В Центре международной торговли на Краснопресненской набережной прошло заседание «Меркурий-клуба» на тему: «Проблемы участия России в ВТО».
В работе клуба приняли участие ведущие российские экономисты, эксперты по проблематике ВТО, представители властных структур и бизнеса. В ходе дискуссии выступили председатель Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский; советник Президента РФ, академик РАН Сергей Глазьев; директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков; генеральный директор ОАО «ЦМТ» Владимир Саламатов; директор института Европы РАН, академик Николай Шмелев; член бюро правления РСПП, председатель Совета директоров корпорации «Биоэнергия» Давид Якобашвили; президент ТПП Ставропольского края, член Комитета Госдумы по финансовому рынку Андрей Мурга; директор ОАО «Всероссийский научно-исследовательский конъюнктурный институт» (ВНИКИ), член-корреспондент РАН Андрей Спартак; председатель совета Союза нефтегазопромышленников России, председатель Комитета ТПП РФ по энергетической стратегии и развитию ТЭК Юрий Шафраник и другие.
Вел заседание и выступил со вступительным словом Президент «Меркурий-клуба», академик РАН Евгений Примаков.
- Вступление России в ВТО - событие первостепенной важности, и широкое обсуждение в обществе этого события вполне закономерно, - сказал он. - В этой связи возникает ряд вопросов.
Первый - была ли реальная альтернатива вступления России в ВТО?
Дело в том, что как раз такой альтернативы нет, она не существует. Перевод нашей экономики на рыночные рельсы обусловила ее открытие. Экономика России стала частью мировой экономики. Возвращение к изоляционизму невозможно. В то же самое время страны мира, в том числе и Россия, показывают рост внешней торговли, обгоняющий рост ВВП. Это общая тенденция и она не может быть развернутой вспять. Следовательно, Россия не может абстрагироваться от существования или игнорировать Всемирную торговую организацию, через страны-члены которой проходит около 95% мировой торговли, и которая определяет правила поведения на мировых рынках.
Второй вопрос - можно ли было подождать со вступлением в ВТО, отнести его на более поздний срок?
Напомню, что переговоры о вступлении России в эту организацию шли 18 лет, и шаг за шагом удалось снять сопротивление со стороны целого ряда стран, занимавших негативную, а подчас и враждебную позицию в отношении нашей страны. В условиях консенсусного приема в ВТО, то есть необходимого для этого согласия всех членов организации, а их до вступления России было 155, сейчас - 156, пришлось маневрировать, проводить долгие и серьезные переговоры, осуществлять политические демарши. Когда этот путь уже пройден, можно ли было искусственно затормозить вступление России в ВТО? - а это предполагало бы необходимость начинать всю политическую компанию сначала. Конечно, нельзя идти на такие издержки и на такие риски.
Третий вопрос - многого ли Россия добилась во время 18-летнего переговорного марафона о вступлении в ВТО?
Сравним некоторые первоначальные требования, предъявляемые России, с той схемой, на которую согласились наши партнеры по переговорам. Первоначально России предлагали обеспечить доступ иностранных компаний к добыче природных ресурсов и транспортировке нефти и газа по трубопроводам. В конечном итоге была достигнута договоренность, что регулирование доступа к ресурсам и их освоению будет далее определяться, как и сейчас, российским правительством и законодательной российской властью.
В начале переговорного процесса от России требовали полного открытия рынка банковских и страховых услуг. По итогам переговоров Россия добилась установления квоты на участие иностранного капитала в банковской и страховой системах страны.
Ряд членов ВТО настаивали на обнулении импортных пошлин на ввоз самолетов и автомобилей. Россия взяла обязательства не на обнуление, а на снижение пошлин, но в течение семи лет.
Следует добавить, что обязательства Российской Федерации в области сельского хозяйства значительно лучше стандартных, принимаемых другими странами, присоединяющимися к ВТО.
Известно также, что Россия входит в десятку наиболее дискриминируемых государств, в отношении которых применяются защитные меры в целях ограничения доступа экспортируемых ими товаров. В отношении российских товаров действовало около ста таких вот ограничительных мер. Ратификация России, соглашение по ВТО означает автоматическую отмену некоторых ограничительных мер по российскому экспорту. Среди них: сталь, алкогольная продукция, спутниковые услуги, страхование. На следующем этапе будут сняты еще 92 ограничительные меры.
Четвертый вопрос - не сократятся ли возможности экономического роста России, и особенно развитие внешней торговли, после вступления в ВТО, с учетом того, что уровень производства не позволяет нам свободно конкурировать с иностранными производителями?
