Катар: «Mission Impossible»

Mar 05, 2012 15:31


«В результате покушения на катарского эмира Хамада бин Халифа аль-Тани восемь человек из его свиты были убиты в ходе перестрелки. Получив незначительное ранение, сам монарх остался жив. Нападение на кортеж произошло 5 сентября 2011 года по дороге к дворцу, где эмир должен был встретиться с послом России. Автомобиль главы государства сначала попал в подстроенную аварию, после чего неизвестные открыли шквальный огонь по кортежу».

Вот эту новость информагентства сообщили 5 сентября прошлого года в самый разгар «ливийской кампании». И что?

Случись такое в большинстве стран мира, пресса бы полгода не умолкала, и многое бы отдала за любую информацию, касающуюся покушения на главу государства. Это же редакционный праздник, когда есть о чем писать! А тут - такой повод!

Однако шел день за днем, неделя за неделей, а подробностей о перестрелке в катарской столице в СМИ всё не появлялось. Даже знаменитая катарская телекомпания «Аль-Джазира» как-то бочком-бочком, но с темы «съехала».

Затем в окружении эмира Катара Хамада бен Халифы аль-Тани опровергли информацию о покушении.

А в конце концов в посольстве РФ в Дохе также не подтвердили факт налета. Как сообщили наши дипломаты в Катаре, «эта информация не соответствует действительности». Более того, российский посол, на встречу с которым, якобы, ехал эмир, был в отпуске.

Но, ведь, зачем-то произошел этот информационный вброс, в котором замешали (хоть и косвенно) Россию? До сих пор ответа нет.

Потом о покушении совсем забыли…

Зато не забыли о самом Катаре. Он вообще стал «звездой» мировых СМИ. То отметился прямым вмешательством в ливийскую агрессию, то посла российского избили катарские полицейские, то угрожает Катар сирийскому президенту Асаду, то отбивается от обвинений в коррупции в борьбе за право провести в 2022 году Чемпионат мира по футболу, то подает грозный голос в Лиге арабских государств.

В общем, как говорил один из известных наших деятелей своей пресс-службе: «Да хоть пусть ругают, но чтобы про меня каждый день в газетах писали!» Вот такой у нас Пи-Ар…

Имя этой страны - Катар - по страницам российской прессы разошлось, пожалуй, в прошлом году. Да, вспоминали о Катаре раньше, в основном, доброжелательно - автор сам побывал там несколько лет назад и написал большой репортаж. Но мало кто рассматривал это крохотное государство на берегу Персидского залива в качестве серьезного участника мировой политики.

А теперь выясняется, что верна русская поговорка: «Мал золотник, да дорог». Прямо как для Катара её сочинили!

Так кто же он такой, этот Катар? С кем дружит? Чего хочет?


Вот об этом и поговорим. Тем более что визит автора в Доху и знакомство с тамошними реалиями позволяет не только представлять факты, но и предложить уважаемым читателям свое видение проблем, часть из которых созданы вокруг Катара, а часть из которых он сам и создал.

Вот создал, а теперь перед ним стоит простой вопрос - а сдюжит ли? Насколько эта «миссия» для него «выполнима»?

Катар почти не виден

Да, Катар почти не виден… на географической карте.

Извольте взглянуть на две картинки.

Здесь - фотография из космоса того полуострова, который занимает государство Катар:



А здесь - карта региона уже всего Аравийского полуострова, на которой желтым цветом выделен полуостров, который занимает государство Катар:



Выходит, Катар - полуостров на полуострове? Да - это редкое положение для государства планеты Земля.

И, похоже, что подобное состояние «полу-» и играет определенную роль в национальном характере его жителей - хочется, ведь, быть не «полу-», а «полным»… Возможно, и политические фобии с амбициями коренятся в этом чувстве.

Что за страна Катар?

Сначала - скупая фактология.

Официальное название - Государство Катар (State of Qatar).

Площадь - 11 400 кв.км.

Численность населения - 1,9 млн человек, из которых всего 300 000 коренных жителей (2011 г.).

