За последние дни из самых разных регионов мира - как плотину прорвало - пошли косяком новости о том, что существующая мировая финансовая система уже не соответствует интересам конкретных стран.
- Правящая партия Италии «Лига Севера» предложила выпустить национальные мини-векселя (Buoni Ordinari del Tesoro): Италия думает о создании собственной валюты, а с её помощью Рим хочет уменьшить государственный долг. Правительство Италии «использовало бы их - для погашения долговых обязательств перед компаниями, а граждане - для уплаты налогов». Реализация такого предложения может привести к появлению в Италии параллельной валюты (sic!) - наряду с евро.
- «Мы оцениваем все механизмы, поскольку односторонние санкции США препятствуют использованию традиционной системы и платежей в долларах. Поэтому мы установили платежный механизм для того, чтобы выполнить наши обязательства перед Россией, и он будет в рублях», - заявил вице-президент Венесуэлы по вопросам экономики и финансов, министр промышленности и национального производства Тарек Эль-Айссами.
- Руководитель компании «Роснефть» Игорь Сечин в своем выступлении на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) не исключил, что «в будущем расчеты за нефть будут производиться в криптовалюте».
- Армения с начала года рассчитывается с «Газпром нефтью» за нефтепродукты рублями, сообщил глава компании Александр Дюков, а в перспективе рубль будет использоваться во взаиморасчетах со всеми странами, входящими ЕАЭС.
- Александр Дюков также заявил, что «Газпром нефть» имеет возможность в любой момент перейти на расчеты в юанях или евро за проданную нефть.
- Один из ведущих кандидатов на пост нового главы Европейского Центрального Банка Франсуа Виллерой призвал к «расширению использования евро в международных транзакциях, чтобы ослабить доминирующий статус доллара».
- Россия и Китай объявили, что две страны договорились «развивать практику расчетов в нацвалютах». По итогам переговоров в Москве заключено межправсоглашение о «расширении использования рублей и юаней» в двусторонней торговле.
Отметим, что такие заявления сделаны - с самых разных сторон - в течение последних нескольких дней. Ситуация, что называется, созрела.
[Spoiler (click to open)] Возможно, настала пора всем разбегаться в разные стороны, защищаясь силами суверенных государств и собственных границ - в самом широком смысле этих слов, когда мировая финансовая система уже просто «на грани»?
Когда волной по разным странам мира пошла информация о зарождении тенденции к «дедолларизации», появилась и такая новость о «секретной встрече с участием высокопоставленных чиновников американского министерства финансов и Федеральной резервной системы (ФРС), главной темой которой стал вопрос «токсичных долгов», которые могут стать источником кризиса, сравнимого с глобальным финансовым кризисом 2008-2009 годов».
Об этом финансовое издание «The Street» сообщает материале «U.S. Officials Meet in Secret Over Junk-Loan Frenzy as Recession Alarms Flash»: «Совет по надзору за финансовой стабильностью - как группа ведущих американских регуляторов, отвечающих за предотвращение будущих финансовых кризисов - собрался 30 мая, чтобы обсудить серьезный рост корпоративных заимствований за последнее десятилетие. Рост долгов-«заимствований» (кредитных долгов) был во многом связан с компаниями, имеющими плохой кредитный рейтинг. Экономический спад, вероятно, приведет к волне понижений кредитных рейтингов и дефолтов по корпоративным долгам, что может отразиться на глобальных финансовых рынках».
Вслед этими новостями в английской прессе публикуется вот какой график прироста долгов в мировой экономике (в долларах США):
Сегодня мировой долг, если руководствоваться подобной статистикой от «Financial Times», перешел из весовой «категории тяжелый» в «категорию супертяжелый». И как, и кто теперь с этим неподъемным «весом проблем» справится?
«The Wall Street Journal» подсчитал, что по состоянию на конец 2018 года соотношение корпоративной задолженности к ВВП США достигло 73,1 %, что лишь немногим ниже максимального показателя в 73,7% от 2009 года. Это - более десяти триллионов долларов!
В связи с этим «The Street» пророчит: если скоро начнется волна корпоративных дефолтов, остановить ее будет крайне сложно, а последствия будут хуже, чем в кризис 2008 года. Массовые корпоративные дефолты - это не только предвестники массовых корпоративных банкротств, но еще и фактор роста безработицы (предприятия-банкроты не могут содержать сотрудников), а также нарастание проблем пенсионных фондов и других финансовых структур, которые кредитовали компании с «мусорным рейтингом» в поисках повышенной доходности.
Получается, по мнению «The Street», что уровень долгов дошел до критического.
Для аналитиков подобные перспективы уже давно были, как минимум, понятны с точки зрения, если не конкретных цифр и фактов, то - тенденций. Теперь это мнение высказано на политическом уровне - в речи Владимира Путина на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2019) прозвучали оценки состояния нынешней ситуации в мировой экономике, когда каждый день происходит то, что уже названо «отказом от перегруженного долгами доллара». И это - не фигура речи, а реальная коллизия для десятилетиями привыкших к работе «по накатанной» самых крутых мировых компаний.
«Американский доллар в роли мировой резервной валюты стал использоваться страной-эмитентом в качестве инструмента давления на весь остальной мир», - подчеркнул Владимир Путин, выступая на пленарном заседании Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ). А это уже - не чисто экономическая, но политическая оценка.
Созданные много десятилетий назад институты мировой финансовой системы сегодня не учитывают появление новых экономических центров, повышения роли региональных валют и изменения баланса сил и интересов. А мир начинает не только сопротивляться этому диктату, но и искать новые условия существования своих финансов и экономик вне «долларового консенсуса».
Владимир Путин высказал свою оценку происходящему: если «после окончания “холодной войны”, включения в процесс глобализации новых рынков архитектура мировой экономики кардинально изменилась», а «доминирующая модель развития, основанная на западной, так называемой либеральной традиции, назовем её условно евроатлантической, стала претендовать не просто на глобальную, а на универсальную роль», то теперь - «модель глобализации, предложенная в конце ХХ века, всё меньше соответствует стремительно формирующейся новой экономической реальности». «Глубокие перемены требуют… переосмысления роли доллара, который, став мировой резервной валютой, превратился сегодня в инструмент давления страны-эмитента на весь остальной мир… Доверие к доллару падает просто».
Слишком «густо» пошли новости о переменах и новых тенденциях в мировых финансах. Не находите?
А теперь стоит напомнить недавнее, майское, обращение Владимира Путина к гражданам России на X съезде Федерации независимых профсоюзов России. Президент, как было не раз подмечено, всегда предупреждает заранее о том, какие могут раскрыться перспективы. Так вот, Путин сказал следующее - «имеющий уши да услышит»: «В сегодняшнем бурно развивающемся мире, когда в одночасье могут обнуляться и активы, и прежние продукты и технологии, те или иные природные ресурсы, человек, его таланты, образование, способности, напротив, остаются основополагающей ценностью».
Яснее и не сформулируешь.
Уже видно - долларовый финансовый кризис «набухает, как нарыв».