Приведу конкретный пример Китая, который уже 11 лет состоит членом ВТО. После 2001 года, когда Китай вступил в эту организацию, его ВВП вырос в четыре раза, внешняя торговля - в семь раз. После вступления в ВТО из Китая за рубеж пошли большие объемы инвестиций, а в Китай объем прямых инвестиций увеличился в два с лишним раза. За 11 лет вступления Китая в ВТО страна превратилась в одну из самых мощных экономик мира. По объему внешней торговли Китай занял второе место в мире. В то же время следует отметить (я хочу обратить на это внимание), что более чем 3000 китайских законов и нормативных актов были приняты во время членства Китая в ВТО, а средний уровень таможенных тарифов снизился с 15,3% до 9,80%.
Следующий вопрос - запрещает ли ВТО протекционизм для стран, вступивших в эту организацию?
Практика показывает, что речь идет не о запрете протекционизма как такового, а об ограничении его методов и адаптации этих методов к правилам ВТО. Конечно, все это будет сделать труднее. Для этого нужно приложить больше ума.
Все это так, однако, нельзя пройти мимо того, что присоединение к ВТО способствует увеличению импорта и углублению конкуренции на отечественном рынке. Некоторые наши производители будут поначалу в нелегком положении. Для отдельных предприятий и отраслей ситуация может оказаться достаточно сложной. В тяжелом положении могут оказаться некоторые регионы, где пострадают системообразующие для города или района предприятия.
Все это требует от предпринимателей необходимости приспосабливаться к новым условиям. Для нашего бизнеса сужается возможность (хочу это подчеркнуть) лоббирования в органах власти решений по усилению различных форм государственной поддержки. Сейчас это главная форма, к которой прибегает наш бизнес. Но в таких условиях наш бизнес должен сделать упор на рост производительности труда, снижение издержек, повышение конкурентоспособности товаров и услуг. Как показывает российская практика, в настоящее время это происходит в минимальных размерах.
Вместе с тем, без продуманной, целеустремленной государственной промышленной и аграрной политики с учетом норм ВТО не обойтись. Я еще раз хочу подчеркнуть - без государственной промышленной и аграрной политики с учетом норм ВТО.
Необходимо, прежде всего, провести исследования, как в полной мере использовать выделенный при нашем вступлении в ВТО срок для адаптации, а также научиться маневрировать, уже находясь в ВТО, в этой организации, как это делают многие страны - участницы ВТО. Нужно прямо сказать, что успех адаптации российской экономики к принятым правилам ВТО, масштабы и эффективность маневрирования в рамках этих правил для защиты отечественного производителя непосредственно зависит от государственных финансовых возможностей.
Еще контрастнее, чем раньше, обозначаются две проблемы.
Первая - следует ли считать, как считают многие в правительстве, что в качестве первостепенной задачи является безотложное покрытие дефицита бюджета?
И вторая проблема - какую часть тех значительных средств, которую Россия получает от экспорта нефти, нужно направлять в иностранные ценные бумаги? Конечно, необходимо, в конце концов, сделать бюджет профицитным, но разве не ясно, что многие страны успешно развиваются с куда большим дефицитом бюджета, чем мы? Естественно, следует быть готовым к возможной второй волне кризиса, но разве не понятно, что солидная часть средств, получаемых от экспорта нефти, могла бы быть направлена не в резервный фонд, а в расходную часть федерального бюджета?
По словам министра финансов за 3 года: 2013, 2014 и 2015-й, Минфин намерен отчислять в резервный фонд все доходы, получаемые при цене нефти свыше 91 американского доллара за баррель. В сумме эти доходы составят 1 триллион 753 миллиарда рублей за 3 года. Представляете, если бы солидная часть этих средств была бы использована на государственные инвестиции?
Раньше решение этих проблем замыкалось на необходимости еще большего увеличения финансирования здравоохранения, образования, науки, увеличения пенсии, вложения государства в развитие социальной сферы и безопасности. Теперь к этому прибавляется и тот факт (хочу это тоже подчеркнуть), что после вступления в ВТО наступает новый период для нашей экономики. Ожидаемые после присоединения к ВТО усиления конкуренции нужно использовать для ускорения структурной перестройки российской экономики.
Особое внимание необходимо уделить поддержке моногородам, которые могут быть наиболее уязвимыми. Кстати, такая поддержка предусматривается правилами ВТО в отношении депрессивных регионов.
В целом наше вступление в ВТО - это не окончание, а начало процесса.