Основные группы населения - 40% арабы, 18% пакистанцы, 18% индусы, 10% иранцы.

Язык - арабский (официальный), английский, урду.

Столица - Доха.

Религия - ислам. Большинство катарцев - последователи суннитского направления в исламе.

Катар - абсолютная монархия. Страной единолично управляет эмир, в переводе с арабского «князь». Его власть передается наследнику, как правило, старшему сыну. Поэтому страна порой именуется - «эмират».

Парламента нет. Действует только Консультативный совет, 25 членов которого назначает эмир. Его функции - давать советы эмиру, которые к исполнению необязательны.

Глава государства - Шейх Хамад бин Халифа Аль-Тани (H.H The Amir Hamad Bin Khilifa Al Thani). В 1995 году он совершил переворот, отстранив от власти отца.

Добыча нефти и газа дают более 50 % ВВП, 85 % стоимости экспорта и 70 % доходной части государственного бюджета.

В северной части Катара расположено гигантское нефтегазоконденсатное месторождение North (Северное).

Эта таблица дает представление о позиции Катара на газовом рынке мира:

Место в мире по объему запасов газа

Государство

Запасы природного газа, млрд. куб. м

Запасы природного газа, тыс. куб. м на чел.

На сколько лет хватит газа

1

Россия

45 570

333

78

2

Иран

29 610

396

214

3

Катар

25 370

14 924

217

Нефть и газ сделали Катар первой страной в мире по ВВП на душу населения. В рейтинге, составленном американским изданием «Forbes» , Катар занял первую строчку по показателю «средний доход на душу населения», который составил 88 222 доллара.

Здесь протяженность автомобильных дорог (1230 км) меньше, чем общая протяженность нефте- и газопроводов (2050 км).

Сельское хозяйство развито слабо и удовлетворяет лишь 10 % потребностей страны в продовольствии.

Экспорт - сжиженный газ, нефтепродукты, удобрения.

Основные покупатели - Япония 40,8 %, Южная Корея 16,3 %, Сингапур 11,8 %, Таиланд 4,6 %, Индия 4,4 %.

Импорт - машины и оборудование, транспортные средства, продовольствие, химические продукты.

Основные поставщики - США 12,3 %, Германия 9,2 %, Италия 9,1 %, Япония 8,1 %, Франция 6,3 %.

До 1971 года Катар находился под протекторатом Великобритании. 3 сентября 1971 года Катар стал независимым государством.

Вот такие цифры, вот такие данные.

И на фоне этого БОГАТСТВА чувствовать себя «полу-» совсем не хочется.

Мое пребывание в Катаре оставило очень приятные воспоминания. Прекрасно помню, что никаких намеков на то, что эта симпатичная страна скоро «выйдет из берегов» не было заметно.

Более того, ещё не так давно всерьез обсуждался вопрос о создании «Газового ОПЕК» при очевидном лидерстве России и Катара. Уже и штаб-квартира его обосновалась в столице Катара Дохе. То есть, страна пошла дорогой социально-экономического прогресса. И на этом пути достигла изумляющих результатов!

В своем материале из Катара я, в частности, писал: «Внук того самого бедуина, который не видел в своей жизни ничего, кроме пустыни и шатра у колодца, мчался по набережной Дохи в красном кабриолете «Мерседес» и при этом успевал разговаривать по двум мобильным телефонам».

Социальный прогресс, который пережил народ за срок менее двух поколений, явно сыграл злую шутку. «Если мы смогли сделать это, сможем сделать и то», - так, наверняка, уверяют себя руководители Катара, испытавшего стремительный разбег, и не притормозившего вовремя ради того, чтобы «остановиться - оглянуться».

Сейчас расскажу Вам об особенностях национальной политики Катара, используя очень богатый материал, собранный вместе с коллегами. Тем более что сегодня, в годовщину начала «арабской весны» 2011 года, имя Катара уже не сходит с лент информагентств и телеэкранов по всему миру.

