Арабский мир - две памятные даты с разными оттенками

Mar 22, 2021 11:57



В нынешнем году день рождения Лиги Арабских Государств (ЛАГ) совпал с 10-летием начала так называемой «арабской весны», которая сказалась самым непосредственным образом на истории и арабского мира, и Ближнего Востока, и мировой политики в целом.

Давайте сейчас сначала все-таки поздравим ЛАГ с Днем рождения!

22 марта 1945 года, заметим, ещё до окончания Второй Мировой войны и нашей Победы над фашистской Германией и милитаристской Японией, в столице Египта представители ряда независимых арабских стран (а в ту Эпоху большинство арабских стран были колониями Англии и Франции) приняли решение о создании своей собственной международной организации под названием «Лига Арабских Государств».

Надо напомнить сегодня, кто из числа арабских стран обладали тогда независимым статусом, чтобы подчеркнуть, как глубоко зашли европейские колонизаторы в арабский мир, подмяв большинство его территорий под свой оккупационно-колониальный режим. Этой роскошью - быть независимыми - из многочисленных нынешних арабских стран в конце Второй Мировой войны, то есть, в середине 1940-х годов, обладали лишь - Египет, Сирия, Трансиордания, Ирак, Ливан, Саудовская Аравия и Северный Йемен. Именно они и стали странами-учредителями ЛАГ.

Естественно, что тогда эти странны и их руководство ориентировались на Лондон, Париж, менее - на Вашингтон. Но, Москва тогда была от них не только очень далеко, она и не могла оказать решительного влияния на политику и идеологию создающейся ЛАГ - СССР вел смертельный бой с гитлеровцами. Именно поэтому Москва поддерживала создание государства Израиль, чтобы через него влиять на положение дел в этом ключевом регионе мира. Арабские страны тогда были очень далеки от отношений дружбы с СССР…

[Spoiler (click to open)]
В результате получилось так, как получилось: Израиль не стал союзником Советского Союза - дело дошло до разрыва дипотношений, а ЛАГ, спустя годы, и, пережив несколько арабо-израильских конфликтов, развернулась от Запада к нашей стране. Это всё - история с её неожиданными поворотами «сюжета», который пишется буквально на наших глазах.

А ныне ЛАГ в день своего рождения испытывает новые проблемы и перегрузки. Чтобы оценить их, «откатимся» на полвека назад и оценим, какие позиции занимали её страны-участницы во внешнеполитическом раскладе второй половины ХХ века?

Тогда группу арабских государств, которые, кстати, были лидерами в рядах ЛАГ, стали именовать «Фронт стойкости и противодействия». Они, при поддержке СССР, выступили с несколькими принципиальными позициями. Первое - социалистическая ориентация. Второе - отпор израильской агрессии и требование к Израилю о деоккупации арабских земель, в частности, Голанских высот, принадлежащих Сирии. Третье - безусловная поддержка палестинцев. И кто были те страны? Это были - Алжир, Сирия, Ливия, Йеменская Народно-Демократическая Республика (Южный Йемен), Ирак и, естественно, палестинцы, не имевшие в ту пору своей территории, несмотря на решения ООН, но отстаивавшие свои интересы под руководством Организации Освобождения Палестины во главе с Ясиром Арафатом.

Тогда же и произошел перелом в отношениях арабов с Москвой. В 1980-е годы я работал собственным корреспондентом газеты «Правда» в арабских странах, и могу сказать, что пресс-секретарь генерального секретаря ЛАГ - тунисца Шедли Клиби - информировал меня, представителя Москвы, заранее о том, какие будут приниматься решения на мероприятиях ЛАГ.

Почему ЛАГ работала тогда в Тунисе? Потому что её штаб-квартира в те годы была переведена сюда из Каира после, как решили и сказали арабы, «предательства президента Египта Садата, который подписал мирный договор с Израилем».

Ближневосточный конфликт, в конечном итоге, перерос в жесткое арабо-израильское противостояние, где предателей изгоняли из своих рядов, а некоторых - как президента Египта Анвара Садата - просто убивали. Этот конфликт очень «выпукло» отразился на политике арабских стран той Эпохи.

И вот здесь надо бы посмотреть, по кому ударила та «арабская весна», что началась на рубеже 2010-2011-го годов? Выясняется, что именно по странам из числа участников «Фронта стойкости и противодействия» был, прежде всего, нанесен удар. Случайно? - Нет, закономерно и точечно.

Под «раздачу» кризиса «арабской весны» попали (по ходу развития событий 2010-2011 годов): Алжир, Тунис, Египет, Бахрейн, Ливия, Сирия, Йемен… Досталось и их соседям - Саудовская Аравия до сих пор не может завершить войну в Йемене, а ОАЭ благополучно из этой войны вышли.

И, вот, новая история ЛАГ становится ещё более интересной.

