Историк Семушин: "Москва против Новгорода". Мифология и факты
Nov 22, 2023 22:06
Дмитрий Леонидович Семушин, русский историк, к.и.н., специалист по исторической географии Русского Севера, раскрыл подноготную взаимоотношений средневековых Москвы и Новгорода, почему-то об этом молчали и советские, и постсоветские историки на территориях РСФСР, УССР и БССР, я уж не говорю о прочих осколках СССР: [Spoiler (click to open)]https://www.apn.ru/index.php?newsid=44715
Мифом начальной истории России в нашей историографии стала концепция борьбы «Москвы» за «собирание» русских земель в современной историографии. В частности, академик С.Ф. Платонов (1860-1933) утверждал:
«Добром и злом, силою и ласкою собирала Москва Северную Русь. Она шла на Север следом за слабыми удельными князьями, легко отбирая у них вотчины и самих князей властно "прибирая" на свою службу... Сталкиваясь на Севере с Господином Великим Новгородом, Москва от него одного встречала сопротивление и порою даже должна была ему уступать».
Москва - против Новгорода. Главной причиной подобной исторической мифологии здесь выступает сам способ осмысления исторического прошлого, характерный для наступившей эпохи модерна с её национализмами, с её отличным от прошлого пониманием идентичности. В прошлое вносится придуманный национализм. Одно как бы «национальное» государство - «Москва» борется с другим как бы «национальным» государством - «Новгородом Великим». Борется и побеждает. «Москва» борется за «собирание» земель. Растущая «монархия» борется с «Республикой» и побеждает её, предопределяя дальнейшую линию «развития» к самодержавию - местной разновидности деспотизма и несвободы.
Сразу же обговорим то обстоятельство, что сами новгородцы именовали своё «государство» (кстати, термин не из той эпохи) либо «Новгородская волость», либо «Новгородская земля», либо «Новгород Великий», либо просто «Новгород».
То, что Новгород Великий в своём историческом прошлом был «республикой», первым придумал известный основатель гуманитарных наук начавшегося Нового времени в России - В.Н. Татищев (1686-1750).(1)
Позднее и, похоже, независимо от него, идее «Новгородской республики» придал либерально-революционный смысл А.Н. Радищев (1749-1802) в «Путешествии из Петербурга в Москву» (1790).(2) А.Н. Радищев в отечественной культуре и заложил традицию возвышенного отношения к «Новгородской республике».
Концепт о Новгороде - «республике» получил дальше весьма широкое распространение в современных научных трудах по истории (уровень компетентности историка определяется использованием кавычек при слове «республика»), в вузовских и школьных учебниках по русской истории (даже в курсе «единого учебника» после 2014 года), популярных исторических сочинениях, в публикациях в интернете, например, в той же Википедии и т. д. Определение Новгорода «республикой» в современном российском историческом нарративе является как бы само собой разумеющейся и не подвергаемой сомнению истиной - своего рода историографической традицией. «Новгородская республика» воспроизводится автоматически и без каких-либо сомнений.
Подобного рода толкование через несколько исторических циклов вновь стало актуальным в современной идеологии проевропейской «революции» в России, о противостоянии в её прошлом «европейской свободы» -- «Орде». В этом не трудно убедиться, если посмотреть на рассуждения в социальных сетях или популярных публикациях о «зверском уничтожении» «Москвой-Ордой» свободолюбивой «Республики» и древней демократии, будто бы тесно связанной с Европой и даже якобы входившей в Ганзейский союз. Самым банальным стало рассуждение на тему о том, что «Новгород» и «Москва» якобы имели принципиальные различия в способе организации власти. Новгород - это вечевая республика, а Московское княжество - феодальная монархия.
Таким образом, концепции о «завоевании» Москвой Новгорода Великого идёт в русле самых актуальных политических спекуляций на тему основ нашей истории.
В созданной только что (20 ноября 2023 года) за рубежом революционной «Ассамблее национального возрождения» присутствует некая локальная организация, именующая себя «Новгородской вечевой республикой». Под «Новгородскую республику» даже изобрели якобы её древний флаг - белое полотнище с голубой полосой, который сделали флагом «свободной России».
В конечном счёте, мифологическая и ненаучная концепция «Новгородской республики» и «завоевания Новгорода Москвой» не способствуют укреплению русской национальной идентичности. Она представляет русскую государственность заведомо антинациональной с «первородным грехом» на сцене вечной русской «трагедии».
Здесь остановимся и дальше, чтобы определить государственную форму Новгорода Великого, предложим всё-таки обратиться к историческим документам эпохи самого Новгорода Великого ХII-ХV веков. Одна часть из них - актовый материал, опубликован в одном томе - издании 1949 года «Грамоты Великого Новгорода и Пскова».(3) В комплексе этих актов формуляр грамот Новгорода Великого даёт многочисленные сведения об организации власти в Новгородском «государстве» с середины ХIII века и вплоть до его финала в 1478 году (см. грамоты № 29, 31, 33−35, 38, 41- 45, 55, 56, 58- 61, 66−71, 73, 77).
