Зачем разыгрывают греческую трагедию? - 2

Jun 30, 2011 13:08

 
Обратите внимание, кому в прошлые годы греческое правительство поручало консультирование? Международным инвестиционным банкам, в частности, MorganStanley, Deutsche Bank, UBS, Goldman Sachs и JPMorgan. А теперь в США проводится масштабное уголовное расследование, которое ведет Комиссия по ценным бумагам и биржам в отношении шести крупных банков Уолл-Стрит, чтобы определить, вводили ли они в заблуждение инвесторов. Внимание прокуроров привлекли (кто бы мог подумать?!) такие банки, как JPMorgan Chase & Co, Citigroup Inc., Deutsche Bank AG, UBS AG, Morgan Stanley и Goldman Sachs Group Inc. Как вам такие совпадения? Американский экономист Джон Тейлор ставит диагноз: «Спекуляция сегодня - это более американское явление, чем яблочный пирог».

По итогам расследования на Goldman Sachs, например, были наложены санкции в размере 550 млн долл. «за участие в спекулятивных операциях». И хотя самому Goldman Sachs эта сумма, как «слону дробина», заметим, что для «неприкасаемых» банкиров подобный штраф - первый опыт наказания за «сомнительную деятельность».


О качестве консультаций упомянутых агентств и банков высказался француз Жак Аттали, который десятилетие назад возглавлял МВФ. Поверим ему на слово. Итак, «кризис вначале был небольшим американским ипотечным кризисом, который мог обойтись в 10 миллиардов долларов. Ничего не было сделано, и он перерос в мировой банковский кризис, который стоил уже 500 миллиардов долларов. Снова ничего не сделано, кроме того, что все переложили на плечи налогоплательщиков, и начался кризис государственных долгов, который теперь определяется цифрой в 7-8 триллионов долларов. Банки продолжают спекуляции. Ничего, абсолютно ничего не изменилось в системе, которая полностью находится в руках международных финансовых кругов. Я думаю, что худшее впереди. Худшее означает, что через 2-3 года, может быть меньше, Европа распадется».

Вот и выходит, что, в Штатах банки и консалтинговые агентства накосячили, а расхлебывать приходится европейским работягам. Чему удивляться, если даже Джордж Сорос в своей книге пишет «Возраст, в котором ошибаются» (The Age of Fallibility): «Главным препятствием стабильности и мирового порядка являются США».

Жестокая правда заключается в том, что вся структура власти в США - от банков и политиков до средств массовой информации - является частью системы мошенничества и обмана, пишет американский публицист Марк Эймс. А уж история Макса Кайзера звучит просто как подтверждение этих слов:

«6 мая 2010 года мы без сомнения пережили акт финансового терроризма. Это день, покрытый позором. Чтобы напугать законодателей, к их головам было приставлено оружие массового финансового уничтожения, и они сдались. Как изобретатель формирующей рынок технологии двойного действия (VST tech. US pat. no. 5950176), которая 132 раза упоминается в торговых программах и патентах HFT с 1996, могу вам сказать, что Goldman, JPMorgan и остальная банда просто убрали «покупки» из своих торговых программ, и на бирже произошел крах (акции Dow Jones рухнули на 30%!). А когда стало ясно, что завтра политики в Конгрессе не станут голосовать за предложение президента Обамы расчленить большие банки, из программ были убраны все «продажи», и рынок взвился вверх. Главную роль в этой мошеннической схеме играют торговые роботы, которые следуют указаниям Уолл-Стрит, посылая рынок в нужном направлении, а затем сотни тысяч частных инвесторов прыгают в гущу событий. А финансовые террористы потом говорят: «Это не мы, это - рынок». Следует отметить, что на следующий после краха день поправка о расчленении мегабанков потерпела поражение в Сенате со счетом 61:33, а также из билля об аудите Федеральной резервной системы были убраны ключевые положения. Одновременно Goldman встречался с представителями Комиссии по ценным бумагам, чтобы достичь мирового соглашения». Как вам исповедь?

И ведь что интересно - банки и крупный бизнес в кризис только жиреют (вот вам и причина липовых консультаций - кому война, а кому мать-родна), а расплачиваться должны обычные люди. Чистый социал-дарвинизм - перекладывание долгов из обязательств тех, кто их сделал, на шею тех, кто их обязан будет заплатить. Поэтому греческие манифестанты и требуют, чтобы за кризис расплачивались богатые - крупный бизнес и банки, и критикуют стабилизационное соглашение Греции с ЕС и МВФ, которое предусматривает экономию в 30 млрд евро в течение трех лет, прежде всего, за счет сокращения зарплат и пенсий и резкого повышения налогов. «МВФ и ЕС отбирают у нас целый век социальных завоеваний», - гласит один из транспарантов. «Правительство может сделать другие шаги до того, как забирать деньги у пенсионера, получающего 500 евро в месяц», - считает председатель Высшего совета профсоюза служащих госсектора Спирос Папаспирос.

