сексуальныейший сон  - с погоней, с насилием, с медведем-Онегиным, увлекающим её в угол и «слагающим» на лавку…

5) предписание требований «строгого воздержания», соблюдения «девичьей драгоценности»,
                      Её прямое и недвусмысленное предложение себя и своей невинности мужчине.

Интересно, если записать сейчас «неписанные правила поведения современных девушек», которые далеко ушли от пушкинской поры, но для которых всё ещё существуют некие запреты и табу. А потом вообразить себе нового Пушкина, знакомящего нас с НОВОЙ ГЕРОИНЕЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ - которая не подчиняется ни одному из важнейших современных стереотипов? Как бы это нам понравилось? Пушкин в восторге от своей Тани, а мы будем в восторге от нашей современницы с таким поведением?

Пушкин - ниспровергатель нравственных устоев. Или наоборот - их строитель?

Я задумался…

Культура, Ыстория, Россия, nlp

Previous post Next post
Up