Калка, территория будущего Донбасса, пир монголов на костях русских князей.
В субботу побывал на презентации книги Александра Жучковского о Мозговом.
Спросил у автора, был ли Мозговой русским националистом по своим взглядам.
После того, как Жучковский закончил отвечать, присутствовавший там Павел Губарев из зала добавил в том духе, мол, что на Донбассе все были националистами, даже если они себя таковыми не называли.
Интересно, подумал я, вроде раньше Губарев считал себя евразийцем, неужели он перековался? Может быть, публикация «Русской доктрины» свидетельствует о том, что настроения на Донбассе от неосоветизма действительно сместились в пользу русского национализма? Заинтригованный, после презентации подошел к Губареву немного пообщаться.
Я: А вы сейчас идентифицируете себя как русского националиста?
Губарев: Да, я и всегда им был.
Я: Погодите, ну вы вроде раньше евразийству сочувствовали?
Губарев: А в чем противоречие?
Я (выпучив глаза в изумлении): …ну, как сказать, есть разница, строим мы русское национальное государство или евразийскую империю с таджиками и киргизами.
В ответ на это Губарев стал мне объяснять, что в Советском Союзе было много хорошего, шла ассимиляция, все знали русский язык, а сейчас пройдет еще пара поколений, и армяне с грузинами по-русски говорить разучатся, как венгры с поляками. И вообще, приезжал к ним на Донбасс воевать 65-летний чеченец, выросший при советской власти, нормальный мужик вообще, а вот молодые чеченцы беспредельничали, чуть ли не под зеленым флагом бегали, рэкетом занимались и его самого похитили. «Ну и какие чеченцы нам нужны?» - спросил меня Губарев, завершая свой монолог.
Я ответил, что вообще-то никакие, и далее изложил вариант решения чеченской проблемы (ну, вы поняли какой, кхм, с полным размежеванием). На что Губарев воскликнул: «как, мы будем от русской земли отказываться?!» Тут я вытаращил глаза во второй раз и напомнил, что русских в Чечне давно не осталось. На это Губарев ответил, что Чечню опять надо заселить русскими. Тут я стал ему говорить про коэффициент рождаемости у русских женщин и про то, что даже в Центральной России стремительно идет депопуляция - куда уж нам опять Чечню заселять… Но тут к Губареву подошел еще кто-то, и на этом наш диалог закончился.
Так что увы, в головах на Донбассе, видимо, ничего не поменялось. Как можно сочувствовать Советскому Союзу, который и создал ту Украину, с которой вы воюете? Ассимиляция и русификация при советской власти была стихийным, низовым процессом, совершенно естественным, учитывая удельный вес и культурное значение русского ядра. При этом на официальном уровне этой стихийной ассимиляции всячески ставили палки в колеса, культивируя на всех уровнях многонациональность. Конечно, в евразийской перспективе в этом нет ничего плохого, я понимаю...
Можно сколько угодно смеяться над украинцами - но в плане национального самосознания они на две головы превзошли русских. Тут у них есть чему поучиться, вы мне поверьте. Я много лет говорю о том, что единственной жизнеспособной альтернативой украинскому национализму является русский национализм. А под знаменами евразийского многонационального неоимперства можно только проигрывать. Я, прежде всего, говорю о битве за умы - не знаю, что там будет с Донбассом, но на остальном Юго-востоке мы эту битву уже проиграли. Молодежь однозначно ассоциирует себя с украинским национальным проектом - ну не с Лениным же и с чеченцами себя идентифицировать, не так ли?...