Американские эксперты в эпоху «post-truth» и «fake-news» демонстрируют реализм

Dec 10, 2018 22:58

Коллаж от "Stratfor"

Интереснейший доклад о перспективах развития мировой политики и экономики в 2019 году представил на этих днях известный американский аналитический центр «Stratfor», который сам позиционирует себя, как «теневое ЦРУ». Ну, ради PR и «Stratfor», и его шефу Джорджу Фридману (George Friedman) уже не надо так себя выставлять на публику - их и без этого отсыла к ЦРУ знают во многих странах мира. А, вот, доклады этого центра всегда интересны и полны идей, которых зачастую не хватает западным политикам для адекватной оценки происходящего. Да, не всегда идеи Фридмана и его команды доходят до реализации в прикладной политике США, но всегда они, особенно у нас, вызывают интерес, желание понять глубину экспертизы, и, зачастую, желание поспорить.

Итак, только что «Stratfor» выпустил свой доклад «2019 Annual forecast. Geopolitics. Intelligence. Global risk» - «Ежегодный прогноз на 2019 год. Геополитика. Разведка. Глобальный риск».

Интересна картинка, которой авторы доклада сопроводили его текст на своем сайте - она вверху. Весьма показательно, что в центре событий - лидеры Китая и Саудовской Аравии на фоне башен московского Кремля. А остальное всё, в том числе, и вашингтонский Белый дом - по бокам… В общем, взяли пример с британского журнала «Economist», который не первый раз предлагает на обложке в канун очередного Нового года загадочный набор образов-картинок. А чем «Stratfor» хуже? Вот и его картинка вызывает желание разгадать предложенные символы.

Впрочем, обратимся к переводу этого текста с английского, оперативно осуществленному ресурсом InoSMI. Текст очень объемный, поэтому самое, на наш взгляд, из него - ударное:

[Spoiler (click to open)]
- Усиление соперничества великих держав. Соединенные Штаты усилят свое стратегическое наступление на Китай, вводя пошлины, санкции, нормативные барьеры на новые технологии, оказывая все более активную поддержку Тайваню и более напористо действуя в Южно-Китайском море.

- Усиление геополитических рисков для бизнеса. Ссылаясь на угрозы национальной безопасности, Соединенные Штаты будут очень сильно давить на Европу, Японию, Австралию, Канаду, Южную Корею и Тайвань, требуя от них возведения более высоких барьеров на пути китайских инвестиций. Это повлияет на научные исследования и торговлю в стратегических областях, начиная с искусственного интеллекта и кончая сетями 5G, которые станут появляться в 2019 году.

- Поскольку далекоидущие санкции против Тегерана уже введены и действуют, Соединенные Штаты продолжат свою кампанию по изоляции Ирана в регионе и по ослаблению страны изнутри. Это усилит трения между Вашингтоном и Тегераном, и ослабит и без того небольшие шансы на конструктивный диалог. Общность интересов по противодействию Ирану поможет укрепить стратегические связи на высоком уровне между США и Саудовской Аравией, несмотря на недовольство внутри королевской семьи и в иностранных государствах руководством наследного принца Мухаммеда ибн Салмана.

- Внимание к росту предложения на мировых рынках энергоресурсов. Саудовская Аравия и Россия будут пристально следить за объемами добычи нефти во избежание падения цен, а также наблюдать за последствиями остаточного иранского экспорта. Нарастить добычу могут Ирак и Ливия.

- Действие разрушительных сил на американском континенте. Союзники США и сторонники жесткой линии в лице Бразилии и Колумбии возглавят нетипичные для них упреждающие действия в регионе по сдерживанию последствий от венесуэльского кризиса. Бразилии в ее попытках перестроить и реформировать торговый блок МЕРКОСУР будет противодействовать оказавшаяся в затруднительной политической ситуации Аргентина. Власть подвергнется серьезной проверке в Мексике, где агрессивно-популистская повестка усилит инвестиционные риски.

- Эфиопия как двигатель больших перемен на Африканском Роге (это её флаг помещен в левый угол коллажа на открытии - С.Ф.). Амбициозный план действий Эфиопии вызывает к ней экономический интерес и влечет на Африканский Рог иностранные державы. Однако внутренние вызовы, с которыми сталкивается нынешнее руководство, и межэтническая вражда будут замедлять импульс развития Аддис-Абебы.