Возвращаясь к началу статьи, хочется еще раз акцентировать внимание на том, что греческие проблемы при всем их трагизме все-таки выглядят как дымовая завеса, как информационная ширма, за которой пытаются упрятать более масштабные и болезненные вещи.

Вот мнение на эту тему человека известного и, в некотором роде, в мировых финансах выдающегося. Джима Синклера (Jim Sinclair) знают, как ведущего специалиста по мировой экономике и, в частности, по золоту. Регулярно выступает в New York Times. Недавно в пространном интервью Hera Research Newsletter (HRN) он сказал вот что: «В книге Джорджа Оруэлла (George Orwell) «1984» были такие громкоговорители, которые все время говорили людям, чего хочет Большой Брат. Сегодня в роли подобных громкоговорителей выступает финансовое телевидение. Сколько внимания финансовое ТВ уделяет несостоятельности американских штатов? Об этом упоминалось, но не в таком масштабе, как о проблемах Португалии, Греции, Испании и Ирландии, на которые тратятся часы, дни, недели и месяцы».

Минфин США смог сгрузить существенную часть долговых обязательств благодаря «греческому кризису», который нью-йоркские банкиры и хедж-фонды превратили в «кризис евро», прямо пишет не кто-нибудь, а сам Пол Крэйг, отец «рейганомики», ныне обозреватель Wall Street Journal. «Финансовая пресса сработала на руку минфину, создав панику вокруг европейского долга и евро. Центральные банки и частные инвесторы, ушедшие от доллара к евро, запаниковали, продали свои евро и вернулись к долларам через покупку американских долговых обязательств».

Возможно, такую же штуку можно провернуть с испанским долгом, ирландским долгом и долгом любой несчастной страны, охваченной беспечным расширением Европейского союза, размышляет Пол Крэйг. Но когда не останется стран, которые еще могут дестабилизировать инвестиционные банкиры с Уолл-Стрит и хедж-фонды, как тогда будет финансироваться американский бюджетный дефицит?

А мнение Барри Айхенгрина, профессора экономики Калифорнийского университета в Беркли, которое он сформулировал в своей книге «Чрезмерная привилегия» (Exorbitant Privilege) звучит, как приговор: «Америке остается самое большее пять лет, а, скорее, даже меньше, чтобы привести в порядок свой бюджет. Если же сохранить прежние тенденции, то США могут оказаться в роли сегодняшней Греции».

И это только парочка из разнообразных «лесных массивов» глобальных экономических проблем, которые старались прикрыть информационной кампанией вокруг одинокой «греческой оливы». Вот - еще одна чаща.

Экономический обозреватель Deutsche Welle Андрей Гурков так комментирует нюансы происходящего: «Ведущие политики еврозоны, включая и канцлера ФРГ Ангелу Меркель, далеко не случайно столь активно «кошмарят» народ: они пытаются предстать в виде борцов с аморальными спекулянтами и в ореоле спасителей евро, чтобы отвлечь внимание от своей совместной ответственности за падение общей финансовой дисциплины в еврозоне. А ведь именно из-за этого и стала возможна греческая трагедия, и над Португалией, Испанией, Италией, Ирландией замаячил призрак неплатежеспособности».

Португалия может быть вынуждена выйти из зоны евро, заявил министр иностранных дел страны Луиш Амаду. Страна в конце 2010 года разместила на мировом рынке свои гособлигации под более чем 6 процентов годовых. Это - один из самых высоких показателей за историю существования зоны евро. В еще более серьезной ситуации, чем Португалия, оказалась Ирландия, у которой доходность по подобным облигациям достигает 8,6 процентов.

Правда, у некоторых комментаторов эти нарочито размашистые действия некоторых европейских стран вызвали весьма интересную реакцию. «Молодцы в еврозоне! Европа - колыбель цивилизации и ответственности. Эти новости следует понимать так - мы обесценим евро, но свои проблемы, вы, американцы, решайте сами. Если не поняли намека с Ирландией, будет намек от Португалии, а потом и от Испании».

Анализируя ситуацию в еврозоне на конец 2010 года, тот же Ханс-Вернер Синн, президент германского экономического исследовательского института Ifo, пишет, что Греция должна реструктурировать задолженность, поскольку ее бремя выплаты процентов неприемлемо в долгосрочной перспективе. А вот Ирландии и Португалии вряд ли будет нужна реструктуризация долгов в течение нынешнего кризиса. «Я полагаю, что Португалия и Ирландия в значительно лучшей форме, чем Греция. Они принадлежат к другой категории и способны вернуть долги», отмечает он. Выходит, не так страшен черт?