Председатель комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский заявил: наша задача сегодня - максимально использовать выгоду от вступления в ВТО и минимизировать риски для тех отраслей, которые наиболее чувствительны к процессам работы в условиях ВТО.
Работая в Государственной Думе над всеми проблемами при вступлении в ВТО, мы создали 20 рабочих групп по всем отраслям, изучили практически все проблемы отраслей. Оказалось, что 18 отраслей никакой финансовой поддержки не просили. Две отрасли, которые у нас могут потенциально пострадать, - это сельское хозяйство и легкая промышленность.
В агросекторе нужны только точечные меры поддержки. Это все, что касается сельхозмашиностроения - на следующий год на сельхозмашиностроение предусмотрено в бюджете два миллиарда рублей.
Что касается легкой промышленности, - здесь ситуация намного сложнее, и мы над этой темой очень серьезно работали и работаем. Дело в том, что таможенные пошлины сокращаются с 40% до 5%. На рынке, вы знаете, что сегодня превалирует примерно 80% - это импортная продукция и, конечно, нашей легкой промышленности будет достаточно тяжело конкурировать. Поэтому мы сегодня с правительством нашли общий язык, и примерно 5 миллиардов рублей будет выделяться дополнительно на поддержку различных отраслей промышленности. Это на субсидирование процентных ставок, это все, что касается и самолетостроения, и композитных материалов, и деревообработки и так далее, ну и, в первую очередь, конечно же, легкой промышленности. На легкую промышленность из этих 5 миллиардов мы рассчитываем дать 3 миллиарда, это где-то примерно 600 миллионов рублей на субсидирование процентных ставок.
Все, что касается остальных мер поддержки, мы сегодня вышли к правительству с предложением освободить нашу легкую промышленность от налога на прибыль на какой-то период, например, на 5-10 лет. Соответственно, эти средства будут направлять на модернизацию.
Достаточно большие резервы имеются по федеральной контрактной системе. Закупки производятся примерно на 6 триллионов рублей, и это будет достаточно существенная помощь и сельскому хозяйству, и легкой промышленности, и другим отраслям, если мы правильно эту тему отработаем.
Наметились общие меры поддержки практически для всех отраслей. И все отрасли заявили о том, что необходимы доступные дешевые кредиты. Конкурировать сегодня с иностранными производителями нам достаточно тяжело, потому что кредиты у них дешевые - в Америке под 0,8%, Китай сегодня под 0,5% дает кредиты. А у нас они только дорожают - от 12% начинается кредитная ставка для сельского хозяйства. Для всех остальных она уже под 17-18% и выше. Конечно, очень тяжело развиваться, имея такие непростые ресурсы в кредитовании.
Есть средства Негосударственного пенсионного фонда, есть средства Фонда национального благосостояния. Эти средства можно было бы на возвратной основе предоставлять нашим предприятиям. Центробанк мог бы их выдавать нашим банкам под 3%. Плюс 3% наших банков, и под 6% мы могли бы сегодня кредитовать. Под такой процент с удовольствием сегодня все наши предприятия, все наши граждане брали бы эти средства. К сожалению, сегодня эти средства размещаются нашим Центробанком и правительством менее чем под 1%.
Максим Медведков, директор Департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ, руководитель делегации РФ на переговорах о вступлении нашей страны в ВТО начал с того, что напомнил присутствующим: сегодня 51-й день членства России в ВТО (заседание «Меркурий-клуба» прошло 11 октября - С.Ф.), и мы видим с вами, что ничего не произошло, ничего хорошего не произошло, и ничего плохого не произошло тоже. Это подтверждает наш давний прогноз о том, что последствия присоединения мы будем изучать в долгосрочной перспективе. Мы надеемся, и мы уверены, что они будут позитивными.
Мы тесно сотрудничаем с Федеральным Собранием и с бизнесом по реализации различных планов адаптации российской экономики к условиям ВТО. В правительстве будет рассмотрен очередной, обновленный вариант этого плана. Некоторые пункты мы закрываем, но появляются новые озабоченности, и мы обсуждаем их с бизнесом, с министерствами и, соответственно, формализуем через необходимые документы.
У нас после присоединения к ВТО остаются возможности в отношении примерно трех тысяч линий пошлины повышения единого таможенного тарифа. Многие предприятия работают с нами по изменению формата субсидий, поскольку ВТО не запрещает субсидии, но предъявляет определенные требования к формату, и поэтому все программы действующей поддержки будут сохранены, но некоторые из них в измененной форме.
И, наконец, идет работа, связанная с упрощением формальностей и поддержкой экспорта. Мы теперь активно занимаемся этой темой, и вместе с теми правами, которые мы получаем по ВТО, я думаю, что это даст тоже позитивный среднесрочный эффект для нашей промышленности.