- Великодержавное соперничество между США, Китаем и Россией ускорит гонку вооружений и обострит борьбу в киберпространстве. Наладить глобальное управление в условиях этих нарастающих угроз будет трудно, потому что противоречия в международной системе углубляются.

- В то время как США будут наращивать стратегическое наступление против Китая, вводя дополнительные пошлины, нормативные препятствия и санкции, усиливая поддержку Тайваню и создавая проблемы в Южно-Китайском море, Пекин в попытке ослабить американские альянсы будет делать ставку на свои мощные экономические рычаги.

- В 2019 году Белый дом с удвоенной энергией будет сдерживать продвижение Китая в целом ряде стратегических областей. Пекин в процессе этого движения будет получать удары, но у него сейчас больше чем когда бы то ни было средств и мотивов для ускорения и активизации усилий по достижению паритета с США. Безусловно, отношения Китая и России непростые, и большой взаимной любви они не испытывают, однако стремление к сближению в 2019 году пересилит трения в их беспокойном партнерстве.

- Эта новая глобальная динамика создает огромную «головную боль» средним державам и международному бизнесу, которые пытаются отыскивать свой путь на этой все более сложной территории.

- Хотя крупные европейские державы стараются утвердить суверенитет ЕС в глобальном масштабе во избежание побочного ущерба, они будут, как и раньше, в основном реагировать на события в сфере глобальной конкуренции.

- Прорывные технологии и нарушенные договоры будут менять облик и состав военных арсеналов в предстоящие годы. Быстрое развитие прорывных технологий в сочетании с устойчивым разрушением договоров о контроле вооружений ускорит гонку вооружений между США, Россией и Китаем.

- Вероятный выход Вашингтона из договора о РСМД и неопределенная судьба СНВ-3 усилят разногласия в Европе, поскольку западные страны пытаются не попасть в западню наращивания вооружений, а пограничные с Россией государства, такие как Польша, Прибалтика, а возможно и Румыния, готовы добровольно размещать у себя американские военные силы и средства. В то же время, США обретут свободу действий для создания мощного арсенала в противовес Китаю.

- В 2019 году американо-китайское соперничество будет усиливаться практически по всем направлениям. Китай ощутит на себе возрастающее экономическое давление от пошлин и нормативных препятствий, создаваемых против китайских фирм. Но США будут использовать санкции и для того, чтобы закрутить Китаю гайки по таким спорным проблемам как кибератаки и права человека.

- В торговле между Вашингтоном и Пекином возможно временное перемирие, поскольку стороны ведут переговоры об отсрочках экономических санкций. Но ключевое слово здесь «временное». Разница между американскими требованиями о реализации глубокой структурной реформы в китайской экономике и тем, на что готов пойти Пекин, не ставя под угрозу очень важную для него промышленно-технологическую стратегию, просто слишком велика и не позволяет двум странам заключить всестороннее и долгосрочное соглашение.

- Следующие два года коренным образом изменят скорость передачи данных и картину подключения к интернету, что лежит в основе преобразующих технологий, таких как «интернет вещей», виртуальная и дополненная реальность, обработка с элементами искусственного интеллекта, автономные транспортные средства и телемедицина. В этих областях уже идет острое соперничество между США и Китаем. А поскольку «Huawei» и ZTE принадлежат к немногочисленной группе компаний высоких технологий, которые разрабатывают технологическую инфраструктуру и стандарты с опорой на 5G, американское правительство сделает все возможное, дабы помешать своему главному стратегическому конкуренту утвердиться в недрах экономической «нервной системы» США и их союзников.

- У Японии есть неплохие шансы ослабить угрозу американских пошлин на автомобили посредством заключения ограниченного торгового соглашения с США с учетом того, что она пошла на уступки в области сельского хозяйства в своем соглашении о свободной торговле с Канадой, а также в подписанном в 2018 году соглашении «О всеобъемлющем и прогрессивном Транс-Тихоокеанском партнерстве».

- Шансов на всестороннее разрешение торговых споров между США и ЕС в 2019 году будет очень мало. Германия больше всех потеряет в торговых сражениях с США из-за автомобилей. Но она не сможет заставить Евросоюз и, в частности, Францию пойти на уступки в сельском хозяйстве, которые удовлетворили бы Белый дом.