Вроде бы лучшей демонстрацией того, что в зоне евро все не столь печально, стало и вступление туда в самый канун Нового года Эстонии. Какое усиление еврозоны! Но…

Переход на европейскую валюту означает для Эстонии помимо всего прочего то, что ей придется переводить часть бюджетных денег на стабилизационные программы для стран-соседей по ЕС, переживающих трудные времена. И это при весьма скромном бюджете. Ну, вот результат - эстонское телевидение демонстрирует, что от 50 000 до 100 000 человек из Эстонии могут в 2011 году остаться жить в Финляндии. Еще 77 000 жителей, согласно опросам общественного мнения, уже готовятся уехать из Эстонии за границу на заработки. «Очередной момент истины ждет в день первой зарплаты, когда будет выдана пугающе малая первая сумма в евро. Она может стать поводом для новой волны отъездов», - пишет эстонская газета Ohtuleht.

Так вступление в еврозону это плюс или минус? «Дай ответ. - Не дает ответа…»

И, наконец, то, что занимает всех - кризису конец, или он еще покажет себя? Для понимания ситуации обратимся к мнению экономического эксперта Алексея Михайлова, который доходчиво объясняет происходящее.

Формальные экономические показатели стран мира, прежде всего США и зоны ЕС, по итогам 2010 года маскируют проблему. Кризис не закончился. Он перешел в скрытую фазу, замечает эксперт. Чтобы американская экономика начала расти, необходим рост кредитования, а запустить его никак не удается.

Резкое расслоение рынков - особенность нынешнего кризиса. Денежная накачка уходит на определенные рынки, где риск мал, а доход велик в силу того, что эти рынки хорошо управляемы либо государством (например, рынок гособлигаций), либо крупнейшими финансовыми структурами (например, рынок нефти и, в определенной степени, рынок акций). Между рынками выросли невидимые стены.

Экономическая структура изменилась, а у государства остался старый инструментарий управления. С его помощью можно было управлять экономикой ранее - лучше или хуже. Однако сегодня управлять с помощью этого инструментария невозможно, он устарел. Здесь ключ к пониманию того, почему США и мировая экономика не могут выйти из кризиса. К пониманию того, почему внешне кажется, что все готово к экономическому росту, но сам рост никак не настает. И, увы, настать не может, пишет Алексей Михайлов.

До тех пор пока на рынке ликвидных активов можно много зарабатывать, деньги не пойдут в остальные сектора. Чтобы деньги могли стимулировать рост на потребительском рынке, надо перекрыть возможность заработка на рынке ликвидных активов.

Все, что могут власти США, - это поддерживать экономику на плаву за счет госбюджета. Это единственное, что работает в нынешней ситуации. Бюджет поддерживает потребительский спрос населения и в значительной части рынок недвижимости. Но, во-первых, это - искусственная подпорка, убери ее, и все здание экономической стабильности развалится. А во-вторых, это - не бесконечный источник.

Как можно привлечь капиталы при сохранении очень низких процентных ставок? Два старых, как мир, способа - пряник и кнут, пишет эксперт. (От себя добавим: обратите внимание, как он анализирует «кнут», - прямо в тему нашей статьи!)

«Пряник» - это рост курса доллара, что означает дополнительную премию тем, кто переводит свои деньги из других валют и вкладывает их именно в долларовые активы, включая госбумаги.

«Кнут» - это дестабилизация других валют. Доллар растет, потом он останавливается. И начинается подробное обсасывание и смакование проблем зоны евро с обсуждением самых крайних сценариев - государственных дефолтов и распада самого евро. С нехитрым выводом в конце о «ненадежности» этой валюты и «надежности» доллара. Когда эта дискуссия миру поднадоест, доллар вновь начнет расти. Конечно, это грубая схема, но именно так и происходит не первый раз в течение последних трех лет.

Все более и более ясным становится тот простой факт, что нынешний кризис не выполнил своей очищающей миссии - он не расчистил площадку для нового экономического рывка. Мир из кризиса не вышел, он просто получил передышку, заключает Алексей Михайлов.

А теперь сравните проблемы, которые подняты в нашем комментарии и беспокоят экспертов, но не доходят до массовой аудитории, и ситуацию в Греции, которая не сходила с телеэкранов. И сделайте вывод - где главное?

…Боги с Олимпа еще пометят тех, кто пытается разыграть греческую трагедию и скрыть под сенью оливковых рощ Эллады свои дела и делишки. Гнев Зевса будет ужасен! Пусть никто не сомневается.

Previous post Next post
Up