Кроме того, в статьях, находящихся в рукописи Археографической комиссии перед Комиссионным списком Новгородской первой летописи, представлены составленные в первой четверти ХV века самими новгородцами следующие списки:
1) Родословие великих князей русских от Рюрика до Василия Васильевича (1425-1462);
2) Родословие князей;
3) Кто сколько княжил;
4) Династии русских князей;
5) Князья киевские;
6) Князья Великого Новгорода;
7) Посадники новгородские;
8) Тысяцкие новгородские;
9) Русские митрополиты;
10) Новгородские епископы;
11) Новгородские архиепископы;
12) Архимандриты новгородские;
13) Все «грады руские, дальние и ближние».(4)
Отметим из этой выборки нужное для нас. Это список новгородских князей.
В списке новгородских князей, составленном самими новгородцами, после князя Ярослава Всеволодовича (1190-1246) читаем следующий текст:
«...и опять Ярослав Всеволодович; и по нем сын его Александр Храбрый; и по нем брат его Андрей; и опять Александр; и по сем Ярослав Ярославич; потом Дмитрий Александрович, и тот, седев 3 месяца и неполны, выиде из града [Новгорода]; и по сем Василей Ярославич; по сем Андрей Александрович; и по сем Михайло Ярославич, и тот седев 3 месяца и неполны, и выиде из града; и по сем Юрьи Данилович, внук храброго Александра; и по сем Дмитрии Михайлович; и по Дмитрии брат его Александр; по сем Иван Данилович; по том Семеон, сын его; потом Иоанн, сын его другый; по семь Дмитрий Констянтинович; Дмитрии Иванович; сын его Василий».(5)
Здесь не трудно заметить, что означенный ряд новгородских князей с Александра Невского (в тексте «Храброго», 1252-1263) полностью совпадает с рядом великих князей владимирских (см. даты великого княжения).
- Ярослав Ярославич Тверской (1263 - 1272);
- Дмитрий Александрович Переяславский (1276 - 1281);
- Василей Ярославич Костромской (1272-1276);
- Андрей Александрович Городецкий (1281-1283, 1294-1304);
- Михайло Ярославич Тверской (1305-1318);
- Юрий Данилович Московский (1318-1322);
- Дмитрий Михайлович Тверской (1322-1326);
- Александр Михайлович Тверской (1326-1327);
- Иван Данилович Калита, Московский (1328-1340);
- Семен Иванович Гордый, Московский (1340-1353);
- Иван Данилович Красный, Московский (1353-1359);
- Дмитрий Константинович Суздальский (1360-1363);
- Дмитрий Иванович Донской, Московский (1363-1389);
- Василий Дмитриевич Московский (1389-1425).
Все эти великие князья по предъявленному новгородскому списку являются одновременно новгородскими князьями.
Новгородцы в одном акте - договоре с великим князем Василием Васильевичем Тёмным (1425-1433, 1434-1445, 1446-1462) и его сыном-соправителем великим князем Иваном Васильевичем, известным в нашей исторической традиции, как Иван III, -- так описывают полуторавековую цепочку своих новгородских князей одновременно являющихся великими князьями владимирскими:
«Какъ целовалъ князь великыи Ондрѣи, и князь великыи Иванъ, и князь великыи Семенъ, и прадѣдъ твои князь великыи Иванъ, и дѣдъ твои князь великыи Дмитріи, и отець твои князь великыи Василеи, целуи, господине князь великыи Василеи Василіевичь и князь великыи Иванъ Василіевичь, по тому же крестъ ко всему Великому Ноугороду».(6)
Договор Новгорода с великими князьями владимирскими на новгородское княжение стал традицией и оформлялся присягой - крестоцелованием. После этого великий князь владимирский становился новгородским князем.
В нашей современной историографии и школьных курсах истории давно стало общим местом утверждение о свободном избрании в «Новгородской республике» новгородских князей. Однако, как наблюдаем мы, для периода с середины ХIII века по финал «Новгородской «республики» это не так. Новгородскими князьями в этот период были великие князья владимирские, и свободного избрания новгородских князей после середины ХIII века не было. Свободное избрание заменил договор. Отношения великих князей с Новгородом Великим основывалось на договоре. Договор делал великих князей владимирских новгородскими князьями.