Видно, что сейчас оттуда исключена Сирия. Идут разговоры о её «возвращении», но в самый трагический период - после начала иностранный интервенции против правительства Асада - страны ЛАГ почему-то не поддержали Дамаск, а дистанцировались от него. И где была «арабская солидарность»?

Ливию в последние месяцы жизни Каддафи также в ЛАГ наказали «приостановлением членства». Да, именно в те месяцы, когда авиация НАТО бомбила Джамахирию. Правда, вернули в состав ЛАГ незадолго до убийства Каддафи осенью 2011 года. Впрочем, при Каддафи сама Джамахирия пару раз пыталась расстаться с членством в ЛАГ - такова была специфика ливийской, весьма неоднозначной, политики в те годы.

Ну, а как же без иностранного вмешательства?

Мало того, что советник президента США Джорджа Буша-младшего по национальной безопасности Кондолиза Райс 7 августа 2003 года опубликовала в «Washington Post» статью «Transforming the Middle East» - «Трансформация Ближнего Востока» с прозрачными намеками на «демократизацию» стран региона. Затем она же в 2006 году во время визита в Израиль заявила, что вскоре мир станет свидетелем рождения «нового Ближнего Востока». А в 2008 году в ходе турне по арабским странам она же предупредила, что для Вашингтона в данном регионе «демократия будет важнее стабильности». Это, так сказать, выражение политической воли руководства США - ещё за годы до начала «арабской весны». Но видно же, что подготовка начиналась…

А вот - очень важное признание на эту тему, которое прозвучало в 2007 году от Уэсли Кларка - генерала США, бывшего главнокомандующего силами НАТО в Европе, который лично бомбил Югославию в 1999 году. Мы здесь воспроизведем стенограмму самого «забойного» эпизода этого интервью. Кларк рассказывает корреспонденту «Голоса Америки» при полном зале - беседа была открытая для публики:

image Click to view



«После службы в Европе я вернулся в Пентагон. Один генерал позвал меня: «Сэр, нам надо поговорить, зайдите на минутку…»

Я не хотел отнимать его время, но он сказал: «Нет, нет, не беспокойтесь, это - важно».

И он сообщил мне: «Мы приняли решение… Мы начинаем войну с Ираком!» Это было где-то в 20-х числах сентября 2001 года.

Я говорю: «Мы собираемся воевать с Ираком… Но, почему»?

Он сказал: «Я не знаю». Он сказал: «Я думаю, они (политики) знают, что делают».

Я поинтересовался: «Может, обнаружена связь Саддама с Аль-Каидой?»

Он сказал: «Нет, нет, ничего нового в этом направлении не найдено. Они (политики) просто решили начать войну с Ираком. Я думаю, это выглядит так: мы не знаем, что делать с террористами, но у нас хорошее вооружение, и мы можем свергать правительства».

Итак, я навестил его снова через несколько недель. В это время мы уже бомбили Афганистан.

Я спросил его: «Мы всё еще собираемся начать войну с Ираком?»

Он ответил: «Всё гораздо хуже». И взял со стола документ. Он пояснил, что только что получил этот Меморандум, в котором описывается, как мы захватим 7 стран за 5 лет: начинаем с Ирака затем - Сирия, Ливан, Ливия, Сомали, Судан и заканчиваем Ираном».

Это - заявлено открытым текстом при полном зале и под телекамеры. И никакого намека на «демократизацию» - просто «мы захватим 7 стран за 5 лет». Вот так…

Надеюсь, сравнивая названные Кларком страны с теми, кого коснулась более всего «арабская весна», нам становится ясно, кто и зачем её затеял под красивым, но абсолютно ложным лозунгом «демократизации»?

По факту под удар американских «демократизаторов» попали:

- и Алжир (конец 2010 года), который быстро справился с местными бандерлогами, имея огромный опыт антитеррористических мероприятий, наработанный в ходе гражданской войны 1990-х;

- и Тунис (ноябрь-декабрь 2010 года), где на деле за десятилетия реальная демократия с арабским колоритом была взращена на основах французского воспитания его элиты в парижской Сорбонне, к идеалам которой так тянулось тунисское руководство, но и его снесло волной «псевдодемократизации»;

- и Египет, руководители которого давно пошли на сближение с Западом, но Запад их не пощадил - и вместо президента Мубарака протолкнул к власти «братьев-мусульман» (запрещены в РФ), правда, египетская армия быстро сориентировалась и отправила исламиста Мурси с поста президента прямо за решетку, при этом пулями подавив его массовое исламистское сопротивление.

В общем, досталось всем - и друзьям Запада, и его противникам. Но - по факту - вместо вожделенной арабской интеллигенцией «демократии» там появилась масса гробов и могил, а «демократии» в западном понимании так и не появилось.

