Шенкурск.

Oct 23, 2014 01:26

Оригинал взят у vaga_land в Вниз по течению. Шенкурск. Конец пути.



К Шенкуску я доплыл на семнадцатый день.





Попасть сюда не так-то легко. Городок стоит на правом берегу Ваги, а трасса Москва-Архангельск проходит по левому берегу, точнее, даже не по берегу, а в пяти километрах от него. Междугородние автобусы, идущие мимо Шенкурска, сворачивают с трассы и доезжают до самого берега Ваги. Если дело происходит зимой, люди, подняв воротники, и закутавшись в шарфы, бодро шагают через замерзшую реку.
Летом приходится ждать переправу.



В «казанку» помещаются только четыре человека, поэтому, зачастую лодка ходит от берега к берегу, огибая по дуге большую мель, несколько раз. За переправу люди платят по 30 рублей. Последние несколько лет, сразу после ледохода, через Вагу устанавливают понтонный мост, но от того места, где пассажиры выходят из автобуса, до этого моста надо идти 700 метров по обочине пыльной дороги, поэтому люди предпочитают переплывать на другой берег на моторной лодке.





Берег высокий и обрывистый, и с реки Шенкурска не видно, он как будто прячется за соснами, растущими на берегу.



Во времена седой древности на высоком берегу Ваги стояла деревянная крепость, окруженная рвами, но, конечно, от этой крепости сейчас не осталось никаких следов. Сохранилась лишь часть рва, и то, только потому, что в том месте было удобно спускаться к реке. Этот спуск сейчас одно из самых оживленных мест в городе. Здесь пристает моторка, перевозящая людей с левого берега, сюда на машинах привозят корзины с бельем, ковры и паласы, а потом полощут, трут и моют все это на большом плоту. Здесь же купается детвора, так как из-за крутизны берега в других местах купаться неудобно.



Чуть в стороне от того места, где стояла крепость, в 1681 году был построен Михайло-Архангельский собор. В 19 веке рядом с собором, ближе к реке была построена Благовещенская церковь с невысокой приземистой колокольней.

Летом 1918 года спокойной жизни Шенкурска пришел конец. Весной союзники высадились в Мурманске, готовились высадить свои войска в Архангельске, и в июле 1918 года губисполком объявил мобилизацию. Для шенкурских крестьян, многие из которых недавно вернулись с фронтов Первой мировой, это известие было как гром среди ясного неба. Июль, это же самая горячая пора в деревне! Это же сенокос! А тут опять мобилизация… Жена с детьми сено ведь не заготовит… Чем кормить корову зимой?.. Опять же, четыре года англичане и французы были союзниками, а тут большевики говорят, что это самые главные враги Советской власти. Кому верить?
В Шенкурск мужики собрались, но отправляться в Архангельск они никак не желали. Помитинговали мужики, и взялись за оружие. Во главе их встал Максим Ракитин, бывший учитель, окончивший во время Первой мировой войны школу прапорщиков. Местные коммунисты и красноармейцы заперлись в каменной казарме, но через несколько дней сдались. За несколько дней перестрелки погиб только один человек, мобилизованный, которого за каким-то лешим понесло в казарму, а красноармейцы, не разобравшись, что ему надо, застрелили его.
Позднее, в советской историографии эти события были названы Шенкурским мятежом.



В августе 1918 года, вскоре после прихода в Архангельск войск союзников, отряд белогвардейцев, продвигавшийся по Ваге, достиг Шенкурска. В сентябре 1918 года в Шенкурске появились американцы, батальон 339 пехотного полка и рота 310 инженерного полка.
В 50-е годы пребывание американцев в Шенкурске описывали так:
«За пять месяцев своего хозяйничания в Шенкурске американ¬ские интервенты совершили множество кровавых зло¬деяний против русского народа. Они подвергли звер¬ским истязаниям сотни советских граждан, рабочих и крестьян, мужчин и женщин, стариков и детей. По ма¬лейшему подозрению американские военные власти бро¬сали советских людей в застенки, где их мучили, изби¬вали, морили голодом, а затем расстреливали или спускали живыми под лед в реку Вагу. Многие девушки Шенкурского уезда поплатились жизнью, став жертвами заокеанских насильников. Во всех этих преступлениях были повинны многие американские солдаты и офицеры, в частности такие командиры подразделений войск США, как капитан Фацимас и капитан Г. Стевард.
Интервенты почти совершенно разрушили Шенкурск, расхитили городскую библиотеку, разграбили местный музей. У населения были отобраны все золотые и сереб¬ряные вещи. Впрочем, захватчики брали не только ценно¬сти, но и обычные обиходные вещи: белье, одежду, посуду и пр. Они «реквизировали» весь окот» (Тарасов В.В. «Борьба с интервентами на Севере России», М., Госополитиздат, 1958 г.)
Сейчас это смешно читать, но, если судить по некоторым дискуссиям в ЖЖ, некоторые продолжают считать, что именно так все и было.



В январе 1919 года красные стали наступать на Шенкурск с трех сторон, и через 6 дней боев американцы и белогвардейцы оставили город, отступив на север.
При Советской власти в Шенкурске все было, как везде. Снесли собор и церковь, стоявшие на высоком берегу, опустошили большой каменный собор, разогнали монахинь женского монастыря.