Здесь надо заметить, что многие процессы, происходившие в землях Северо-Восточной и Северо-Западной Руси в середине XIII - середине XV веков, могут быть правильно поняты лишь при учёте того, что Русь в этот период находилась в системе Монгольской империи и, в частности, её «западного крыла» - Улуса Джучи. С подчинением Северо-Восточной Руси ордынским царям власть князей в Новгороде была решительным образом реформирована с тем, чтобы через неё через назначаемого в Орде великого князя подчинить и Новгород Великий ордынскому царю. Власть Орды означала лишение Новгорода Великого прерогативы свободного выбора новгородцами себе суверена. Возникала зависимость Новгорода от политической системы Великого княжения, а через неё - от Орды.
Вот структура власти в Новгороде в этот период, начиная с 1259 года: князь (великий князь, назначаемый Ордой), владыка (архиепископ), посадник, тысяцкий и «все новгородци». Кроме того, великого князя в Новгороде в ХIV-ХV веке представлял великокняжеский наместник, имевший резиденцию под Новгородом на Городище. Тогда во властном перечне, при отсутствии упоминания князя, владыка (архиепископ) писался в формуляре договора впереди великокняжеского наместника.
Как можно объяснить означенную структуру с точки зрения современной теории разделения властей? «Все новгородци» или «весь Новгород Великий» - это вече - контрольный и законодательный институт без чёткой процедуры и регламентации. В новгородском вече не было ничего уникального. Вече было обычной практикой в «городах-государствах» древней Руси и не только. Например, такая административная единица в Польше, как «повет», восходит в своей языковой форме к слову «вече». Но в ХV веке на общем фоне соседних княжений Новгород и Псков выглядели реликтами Древней Руси со своей вечевой формой управления в «городах-государствах» - «землях». В этом плане «Новгородская республика» напоминает античные города-государства, хотя конституирование в ней представительной власти далеко не достигло их уровня.
Посадники и тысяцкие в рассматриваемой структуре - это верховная исполнительная власть в Новгороде Великом. Посадники и тысяцкие были выборным институтом. Порядок выборов и круг выборщиков остаётся неясным. При этом посадники возникновением института посадничества, по-видимому, были связаны с уличанско-кончанской организацией Новгорода, а тысяцкие - с сотенной. В начальный период истории Новгорода тысяцкие были начальниками военного городового ополчения, т.е. несли прежде всего военные функции. Но в позднейший период они приобрели функцию организации и надзора за торговлей и свободным торгово-ремесленным населением Новгорода.
Институт же новгородских посадников вырос из княжеского наместничества в ранний период Древней Руси. Посадник замещал князя, но после подчинения местной дружиной - боярством княжеской власти в Новгороде, он приобрёл самостоятельный связанный исключительно с местной боярской средой, выросшей из дружины, характер. Посадники стали верховной исполнительной политической властью в Новгороде, в ведении которой находились и вопросы безопасности, и военного дела, и дипломатии, и внутреннего управления.
В центре новгородской городовой вечевой общины стояло боярство, вышедшее из княжеской дружины, узурпировавшей в Новгороде важнейшие прерогативы княжеской власти. Чтобы окончательно ослабить княжескую власть, дружина - новгородские бояре ликвидировали её опору в Новгородской земле - княжеские земельные владения (иначе их научно называют «княжеский домен»). Более того, бояре захватили земли княжеского домена и определили их себе в наследственную собственность - в вотчины.
В исторической литературе великих князей, ставших по договору новгородскими князьями, именуют поздним конца ХV века названием «великие князья владимирские». На практике же, после 1304 года все эти великие князья стали официально титуловаться «великими князьями имя рек всея Руси». Этим реальным титулом не следует пренебрегать при описании института великокняжеской власти. Именование этих великих князей в современной исторической литературе просто «московскими князьями» глубоко ошибочно. Великокняжеским доменом для «великого князя всея Руси» становится территория волости Владимира на Клязьме. Позднее, в начале ХIV века, к нему добавляется Переяславль-Залесское княжество. Что касается Новгорода, то каждый князь, признанный Ордой через ярлык «великим», автоматически становился новгородским князем по договору с Новгородом Великим. Начиная с Александра Невского, составляемый самими новгородцами список «новгородских князей» представлен исключительно «великими князями владимирскими» - на самом деле, как мы указывали, с 1304 года - «всея Руси».
С великого князя Дмитрия Донского «великое княжение всея Руси» утвердилось за старшим князем московского княжеского дома. Оно стало наследственным, и для его занятия уже не требовалась санкция Орды. С конца ХIV века ордынская санкция уходит навсегда, и пребывание в качестве новгородского князя обеспечивает уже наследственный династический принцип в московском великокняжеском доме. И где же тогда здесь «Новгородская республика»? С Дмитрия Донского все великие князья московские (с официальным титулом всея Руси) являются одновременно новгородскими князьями. Так, например, до Ивана III, якобы «завоевавшего» Новгород, новгородскими князьями были: его отец Василий II, дед Василий I и прадед Дмитрий Донской. Приступая к Новгороду в 1471 году, великий князь Иван III называл себя его «отчичем» и «дедичем», и это, на самом деле, было правдой. Только власть эта и великокняжеский суверенитет были ограничены в Новгороде договором. У великих князей всея Руси в Москве на основании наследования к середине ХV века возникло представление об их особых династических правах на Новгород Великий.