Вместе с тем, или параллельно с этой программой, ведется мониторинг влияния ВТО на экономику России. Он ведется по двум направлениям.
Самое главное - мы смотрим в постоянном режиме, что происходит с ввозом чувствительных товаров. Этот список чувствительных товаров был определен вместе с бизнесами. Мы сейчас тоже можем констатировать, что никаких изменений пока не произошло.
Второе крупное направление работы, которым мы сейчас занимаемся, - это работа уже по обеспечению участия России в ВТО. В год в ВТО проходит 5000 переговорных заседаний. И речь идет о применении 70 000 страниц правовых обязательств.
Мы с этим давно начали разбираться, но тот прогноз, который нам делали некоторые члены ВТО, что «вам будет трудно присоединяться к ВТО, но когда вы присоединитесь, вам будет намного труднее», он, похоже, сбывается. Во всем этом нужно разобраться.
Сейчас наши представители в Женеве, они там каждую неделю в разных заседаниях участвуют. Они говорят, что это похоже на невесту на выданье: к ним подходят разные страны, предлагают дружить в отношении различных инициатив. Эти инициативы очень часто друг другу противоречат, но наша позиция в ближайшее время будет нейтральная. Мы должны окончательно понять «плюсы» и «минусы», и наши конкретные экономические интересы в работе по отдельным направлениям ВТО.
И здесь нам не обойтись без помощи бизнеса, потому что ВТО - это организация, которая ориентирована на интересы бизнеса. Мы сейчас продолжаем налаживание диалога совершенно в разных форматах и с разными ассоциациями и объединениями бизнеса в России.
Должна ли Россия поддерживать в ВТО США и страны ЕС, которые выступают за сохранение сельскохозяйственных субсидий? Очень трудный вопрос. На самом деле ответ на него во многом зависит от нашей долгосрочной политики в сельскохозяйственной сфере, прогнозов нашего бюджета, естественно, тех прав, которые мы получили в результате присоединения к ВТО. А какой вариант в долгосрочном плане нам более выгоден?
Другой пример - переговоры, которые ведутся сейчас в Женеве, связанные с облегчением процедур торговли.
Нам нужно определяться. У нас есть в резерве 2-3 месяца до того, как нам предложат уже сказать свое слово, высказать свои предпочтения, и поэтому мы очень рассчитываем, что в эти месяцы вместе с вами мы найдем правильный ответ на эти вопросы.
Советник Президента России, академик РАН Сергей Глазьев обратил внимание на некоторые обстоятельства, которые недооцениваются в контексте последствий присоединения России к ВТО и возможных мер по поддержке конкурентоспособности нашей экономики.
ВТО - это системное решение, которое не предполагает дороги назад, сказал он. Дорога будет идти только в сторону дальнейшего сужения возможностей традиционных методов поддержки конкурентоспособности, которые наше правительство освоило за последние годы. Это касается и таможенного тарифа, и государственных закупок, и субсидий, включая субсидирование процентных ставок, и ветеринарного контроля, и многих других вещей.
Из этого можно сделать только один вывод - что нам нужно искать возможности поддержки конкурентоспособности нашей экономики больше за пределами ВТО, в тех сферах регулирования, на которые ВТО не распространяется. Это, прежде всего, работа через банки развития и институты развития более широко, это денежно-кредитная политика, и особенно политика рефинансирования и политика процентных ставок, это обменный курс, это финансирование НИОКРов, это в значительной части техническое регулирование. Весь мир сегодня перешел на активнейшее использование этих инструментов.
Обращу внимание только на кредитный демпинг, чудовищный кредитный демпинг, который перерос просто в финансовый апартеид, можно сказать, когда у нас появилась группа стран-эмитентов резервных валют, которые сняли все количественные ограничения на денежную эмиссию, эмитируют свою валюту по отрицательной процентной ставке. А в это время наш Центральный банк вернулся на старую стезю монетарной политики, эмитируя рубли только под прирост иностранной валюты. Следствием чего, как мы хорошо знаем по нашей современной истории, является недоразвитость нашей банковской системы, отсутствие «длинных» денег в экономике, переход наших лучших заемщиков на кредитование за рубежом.
Ситуация, когда европейский Центральный банк мановением руки вливает в экономику триллион евро, а мы 10 лет экспортируем нефть, чтобы этот триллион евро заработать, понятно, что в этой финансовой борьбе на кредитном рынке мы несем чудовищные потери.