В Шенкурске я ни разу не был, поэтому, хотел осмотреть его, но надо было куда-то пристроить лодку. Пристав к берегу, я заговорил с рыбаком, стоявшим неподалеку. Узнав, что я плыву с Кокшеньги, и проплывал мимо Благовещенска, он сказал, что у него жена родом из Благовещенска. Быстро выяснилось, что она не только родом из Благовещенска, но и училась в школе вместе с моей родственницей. Повезло! Вопрос с лодкой после этого, естественно, решился очень быстро.
В моем распоряжении было не больше часа, поэтому, за это время удалось посмотреть только центр Шенкурска.
С начала 20-го века городок не сильно изменился. Очень сильно пострадали каменные соборы, но деревянная застройка сохранилась хорошо.



Вид Шенкурска до 1917 года.
В центре снимка - собор Троицкого женского монастыря. Слева хорошо видно большое белое двухэтажное здание. Сейчас здесь находится городской музей.
Снимок, я думаю, сделан с крыши деревянного Михайло-Архангельского собора.



А вот что стало с собором женского монастыря за годы Советской власти.



Другой собор, который стоит ближе к реке.

Школу в Шенкурске строили мастера своего дела. До сих пор стоит, как новая!









В некоторых местах сосны растут рядом с домами. Сейчас в этом старинном здании находится городской архив.



На Севере не встретишь таких резных деревянных наличников, как в Костромской или Владимирской области. Северные наличники более простые по одной простой причине: в замысловатом резном деревянном кружеве будет больше скапливаться снега, и наличник будет быстрее гнить. Жизнь на Севере заставляла людей быть прагматичными, и не заниматься ненужным украшательством.


<

Шенкурск не Греция, и нельзя сказать, что в Шенкурске есть всё. Но солярий там есть!


<

Бюст Ломоносова в городском сквере заботливо покрашен серебряной краской, но успел зарасти травой, стоит рядом с кустами, и когда я неожиданно наткнулся на него, эффект от встречи с земляком был довольно сильный. Хорошо, что я наткнулся на бюст Михаила Васильевича не в сумерках.



Рядом с городским сквером находится большое старинное двухэтажное здание из красного кирпича. В одной его части, там, где раньше были лавки и магазины, и сейчас находятся продуктовые магазины, причем один из них большой и очень приличный. Другая часть здания от небрежения пришла в упадок. Балки и стропила рухнули в живописном беспорядке, но рухнули не до конца, и одну из балок заботливо подпирает металлическая конструкция.



На высоком берегу Ваги, там, где раньше стояли Михайло-Архангельский собор и Благовещенская церковь, несколько лет назад был поставлен большой деревянный памятный крест. На снимке справа видна протока, а главное русло Ваги правее, за островом. Место красивейшее!
Печально, но весь берег зарос высокой травой и идти можно только по узенькой тропинке. Понятно, что у районной администрации, скорее всего, нет денег, чтобы содержать дворника, который следил бы за этой частью города, но в ста метрах от креста стоит здание Шенкурского райотдела милиции и несколько двухэтажных кирпичных домов, построенных в 70-80-е годы. Что мешает мужикам выйти с косами на угор и смахнуть всю траву?

Заходил я в музей, но он оставил грустное впечатление. Экспонатов мало, и на всей экспозиции лежит отпечаток былых времен, времен Советской власти. В первую очередь меня интересовал период Гражданской войны, но, честно говоря, там нечего смотреть, кроме застекленной витрины, где лежат две каски, американский керогаз и снарядная гильза. Все остальное, это воспевание славного подвига Красной Армии, вошедшей в Шенкурск в январе 1919 года. Нет ни слова ни о Шенкурском восстании, ни о Максиме Ракитине, о том, как в действительности жил Шенкурск во время Гражданской войны. Даже книг Е.Овсянкина, много и интересно писавшего о жизни Шенкурского уезда в те годы, я не увидел в том зале. Хотя, чему тут удивляться? Зимой я был в Тотьме, так там в краеведческом музее между 1917 и 1941 годами вообще ничего нет. Черная дыра! Не было в Тотьме ни Гражданской войны, ни 20-х, ни 30-х годов.
Перед тем, как уйти из музея, спросил музейную сотрудницу, женщину средних лет, как называется каменный храм, увиденный мной днем ранее на берегу Ваги, возле села Спасское. В ходе разговора понял, что она не только не знает, как называется храм, она даже не была там, хотя от Шенкурска до него не более пяти километров. Из музея я ушел разочарованный.

Вернулся на берег Ваги, выпил пива с Николаем, рыбаком, присматривавшим за моей лодкой, и поплыл на другой берег.

Переночевал я в палатке на берегу. Утром, не торопясь, позавтракал, высушил лодку, собрал рюкзак и палатку, дотащил все это до автобусной остановки, и около полудня уехал на каргопольском автобусе в Архангельск.

Ломоносов, храмы-мученики, Архангельская земля, краеведение, Шенкурск, церкви Святой Руси

Previous post Next post
Up