МИД РФ, вспоминая, как начинались кровавые события «арабской весны» в Сирии, выпустил Заявление, где, в частности, сказано: «15 марта исполняется десять лет с начала массовых волнений в Сирийской Арабской Республике. Из-за вмешательства извне внутриполитический процесс стремительно трансформировался в вооруженный конфликт, на авансцену которого вышли незаконные вооруженные формирования. Страна подверглась беспрецедентной агрессии со стороны международного терроризма. Благодаря решающему вкладу России, удалось разгромить ИГИЛ (запрещено в РФ) в Сирии и нанести невосполнимый ущерб другим структурам террористического интернационала».

Под этим гнетом ИГИЛ переметнулся в Африку, и Нигерия, например, это уже почувствовала. Не зря туда пригласили российских специалистов, чтобы решить проблему…

Да, десять лет - уже десять лет! - исполнилось с того дня, когда в конце 2010-го - начале 2011-го года в арабском мире начались массовые протесты, охватившие почти весь Ближний Восток. Их назвали тогда «арабской весной» западные радетели «демократии», которые активно использовали свои возможности для раскачки ситуации - и политические, и военные, и информационные.

И что? Кто там стал жить лучше, чем раньше?

Для ЛАГ этот исторический момент превратился в тот самый «момент истины», и в ЛАГ сменились лидеры. Все позабыли про то, как в ХХ веке там задавала тон группа «Фронта стойкости и противодействия». Теперь - монархии Залива лидируют в определении политики этой организации, подтверждая максиму, которую четко понял, осознал, и выдал в своем тексте Шекспир: «Ничто не вечно…»

Теперь мы с ещё большей, чем в начале того процесса, убедительностью можем говорить о том, что красивый лозунг «арабской весны» был вброшен в народ, и народ за ним пошел, не понимая, куда влечет их рок событий. А когда разобрались, что вся эта «весна» на деле оказалась не дорогой к лучшей, более справедливой и зажиточной жизни, а «обманкой» с самыми печальным и трагическими последствиями, было уже поздно - события набирали собственную энергетику, и число могил день ото дня росло в геометрической прогрессии.

Тунис, Египет, Йемен, Ливия, Сирия, Бахрейн… В каждой из этих стран громом стрельбы разнеслось Эхо Беды.

Вожделенной «демократии» люди не получили, зато по арабскому миру вихрем понеслась война. Вместо приобщения арабов к «ценностям западной свободы» Ближний Восток был брошен в пучину катастрофы, которая, по большому счету, не обошла - в разной степени - ни одну страну региона.

День, когда под колоссальным давлением и иностранных «доброжелателей», и - главное - бесновавшейся площади Тахрир в Каире, подал в отставку с поста президента Египта Хосни Мубарак, этот день стал той зловещей датой, которую адепты нумерологии могут с полной ответственностью толковать, как «знак свыше».

Вглядитесь в эти цифры 11.02/2011.

Да, именно 11 февраля 2011 года президент Египта Мубарак подал в отставку, и это сочетание даты, месяца и года на всею оставшуюся Историю стало зримым «водоразделом» в жизни Ближнего Востока. Теперь люди там делят свою жизнь на «до» и «после» 11 февраля 2011 года.

Арабская трагедия по имени «арабская весна» - не то, чтобы окончательно заканчивается - впереди ещё сирийское урегулирование, завершение бессмысленной войны в Йемене и много другой работы. Но сегодня, спустя 10 лет, можно говорить о начале процесса осмысления итогов пресловутой «весны», выродившейся в «холодную, промозглую осень». Зазвучали голоса аналитиков, пытающихся увидеть перспективы Ближнего Востока, поскольку ситуация переходит в новое качество: от развала структур - к поиску «образа будущего».

Прививка «арабской весны» может стать очень долговременной. Знаю эти настроения по разговорам со многими арабскими собеседниками, в частности, с египетскими и тунисскими коллегами, которые тогда - в 2011 году - мечтали о «демократических» Египте и Тунисе, а теперь в том же Тунисе чуть не плачут от того, во что превратила цветущую прежде страну эта «арабская весна».

Так что, свой День Рождения 22 марта 2021 года Лига Арабских Государств встречает в сложном положении.

«Арабская весна», к счастью народов Ближнего Востока, провалилась, как американский проект дестабилизации региона и вывода отсюда сотен миллиардов долларов (чуть не триллионов долларов) в «тихую гавань» Уолл-Стрита. Но критическая ситуация в арабском мире при наличии сразу нескольких военных кризисов - в Сирии, в Йемене, в Ираке - не может создавать для ЛАГ «праздничного настроения».

А мы - все равно - поздравляет эту уважаемую арабскую организацию с Новым Годом в её жизни и с пожеланиями благополучного развития арабского мира, в целом, и каждой его страны, в частности.

ЛАГ прошла многие критические периоды своей истории. Но - выстояла и будет, как надеюсь, стоять дальше. А во внутренних проблемах они сами разберутся. Нет?



арабский мир, ЛАГ, "арабская весна", Ближний Восток

Previous post Next post
Up