Вот заголовки последних дней:

«Катар призвал ввести в Сирию иностранные войска»;

«В Катаре прошла международная Конференция по спасению Иерусалима»;

«Политбюро ХАМАС переехало из Сирии в Египет и Катар»;

«Кыргызстан и Катар, возможно, создадут совместную авиакомпанию»;‎

«Самым богатым государством мира признан Катар»;‎

«МИД РФ: в Сирии действуют катарский и британский спецназы».

Этот список можно долго продолжать.

Отметим разнообразие тем, связанных с Катаром, и коронуем список заголовком из‎ израильской газеты «Маарив» - «Катар стал лидером арабского мира‎».

Потому и внимание к нему такое! Вспоминали же мы выше: «Мал золотник, да дорог»…

Из-под осман под англосаксов

История и жизнь Катара - длинная, восточная, неторопливая. Наберитесь терпения - впереди будет много новостей и немало открытий.

Нынешняя правящая династия Аль-Тани, которая возглавляет конгломерат племен Мидади, - как пишет эксперт Института Ближнего Востока П. Львов, - это верхушка кочевников, пришедших на полуостров Катар в конце XVII века из оазисов Южной Аравии (находящихся в 300-350 км южнее столицы Саудовского королевства Эр-Рияда). В конце XIX - начале XX веков население Катара увеличилось за счет арабов, бежавших с противоположного берега Персидского залива от преследований персов. Их называют «иранские арабы».

Начало своего правления, продолжает названный исследователь, эмиры Аль-Тани ведут с 1886 года. Это было время Османской империи. После первой мировой войны Катар стал протекторатом Великобритании, что оказывает гигантское влияние на его внутреннюю и внешнюю политику по сей день. Англосаксы свои интересы знают «туго» и блюдут жестко…

В 1935 года на западном побережье катарского полуострова английская нефтяная компания British Petroleum (BP) обнаружила нефть. Её промышленная добыча началась в 50-х годах, и семья Аль-Тани получала свои отчисления, хотя львиную долю доходов забирала себе ВР.

При этом население влачило жалкое существование. Дело доходило до того, что Катар готов был войти в состав т.н. Договорного Омана, то есть нынешних Объединенных Арабских Эмиратов, лишь бы выжить!

Но, события пошли по иному сценарию - 3 сентября 1971 года протекторат Катар получил независимость от Великобритании. Де-юре.

А де-факто о какой независимости может идти речь, когда до сих пор в основных ведомствах и госучреждениях Катара сидят советники и консультанты из англосаксонских стран, в основном британцы, американцы, австралийцы, канадцы и образованные представители бывших британских владений, в основном, Индии? Сами же катарцы занимают административные посты с огромными зарплатами (госслужащий среднего звена получает в Катаре около 20 тысяч долларов в месяц).

Эксперты из Великобритании, США, Канады и Австралии не заинтересованы в том, чтобы пропускать через контролируемые ими фильтры инвестиционные сделки эмирата, например, с Россией. Вот и «Газовый ОПЕК» не «склеивается». Поэтому не надо удивляться тому, что торговый оборот наших стран за год едва достигает 20 млн долларов, а объем экономического сотрудничества равен нулю.

Архитектурные и технологические проекты Катара готовят инженеры из Европы, Америки и Японии. Образованные и квалифицированные специалисты из азиатских и арабских стран при надзоре управленцев из Англии и США, особенно в энергетической сфере, поддерживают катарское хозяйство в рабочем состоянии. Случись в регионе война, вследствие которой рабочие-иммигранты покинут Катар в кратчайшие сроки, некому будет давать электроэнергию, подавать воду, обслуживать канализацию, продавать товары в магазинах и охлаждать воздух кондиционерами. По подсчетам экспертов, экономика Катара «встанет» уже через 8-10 часов в случае войны в Персидском заливе, если эмират будет втянут в конфликт, пишет П.Львов.

При такой системе понятно, что независимость Катара, по крайней мере, экономическая, вызывает вопросы. А там, где отсутствует независимость «экономическая», о «политической» и говорить как-то неудобно…

Неудивительно, что земля Катара предоставлена для американских военных баз. Например, в 40 км от Дохи расположена крупнейшая база ВВС США «Аль-Удейд» (Al Udaid), на которой дислоцированы свыше 4 тысяч военнослужащих.