- Будет усиливаться конфронтация между крупными экономическими державами и ВТО. Всемирная торговая организация в настоящее время рассматривает целый ряд дел, касающихся вопросов национальной безопасности, в том числе, дело, в котором США обосновывают введение пошлин на сталь и алюминий в начале 2018 года. Белый дом на примере этих дел будет утверждать, что многонациональная организация вообще не имеет права осуществлять арбитраж в вопросах национальной безопасности. Если Белый дом одержит верх в этом споре, то и другим государствам будет легче возводить протекционистские барьеры, оправдываясь интересами национальной безопасности. Если же Белый дом проиграет, он будет еще активнее вести свой крестовый поход против ВТО, ставя под сомнение ее авторитетность. У США есть средства и возможности парализовать работу этой организации.

- В первой половине 2019 года крах на нефтяных рынках маловероятен, поскольку санкции уменьшают объем нефтяного экспорта из Ирана, а нехватка трубопроводов мешает США наращивать добычу. Но эта картина во второй половине года претерпит существенные изменения, когда Соединенные Штаты введут в строй новые трубопроводные мощности.

- Саудовская Аравия и Россия будут по-прежнему пристально следить за любыми признаками перенасыщения рынка, из-за которого может наступить обвальное падение цен. Иран в соответствии с ограниченными исключениями из санкционного режима следующие пять месяцев сможет экспортировать около одного миллиона баррелей в день. А Ливия и Ирак вполне могут урегулировать внутриполитические разногласия, что заметно повлияет на рынок. В то же время, внутренний кризис в Венесуэле может вызвать падение добычи, а разногласия в Персидском заливе способны помешать движению танкеров в Ормузском проливе. За этим надо пристально следить, поскольку такие события вызовут еще более острые перебои с поставками.

- США готовятся к коренной реорганизации на мировых рынках сжиженного природного газа (СПГ). К концу 2019 года Соединенные Штаты догонят Катар и Австралию, войдя в число крупнейших мировых экспортеров СПГ.

- В Европе все еще можно предотвратить сценарий Брексита без соглашения об условиях развода, хотя шансов на это становится все меньше.

- Итальянское правительство и Еврокомиссия постараются избежать перерастания конфронтации в системный кризис, однако уязвимость итальянского банковского сектора останется самой серьезной угрозой для стабильности еврозоны.

- Европейский Центробанк будет переходить к ужесточению денежно-кредитной политики медленно и осторожно, поскольку над еврозоной нависла опасность со стороны Италии, а экономическое развитие в Европе в целом замедляется.

- Великодержавное соперничество с Китаем и Россией приведет к тому, что Соединенные Штаты откажутся от части своих военных обязательств Африке и на Ближнем Востоке. Но американская кампания против Ирана, а также устойчивый страх перед терроризмом и распространением оружия массового уничтожения потребуют от США дополнительного внимания и ресурсов.

…Это - цитаты из ряда тезисов, которые в докладе «Stratfor» достаточно подробно разрабатываются. Интересно, что если прежде анализ этого американского центра отличался своеобразием и, надо сказать, уверенностью в правоте и силе Америки, то ныне сами видите, что там, за океаном, как будто очнулись от сладкого сна, и увидели перед собой ворох, воз проблем, совсем не духоподъемных для американского истеблишмента. Как «тришкин кафтан» стала расползаться ткань американской глобальной гегемонии, а «заплатки ставить» на все кризисы подряд силенок уже не хватает. Поэтому неожиданно звучат в докладе такие прогнозы, как «Соединенные Штаты откажутся от части своих военных обязательств Африке и на Ближнем Востоке» и ряда других. Интересно и то, как немного места уделено России, видимо даже старина Фридман, который года три назад посетил Москву и ушел от предлагавшегося интервью с автором этих строк, не может точно назвать, куда Трамп развернет отношения с Россией в условиях бесперебойного давления на него со стороны демократов и прессы.

В любом случае, Джордж Фридман сделал большое дело - этот его доклад является очень объективным, а потому документ сей стоит изучить. Даже, коли Вашингтон «пойдет другим путем», а не по предполагаемым «Stratfor» ориентирам мировой политики, отдадим себе отчет в том, что в американских экспертных кругах, как минимум, стали просвечивать адекватные восприятие и оценки окружающей действительности. И это-то в эпоху «post-truth» и «fake-news». Стало быть, проняло…



stratfor, мировая политика, прогноз, мировая экономика

Previous post Next post
Up