Богомил Райнов считается (или уже «считался» - в прошедшем времени для нового поколения болгарской элиты?) классиком болгарского детектива.
Хотя этот блестящий, замечательный писатель, как теперь
написано в прямом и в переносном смысле в Википедии (хотя кто же сегодня полностью ей доверяет?), чуть не враг народа. О нем сказано так (кто писал там этот пасквиль - неизвестно): «Многолетний заместитель председателя Союза болгарских писателей и член ЦК Болгарской компартии (БКП) сыграл важную роль в насаждении социалистического реализма в болгарской литературе, в идейном разгроме в 1950-х годах болгарских деятелей культуры (сотрудничавших ранее с гитлеровцами, а кого ещё можно было "разгромить"? - С.Ф.)». Зато «известный (кому известный?) болгарский литературный критик Борис Делчев в своём дневнике (писал в стол, чтоб никто не узнал его мысли? - С.Ф.) называет Райнова «первостатейным подлецом и полемистом», «людоедом», «правой рукой культа и его ударной силой». А «болгарская поэтесса и переводчица Невена Стефанова назвала Райнова “талантливым угодником”». Высокие у них в "творческой элитке" сложились отношения…
Ну, в писательской тусовке такое сведение счетов - дело нередкое - это зависть к другим от отсутствия общественного признания твоего собственного таланта. Но, так у них приятно - «пнуть спящего льва».
В то же время в соболезновании от имени Союза болгарских писателей по поводу кончины в 2007 году имевшего европейскую знаменитость и общественное признание человека (назовите, какой болгарский интеллектуал либо писатель сегодня может похвастаться таким признанием или уважением в Евросоюзе?) признавалось: «Богомил Райнов был одним из крупнейших болгарских интеллектуалов - богатая, сложная, драматическая личность, творческая фигура которого не имеет аналогов в нашей культуре». Вот и набросились на того, "не имеет аналогов в болгарской культуре" какие-то шавки, которые и в подметки Райнову не годятся.
Богомил Райнов, помимо другой работы (например, он - автор литературоведческих исследований), писал классные приключенческие романы со своим любимым героем, которого назвал Эмил Боев. Среди них - и «Господин Никто», и «Большая скука», и «Тайфуны с ласковыми именами». Я когда-то, в студенческие времена, просто зачитывался этими книгами.
А ещё Богомил Райнов написал роман, который был экранизирован, и получил зрительские симпатии во многих странах. Это - «Что может быть лучше плохой погоды». Роман был написан в 1968 году, и предстал отличным фильмом три года спустя - в 1971-м.
Когда-то в одной из командировок я познакомился с коллегой из ведущей в те годы болгарской газеты компартии «Работническо дело». Начитавшись романов Райнова, я не мог не поинтересоваться у болгарского журналиста о том, «кто этот человек - литературная глыба?». И тот мне сказал примерно следующее: Райнов очень замкнутый человек, который не любит массовых мероприятий, который всецело посвящен своему творчеству, и абсолютно равнодушен к славе и похвалам.
Возможно, не только по причине соприкосновения с творчеством Богомила Райнова, но и узнав кое-что о его человеческих качествах, я ещё с большим уважением стал относиться к его книгам. Поэтому сегодня хочу порадовать уважаемых читателей и зрителей блога очень качественной историей, положенной в сценарий - «Что может быть лучше плохой погоды».
Все фильмы в блоге в рубрике "Субботний кино-хит"