Можно напомнить, что база эта использовалась для налетов авиации США на Ирак. То есть уже тогда, а не с начала «арабской весны», с территории Катара велась военная операция против другого арабского государства. А в 2011 году именно с этой базы поставлялось вооружение ливийским повстанцам, включая автоматическое оружие, гранатометы и ракеты «земля - земля».

Только что пришли сообщения о том, что на базе «Аль-Удейд» размещена эскадрилья американских стратегических бомбардировщиков. Не на Иран ли нацелились?

Эта база - одна из ключевых опор военного присутствия США в Персидском заливе. Отсюда американцы ведут круглосуточную радиолокационную разведку всего региона, поднимая в воздух самолеты АВАКС и используя наземное оборудование, «мониторят» навигацию в Персидском заливе и Ормузском проливе. Да и «до кучи» контролируют всё, происходящее в самом Катаре.

В эмирате понимают, что они - под плотным «колпаком» дяди Сэма. Возможно, это неудобство и компенсируется активной внешней политикой для преодоления внутреннего дискомфорта, когда знаешь, что ты дома не хозяин?

Футбол - это престиж!

Осветив вкратце то, что происходит внутри границ Катара - а там ещё много всего интересного, например, глухое недовольство эмиром со стороны влиятельных кругов, представители которых обвиняют его в «коррупции, проамериканских настроениях и связях с Израилем», - так вот, бегло осветив это, обратимся к внешней политике Дохи.

Именно необычайная активность эмира в последние годы привлекла к Катару столь пристальное внимание. Видите, кое-кто его уже и в «арабские лидеры» записал.

А начиналось-то всё с… футбола! Да-да, эмир решил пригласить в Катар Чемпионат мира по футболу - любимой игре планеты Земля. Факт проведения такого чемпионата мира автоматически поднимает престиж любой страны, принимающей финальный турнир.

Эмир так долго обхаживал руководителей Международной федерации футбола (ФИФА), что те, в конце концов, дали «добро» на проведение здесь «ЧМ-2022», т.е. Чемпионата мира 2022 года.

Болельщики во всех странах были в шоке - их футболистам придется играть в разгар лета при местных температурах свыше 40 градусов по Цельсию! Как эти условия скажутся на здоровье спортсменов?

«Вот когда сюда точно не надо ехать, так это в летнее время, а именно - с июня по октябрь. Жара стоит страшная. В тени сорок по Цельсию; из пустыни дует буквально обжигающий ветер. Будто кто-то у тебя перед носом открыл громадную духовку», - написал один из туристов, посетивший недавно Доху.

«С мая по сентябрь средняя температура в Катаре составляет +40-46 С, при этом дневная температура нередко поднимается до +46-50 C, а влажность воздуха, особенно в прибрежных районах, достигает 90%», - сообщает сайт TRAVEL.RU.

Уж и не знаю, как это «охмурили» катарцы функционеров ФИФА - то ли подачками (по этому поводу было проведено специальное расследование), то ли перспективой соорудить стадионы под крышей с мощными кондиционерами (макеты и эскизы - здесь), но право провести ЧМ-2022 получил именно Катар, обойдя таких претендентов, как США, Австралия, Япония и Южная Корея.

Правда, подготовительную работу катарцы провели блестяще! Советую взглянуть на проекты стадионов - они производят впечатление.

Пикантность ситуации в том, что в Катаре кроме столицы - города Дохи - других городов в прямом понимании этого слова нет! По небольшой территории эмирата разбросаны не города - поселения, которые ни в какое сравнение с мегаполисами, принимающими матчи ЧМ по футболу в других странах, идти просто не могут!

То, что все игры ЧМ-2022 будут проходить в Дохе и вокруг неё - рекорд истории: чемпионат мира по футболу будет проведен де-факто в одном городе!

А стадионы, которые в таком количестве Катару потом и не понадобятся, говорят, демонтируют и продадут в другие страны. Они же сборные - типа игрушек Lego.

