Судьба российских, украинских и белорусских осужденных в Ливии

Sep 17, 2012 11:52

После атаки исламистов в Бенгази на американское консульство западные эксперты заявляют, что официальный Триполи не контролирует обстановку, а в стране царит беззаконие. Это осложняет работу МИД России по освобождению двух россиян, осужденных в мае нынешнего года за сотрудничество с режимом Каддафи. Они якобы ремонтировали военную технику правительственных войск, пишут "Известия". 
По этому делу кроме граждан России проходят также 19 украинцев и трое белорусов.


Один из них - россиянин Александр Шадров, признанный судом организатором группы иностранных специалистов-«пособников», - осужден на пожизненное заключение. Остальные получили по 10 лет тюрьмы.
Как сообщили «Известиям» в российском посольстве в Триполи, дополнительные сложности возникли также из-за того, что в Ливии сейчас формируются новые структуры власти.
Парламент 13 сентября избрал новым главой правительства Мустафу Абу Шагура. Он - инженер по образованию, несколько лет прожил в США. Вернулся в Ливию в 2011 году, после падения режима. Его считают технократом, близким к умеренным исламистам.
Шагур заменит Махмуда Джибриля, который ранее возглавлял кабинет, сформированный еще Переходным национальным советом.
- В мае, сразу после вынесения приговора россиянам, была подана апелляция. Но нам говорят, что сейчас ее невозможно рассмотреть, поскольку неизвестен новый состав суда. В самом здании суда происходит ремонт: оно пострадало еще во время боевых действий от бомбежки. Короче, кормят обещаниями, - говорит источник «Известий» в российском посольстве. 
Последний раз сотрудник посольства, по его словам, был на территории военной базы, где находятся заключенные, в минувший четверг.
Ясно, что тюрьма - это не рай. Но россияне в последнее время на условия содержания не жаловались. Очень важно, что дипломатам обеспечен консульский доступ к ним, заключенных регулярно посещают врачи.
Была угроза, что их переведут в другое место, с гораздо менее комфортными условиями. Но сейчас ситуация стабилизировалась.
Все заключенные - и россияне, и украинцы, и белорусы - содержатся вместе. У Александра Шадрова режим такой же, как и у остальных. 
Осужденные исключительно на добровольной основе привлекаются к ремонту автомашин, принадлежащих батальону «Каака» («Сокол»), на военной базе которого они и содержатся. Но принудительного труда нет.
Официальный Киев, который в координации с Москвой и Минском борется за освобождение своих граждан, тоже обеспокоен последними событиями в Бенгази.
«Контролируемость ситуации в Ливии в связи с убийством посла США Кристофера Стивенса под серьезным вопросом. Это еще больше мешает нашим усилиям, чтобы освободить заключенных там украинцев», - написал на своей странице в социальной сети Twitter министр иностранных дел Украины Константин Грищенко.
-Меня очень беспокоит расстрел американского посольства. Думаю, это признак катастрофической ситуации в стране. Там нет власти, там не с кем разговаривать и договариваться. Никто не защищен, - сказала «Известиям» Наталья Терасимова, жена одного из украинских осужденных.
- Нападение на американское диппредставительство произошло далеко от нас, - говорит «Известиям» медсестра Трипольского госпиталя по имени Ольга. - Я сегодня была у пленных. Ситуация не изменилась. Живут они все вместе на военной базе в одной комнате. На прогулки их выводят. К ним приезжали представители всех консульств. Всех пустили, со всеми дали побеседовать. Они, конечно, очень нервничают, ждут решения по поданным апелляциям. 
По словам украинского правозащитника Станислава Селиванова, произошедшее в Бенгази пока напрямую не повлияло на положение заключенных. «В Триполи все спокойно. У них есть еда, одежда, им обеспечены нормальные условия. Однако кто знает, что будет завтра», - говорит он. 
Украинский политолог Михаил Погребинский, напротив, считает, что активное вмешательство американцев, которые уже направили к берегам Ливии два своих военных корабля с морскими пехотинцами на борту, может способствовать их освобождению. США, по его мнению, выступят фактором давления на ливийскую власть. Они любыми путями дадут понять, что законы необходимо соблюдать. В том числе - и в отношении иностранцев.

Ливия

Previous post Next post
Up