Лига арабских государств (ЛАГ) официально объявила во вторник вечером о праве стран-членов этой панарабской организации оказывать военную помощь сирийской оппозиции, добивающейся свержения президента Сирии Башара Асада.
Другим важным решением 24-ого саммита ЛАГ, который прошел в столице Катара Дохе, стало предоставление сирийской Национальной коалиции оппозиции и революционных сил места Сирии в Лиге, которое пустовало с ноября 2011 года после изгнания официального Дамаска.
Согласно резолюции, Нацкоалиция будет представлять Сирию в Лиге арабских государств "вплоть до проведения выборов, в результате которых будет сформировано правительство", сообщают
РИА "Новости".
Даже сторонники сирийской оппозиции признают, что оба этих решения противоречат уставу Лиги, однако и ситуация, по их словам "исключительная". Восьмая статья устава ЛАГ гласит о необходимости уважения действующего государственного устройства во всех странах-членах этой панарабской организации и недопустимости любых действий, направленных на смену режимов.
"Ситуация в Сирии и в регионе исключительная, потом именно президент Башар Асад грубейшим образом нарушает международную законность", - сказал на пресс-конференции по итогам саммита премьер-министр Катара, шейх Хамад бен Джасем Аль Тани.
По мнению генсека ЛАГ Набиля аль-Араби, вооружение оппозиции сбалансирует силы противников в Сирии и, в итоге, ускорит достижение политического решения.
Поддержка "антисирийских" инициатив Катара на арабском саммите стала очевидна еще в минувшее воскресенье, когда главы МИД ЛАГ простым большинством голосов в нарушение устава этой организации предоставили оппозиции место Сирии на заседаниях саммита. Не поддержали это решение лишь Алжир, Ирак и Ливан.
Примечательно, что Дамаск и раньше обвинял Катар в военной помощи боевикам и в финансировании вербовки иностранных наемников, которые воюют в рядах сирийской оппозиции.
Вопросы финансовой помощи Палестинской национальной администрации, Судану и странам "арабской весны" заняли важное место в повестке дня встречи в Дохе.
Лидеры Судана, Туниса, Египта, Йемена, а также глава ПНА Махмуд Аббас прилетели в Катар в надежде получить финансовую поддержку своих богатых коллег из стран Персидского залива.
Палестинцы с нетерпением ждали выступления на саммите правителя Катара шейха Хамада бен Халифы Аль Тани. Их ожидания были оправданы: шейх Хамад объявил о выделении его страной 250 миллионов долларов в Фонд Иерусалима, призванный "поддержать палестинцев, защитить исламские святыни в этом городе и противостоять агрессивной поселенческой политике Израиля". Катар также предложил другим членам ЛАГ сообща собрать миллиард долларов для Фонда, руководство которым возьмет на себя Исламский банк развития. Кроме того, палестинцев заверили в активизации программы финансовой безопасности палестинского народа, о которой речь шла еще на предыдущем саммите ЛАГ в Багдаде в 2012 году.
Финансовых вливаний со стороны богатых арабских государств Персидского залива ожидает и Судан. Президент этой страны Омар аль-Башир лично прилетел в Доху для участия в саммите. Как заявил накануне саммита представитель правительства Судана Амин Хасан Амр, его страна рассчитывает, что "арабская встреча в верхах привлечет внимание к необходимости поддержки Судана в достижении стабильности в Дарфуре, его развитие поддержит самое широкое участие арабских стран в международной конференции доноров Дарфура в Дохе в апреле".
В Дохе 7 и 8 апреля этого года пройдет международная конференция доноров суданского Дарфура. Инициатором конференции выступили власти Катара, традиционно занимающие позицию посредника в урегулировании ситуации между центральными суданскими властями и руководством Дарфура.
Ожидали от саммита помощи и новые лидеры стран "арабской весны". Обещания такой помощи в Дохе звучали беспрерывно.
В итоговом заявлении встречи закреплен призыв помочь "молодым демократическим экономикам" Египта, Туниса, Ливии и Йемена в развитии и восстановлении стабильности.
Увязывал ли богатый газом Катар финансовую помощь с политической поддержкой его инициатив - неизвестно.
В то же время, очевидно, что после саммита в Дохе, который, несомненно, стал успехом катарской дипломатии, и весь предстоящий год, когда Катар будет председательствовать в ЛАГ, его влияние в регионе будет только возрастать.