Аппетиты растут во время… экспансии! Это Вам любой геополитик растолкует.

И что мы видим после появления официальной эмблемы Чемпионата мира «КАТАР-2022»? Мы видим заявку на проведение Олимпийских игр в Катаре! Французская газета «Le Monde» пишет на днях - 26 февраля: «Доха хочет получить Олимпийские Игры 2020 года».

Мир узнал о новом рубеже эмирата. Цель - Олимпийские Игры. Такая «миссия выполнима»?

Пока оставим этот вопрос в «подвешенном состоянии» - не нам его решать, - но зафиксируем: амбиции Катара проявлены, проблема перед Международным Олимпийским комитетом (МОК) поставлена…

«Я работаю посредником»

Вот так, заполучив право провести в 2022 году футбольный праздник, Катар как-то быстро стал узнаваем во всем мире - футбол-то ценят мужчины любой страны!

И вот, отыскав на карте маленький полуостров, эти самые мужчины, среди которых немало мужей государственных, открыли для себя новую «Terra Incognita» - «неизведанную землю». А дальше выяснилось, что в земле этой происходят интересные вещи.

Так мир вдруг увидел, что Катар стал посредником при решении чуть ли не всех региональных споров.

В мае 2011 года Катар взял на себя организацию подписания мирного соглашения между суданским правительством и мятежниками из Дарфура. И не его вина в том, что эти договоренности так и не были реализованы на практике.

В мае 2008 года Катар курировал заключение внутриливанского договора, который ознаменовал собой окончание полуторагодового кризиса в Ливане и позволил провести выборы президента.

Доха также предоставила свои услуги посредника по проблемным вопросам в Йемене, Сомали и Чаде, во время приграничного конфликта между Джибути и Эритреей.

Здесь, в Дохе председатель палестинской администрации и глава движения ФАТХ Махмуд Аббас и лидер ХАМАС Халед Машаль подписали недавно совместное заявление, в котором обязались соблюдать соглашение о национальном примирении, чего не удавалось добиться на протяжении многих месяцев.

«Все указывает на то, что Доха стала политической столицей арабского мира. Катарская дипломатия сегодня является локомотивом арабской политики и, по всей видимости, останется им и дальше», - считает арабский аналитик Абдель Халек Абдалла.

«Едва ли не каждую неделю в стране проходит международная конференция: диалог религий, сосуществование цивилизаций, мировая энергетика, etc.», - замечает цитировавшийся выше П.Львов.

Сейчас Вы прочтете названия некоторых международных конференций, которые проводятся в Катаре в эти месяцы. Полный их список можно увидеть на сайте катарского МИДа.

Это - для общей информации о том, сколь интенсивна международная деятельность эмирата.

Итак:

«Конференция по Диалогу между Религиями в Дохе»;

«Конференция о Процветающем Экономическом Будущем Ближнего Востока»;

«Форум "Америка и Мусульманский Мир" в Дохе»;

«Саммит по Газе - Чрезвычайный Арабский Саммит»;

«2-я Международная Конференция по Финансированию Развития»;

«28-я Сессия Совета Сотрудничества Государств Арабского Залива»;

«Второй Саммит стран Юга группы 77 и Китая»;

«Международная Конференция Новых или Восстановленных Демократий» и т.д., и т.п. …

Это - так сказать, «витрина». Красивая, глянцевая, блестящая.

Эмир Хамад бин Халифа аль-Тани «быстро осознал, что Ближний Восток приобретает новые очертания, и проявил инициативу, чтобы обеспечить региональную стабильность», - считает директор «Doha Brookings Centre» Салман Шейх. Катар «эффективно продолжает дипломатическую работу в непростой геополитической обстановке», - отметил он.

А теперь пройдемся по военно-политическим мероприятиям Катара, которые, при ближайшем рассмотрении, замазывают представленную яркую, броскую «витрину» жирной черной краской с примесью алой - «кровавой».
Продолжение в блоге - Катар: «Mission Impossible» - 2

Ливия, Катар, Сирия, Ближний Восток

Previous post Next post
Up