По нашим оценкам, ежегодный трансфер, который российская экономика делает в финансовую пользу стран-эмитентов резервных валют, составляет 80 миллиардов долларов! 80 миллиардов в год мы просто дарим из-за неэквивалентного внешнеэкономического обмена по денежно-кредитным инструментам.
Ясно, что у нас получается двойной удар по промышленности - ВТО, которое ухудшило ценовую конкурентоспособность, и дальше будет это ухудшение продолжаться, и денежно-кредитная политика, которая используется как механизм компенсации и поддержки конкурентоспособности, у нас действует наоборот - она снижает конкурентоспособность нашей экономики.
Нам необходимо добиваться, чтобы наши денежные власти перешли, наконец, на механизм рефинансирования, использование не годовых и однодневных кредитов, а на 3-5-летние кредиты по рефинансированию коммерческих банков под спрос на деньги со стороны производственных предприятий. Это важнейший момент - что деньги должны эмитироваться не просто так, а под обязательства предприятий реального сектора.
Нам необходимо на порядок поднимать мощность институтов развития, и финансировать институты развития не только за счет бюджета, возможности которого ограничены, но также за счет привлечения механизмов рефинансирования со стороны Центрального банка.
И, конечно же, необходимо активизировать политику развития, о которой мы тоже многократно говорили. Здесь есть продвижение, мы надеемся, что в октябре мы, наконец, начнем процедуру принятия закона «О стратегическом управлении», как он сейчас называется, который свяжет воедино весь процесс целеполагания и программирования со стороны правительства, и через денежно-кредитную политику вовлечет в этот процесс, я надеюсь, и Центральный банк.
Я согласен с выступавшим коллегой из Государственной Думы, который обратил внимание на то, что складывается абсурдная ситуация, когда нефтедоллары, которые бюджет получает, закачиваются за границу, притом, что мы имеем уже избыточные валютные резервы. А резерв правительства есть, по макроэкономическому смыслу, не что иное, как просто часть общего резерва страны. И здесь его наращивание в никакой степени надежности нам не прибавляет. И в то же время, создается искусственный дефицит бюджета.
То есть политика, когда мы свои «дешевые» деньги отдаем за границу, а сами занимаем «дорогие» деньги, в конечном счете и привела к тому, что мы 80 миллиардов долларов теряем каждый год.
Если мы все это сбалансируем, и резервный фонд направим на кредитование институтов развития, на долгосрочные инвестиции, то мы как раз и решим ту задачу, о которой говорит Владимир Владимирович Путин постоянно, о том, что необходимо кардинально поднимать нормы накопления до 35% ВВП, что является просто императивом в условиях нынешнего структурного кризиса.
Владимир Саламатов, генеральный директор ОАО «Центра международной торговли» (ЦМТ) заметил, сегодня в отношении продукции российского производства действуют 73 меры в различных странах мира. Это следует из материалов, которые представлены Минэкономразвития Российской Федерации. К этим мерам нужно добавить еще 47 мер, которые действуют в отношении продукции, производимой на территории Беларуси и республики Казахстан. Понятно, что эта ситуация должна сопровождаться весьма активной позицией Евразийской экономической комиссии, которая сегодня от имени трех стран представляет интересы Российской Федерации.
В ВТО действует система урегулирования споров. Для того чтобы достичь реального результата, необходимо будет пройти весьма серьезные процедуры. Это невозможно сделать одной России или Таможенному союзу. Необходимо будет вступать в весьма серьезные коалиции. И есть свидетельство эффективности этой меры, потому что 50% торговых споров, которые возникают в рамках Всемирной торговой организации, разрешаются до момента обращения и начала официальных разбирательств в органах ВТО.
Инструменты ВТО очень действенны, но они имеют целый ряд особенностей. Во-первых, все эти споры не решаются быстро, они решаются, как правило, в течение двух-трех лет. Это нам выгодно, когда обращение идет в адрес тех мер, которые мы приняли, и мы понимаем, что даже если эта мера не соответствует требованиям ВТО, мы имеем определенный период на разбирательство в рамках торговой организации. В то же время, если меры уже приняты по отношению к нам, мы не можем остановить или приостановить их вступление в силу.
Сегодняшние инструменты Всемирной торговой организации весьма сложны в реализации, требуют много времени, а с учетом происходящего кризиса, и, возможно, второй волны кризиса, конечно, нужно было бы давать странам, экономикам, которые входят в ВТО, дополнительные протекционистские меры, которые позволили бы защитить отечественного производителя.
Продолжение: "
Евгений Примаков: После вступления в ВТО наступает новый период для нашей экономики" - 2