Ассирийский регион Гавар.

Jul 13, 2017 22:19



Район Гавар на карте (из книги У. Э. Виграма "Колыбель цивилизации") отмечен стрелочкой.

Статья 2012 года Ашура Гиваргиса, потомка рода епископов Мар Слыва и внука упоминаемого в тексте Йонатана Гиваргиса.

По сообщениям XIX - начала XX века в Гаваре было от 23 до 30 деревень; число варьируется по причине того, что курды и турки обычно уничтожали деревни, а ассирийцы их вновь восстанавливали. Обитатели Гавар выращивали пшеницу, ячмень, хлопок, чай. Все деревни по этническому составу были полностью ассирийскими, за исключением некоторого числа евреев, живших среди них. Согласно данным д -ра Эдварда Каттса (Edward Cutts) в Гаваре в 80 -е годы XIX столетия проживало 1497 семей. (2).

Вплоть до Первой мировой войны Гавар являлся епископством Ассирийской Церкви Востока. Кафедру гаварского епископство занимали представители клана Мар Слыва, происходившие из дерени Мар Зайя в Джилу и состоявшие в родстве с кланами Мар Зайя и Мар Саргис. Под пастырским окормлением Бет Аббуна д’ Джилу (Beth Abbouna D’Jilu, Епископская семья Джилу) кроме Гавара находились регионы Деранайе (Deranayeh), Нудес (Noodes), Чал (Tchal), Хананис (Khananis) и Альбак (Albeq), которые все вместе насчитывали 80 деревень.

Подобно другим ассирийцам семья Мар Слыва столетиями страдала от курдских и турецких притеснений, но из - за своего нахождения на равнине и непосредственной подчинённости османским властям ассирийцам Гавара, Альбака и Саламаса приходилось гораздо труднее, нежели их собратьям в высокогорьях (независимые племена Тйаре, Джилу, Баз, Диз, Тхума).

Американский миссионер Джастин Перкинс (Justin Perkins, годы жизни 1805-1869) повстречал гаварского епископа Мар Слыву 3 марта 1843 года (после совершённых курдами под предводительством Бадрхана массовых убийств ассирийцев) и так его описывал: «Мар Слыва настолько беден, что не может прилично одеться. Он и его люди не так давно подверглись нападению и были ограблены дикими курдами, поэтому он глубоко переживал свою потерю, а также унижение от произвола. Я попросил у одного из присутствовавших при этом наших священников дать бедному страдальцу дешевый платок со своего головного убора, пообещав приобрести для священника другой. Достопочтенный простосердечный человек был глубоко поражен добротой и в ответ произносил в мой адрес много благословений» (3)

Согласно Перкинсу, на этой встрече Мар Слыва поведал, что после резни Бадрхана в Гаваре осталось только около 100 семей. Перкинс так описывает ситуацию в Гаваре и других ассирийских районах: «Курды относятся к несторианам, объекту своих нападений, как к пчёлам. Оставляют их в покое до тех пор, пока «улей не наполняется мёдом», а затем грабят их» (4)

Наследственная линия епископов Гаваре пресеклась во времена Первой мировой войны, когда все члены семьи были обезглавлены курдами в деревне Гегоран (Gegoran) в 1914 году. Единственным выжившим оказался Йонатан Гиваргис, молодой человек 25 лет, в то время находившийся в Кудшанисе и под руководством патриаршей семьи и доктора Уильяма Виграма изучавший теологию и ассирийский язык, готовясь стать новым епископом Гавара.

Даже Йонатан не мог позднее стать епископом, поскольку он принимал участие в атаке ассирийцев на поселение Койнашахир (Koynashahir), совершённое в качестве акции возмездия за совершённое там убийство ассирийского патриарха Мар Беньямина Шиммуна курдским вождём Исмаилом Шимко (1918 год).

В 1924 году Йонатан женился на ассирийской девушке из Ардишаира (Ardishaiir, ассирийская деревня в районе Саламаса) и у него родился единственный сын Гиваргис, который под руководством семьи Мар Шиммунов ( леди Сурмы, сестры Мар Беньямина) готовился стать новым епископом Гавара. Однако этому помешала резня ассирийцев, устроенная иракцами в августе 1933 года - патриаршая семья была отправлена британскими властями в изгнание на Кипр, а Гиваргис и его отец в числе 12000 ассирийских беженцев оказались в Сирии. До финальной демаркации турецко - иранской границы район Гавар служил для ассирийцев своеобразной остановкой во время путешествий из области племён в Хаккяри на равнины Урмии и обратно. В различные годы XIX столетия обитатели многих ассирийских деревень Гавара были насильно обращены в ислам или убиты.

Ассирийское население Гавара пострадало от событий Первой мировой войны. В октябре 1914 года Гавар, Альбак и Саламас стали первыми целями, атакованными под флагом джихада, тысячи людей были убиты, сотни деревень полностью разрушены и сожжены.

Сегодня внуки обитателей Гавара разбросаны по всему миру подобно другим ассирийцам, а район полностью заселён курдами, подобно остальным ассирийским высокогорным районам и равнинам того государственного образования, что сейчас именуется «Турцией».

Бейрут, 6 октября 2012 года.

Список использованной литературы:

(1) G. Maspero : :"Hitory Of Egypt, Chaldaea, Syria, Babylonia, and Assyria",V8, special study by Project Gutenberg
(2) E.L.Cutts : “Christians under the crescent in Asia” (Христиане под полумесяцем в Азии), London, P: 355
(3) Rev. Justin Perkins : “A residence of eight years in Persia among the Nestorian Christians” (Восьмилетнее пребывание в Персии среди христиан - несториан), New York, 1843 - P: 304.
(4) Perkins, P: 316.

P. S. Мои "пять копеек": Как сказано в англоязычной википедии, название Гавар происходит от слова "Gaur, Gwer, Gabr, Gawr", в привычном нам произношении "гяур". Так персы-мусульмане именовали изначально зороастрийцев, а впоследствии всех немусульман в регионе. Возможно, район получил наименование по причине абсолютного преобладания среди населения "гяуров" - ассирийских христиан. В 1936 году район и одноимённый административный центр был турецкими властями переименован в Юксекову. Про этимологию современного названия ничего не нашёл.



Юксекова / бывший Гавар на современной карте.

курды, Джилу, Гавар, Турция, мои переводы, ассирийцы, Иран-Иран, Ассирийская Церковь Востока, гонения на христиан, Хаккяри

Previous post Next post
Up