Однако здесь надо учитывать то обстоятельство, что, в отличие от территории собственно «великого княжения» на «Низу», где власть великого князя носила «вотчинный» характер, его власть в Новгороде Великом имела с самого начала ограниченный договорной характер. Таких договорных грамот великих князей и Новгорода сохранилось достаточно много экземпляров, чтобы судить о содержании подобного рода отношений (см. ГВНП № 1-7, 9-16, 18, 19, 22, 27). Их содержание позволяет сделать вывод об устойчивости традиции договорного правления. При этом новгородцы не расширяли прерогативы великого князя во внутреннем управлении, но и не сужали их.
В договорах с великими князьями, утверждавших их в качестве новгородских князей, Новгородская земля всегда противополагается «Суздальской» - «Низу». Договоры определённо указывают на существование между двумя политическими образованиями государственной границы. Однако свободные поданные двух образований могли беспрепятственно мигрировать в оба направления, т.е. система при существующем различии и разделении в основе своей была единой. Однако холопы (рабы) и должники подлежали выдаче.
Власть великих князей в Новгороде не была номинальной. Великие князья на деле исполняли в Новгороде и Новгородской земле княжеские властные функции, о чём свидетельствуют найденные археологами в большом количестве новгородские великокняжеские печати. У себя в великом княжении во Владимире и в своих вотчинных княжествах великие князья использовали совсем другие печати. Это указывает на то, что великокняжеские компетенции в Новгороде и на «Низу» не смешивались. Они были разными.
Важнейшей функцией великого князя в Новгороде была организация военных сил и военная защита Новгородской земли от ливонских немцев, Швеции и Литвы. Взаимоотношения Новгорода с верховным сувереном - ордынским царём -- также шли посредством великого князя - князя новгородского. Система выглядела как «матрёшка» подчинения татарам. Дань Орде Новгород платил через великого князя. Весьма распространённым мифом в историографии и массовом сознании является современное утверждение, что подчиненный Новгороду т.н. «Русский Север» не знал «татарского ига». Однако заметим, что подчинённые Новгороду его периферийные территории - т.н. «волости новгородские» -- по запросу великих князей, одновременно князей новгородских, платили в Орду дань, именуемую «чёрный бор».
Возможности великих князей - князей новгородских -- ограничивались в Новгороде договором. Так, великий князь и его слуги не имели права обзаводиться земельными владениями в Новгороде и Новгородской земле. Новгородцы, а не сам великий князь - князь новгородский, определяли величину княжеских пошлин и кормлений. Великий князь мог исполнять функцию княжеского суда, но только во время своего пребывания в Новгороде. Замещающий его великокняжеский наместник не имел права судить без новгородского посадника.
Здесь надо себе уяснить, что владение новгородским княжеским столом после 1260 года, начиная с 1304 года - т.е. великого князя Михаила Ярославича Тверского, и вплоть до падения Новгорода -- стало неотделимо от «великого княжения всея Руси». Созданная с санкции Орды в середине ХIII века политическая конструкция (как её назвать в современных категориях модерна?) уже в ХIV веке стала для обеих частей единой политической структуры традицией. Получается, что в Северо-Восточной и Северно-Западной Руси в XIII-XV веках наличествовало как бы две системы - новгородская и великокняжеская, но находившиеся в тесном политическом и экономическом взаимодействии на основе взаимного интереса и подчинения Новгорода великому князю на условиях договора. Поздние летописцы конца XV века назвали эту организацию «Великим княжением Владимирским и Великого Новгорода». В кризисной Византийской империи эту общность в первой половине ХIV века назвали «Великой Россией» (μεγάλη Ρωσία), которой соответствовала в церковной части подчинявшаяся константинопольскому патриарху митрополия Киевской и всея Руси - с 1461 года митрополита Московского и всея Руси. Таким образом, Великороссия возникала ещё до «завоевания Новгорода Москвой». Великороссией именовалась политическая и церковная система «великого княжения и Новгорода Великого».
О церковной стороне дела. Рядом с великим князем - главой Новгорода Великого -- стоит избираемый в Новгороде архиепископ. Для своего утверждения после избрания новгородский владыка ездил к митрополиту Киевскому и всея Руси, в начале ХIV века перебравшегося из Киева во Владимир, а чуть позднее - в Москву. Новгородская архиепископия формально состояла в митрополии «всея Руси», а князем Новгородской земли был великий князь «всея Руси». Собственно, эта митрополия и была изначально в понимании византийцев, назначавших русского митрополита, «Великой Россией».