Русский политолог и общественно-политический деятель Ярослав Белоусов констатирует:
“Христианство, ислам и национализм.
История показывает, что национализм и национальные государства стали достоянием христианских народов, в то время как ислам служил препятствием для успеха национальных проектов. В чем же дело?
Христианство действительно послужило взлетной полосой для национализмов. Этому поспособствовали развитие национальных языков Библии в разных странах, формирование автокефальных церквей, культ национальных святых (Жанна д'Арк, Сергий Радонежский) и наличие у народов основополагающих мифов о принятии новой религии.
Ислам же предполагает культурную арабизацию и строгое подчинение единому образцу. Даже у тех мусульманских народов, которые смогли построить национальное государство (Турция, страны Средней Азии) или стремились/стремятся к нему (Иран, Ливан, Сирия, Египет), успехи были связаны с отходом от исламской концепции государственности и заключались в заимствовании продуктов христианской цивилизации (западная философия). Духовными лидерами ислама подобная сопротивляемость национализму оценивается как мировоззренческое достоинство.
Поэтому несмотря на наличие общих авраамических корней, нельзя ставить знак равенства между христианством и исламом. Это две религии заключают в себе диаметрально противоположные культурно-государственные матрицы, ведущие к созданию сильно отличающихся обществ.
Отношение исламизма к национализму.
Очень показательная цитата британского (!) деятеля родом из Пакистана, исламиста Калима Сиддики, 1980-е годы.
«Сегодня мы встали лицом к лицу с возможно величайшим злом, идущим по миру, злом национализма… Путь уммы и путь исламского движения в умме блокируется национальными государствами. Эти национальные государства - словно огромные валуны, набросанные на нашем пути ураганом недавней истории. Все национальные государства, которые сегодня оккупируют, порабощают и эксплуатируют земли, людей и ресурсы уммы, с необходимостью должны быть уничтожены».”