Сергей Лавров: "США готовят вооруженные силы Европы к применению ядерного оружия против России"

Feb 28, 2018 19:16


Министр иностранных дел России Сергей Лавров выступил на Конференции по разоружению в Женеве. 28 февраля 2018 года.



Фото пресс-службы МИД РФ

image Click to view


[Spoiler (click to open)]

На официальном сайте МИД России опубликована стенограмма этого выступления:   
"Уважаемая г-жа Председатель,   
Уважаемый Генеральный секретарь,   
Благодарю за очередную возможность выступить на этом авторитетном форуме.   
Конференция по разоружению играет уникальную роль в сфере контроля над вооружениями, разоружения и нераспространения, занимает особое место в устойчивом международном механизме, сформированном вместе с Комиссией ООН по разоружению и Первым комитетом Генеральной Ассамблеи ООН. Под эгидой Конференции по разоружению разработаны основополагающие договоренности, поддерживающие веру в способность человечества избежать самоуничтожения. Повышение эффективности форума имеет определяющее значение для предотвращения фрагментации общемировых усилий по реализации разоруженческой повестки дня, поиску разумных компромиссов, созданию условий для поддержания мира, равной и неделимой безопасности для всех.   
В нынешних непростых условиях на международной арене особую востребованность приобретают планомерные коллективные усилия, нацеленные на обеспечение безопасности и стабильности - как в глобальном, так и в региональном измерении. 
Надо признать, что в последние годы работа нашего форума пробуксовывает. Поэтому необходимо преодолеть имеющиеся расхождения и, наконец, согласовать сбалансированную программу работы Конференции. Решение актуальных вопросов в области контроля над вооружениями и нераспространения требует от нас неотложного возобновления переговорной деятельности.   
Выправить ситуацию, как мы считаем, возможно с опорой на богатейшее наследие и многолетние переговорные традиции, связывающие всех участников форума. Исторический опыт подсказывает, что даже в самые сложные периоды необходимо проявлять волю и ответственность, поступаться узконациональными интересами и давать консолидированный ответ на масштабные вызовы времени.   
Центральным вопросом международной повестки дня, безусловно, остается проблематика ядерного разоружения. Россия как ответственный и последовательный сторонник этого процесса вносит свой особый вклад в дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений. 5 февраля мы подтвердили, что вышли на предельные уровни носителей и боезарядов по Договору о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений Российской Федерации и США. Таким образом, ядерный арсенал России уменьшен более чем на 85% по сравнению с пиком «холодной войны».   
Вместе с тем, несмотря на впечатляющие достижения в рамках реализации российско-американского Договора, вынуждены отметить немало остающихся вопросов к нашим коллегам из Вашингтона, в частности, относительно одностороннего выведения из засчета значительного числа носителей, по сути, в обход процедур, которые предусмотрены в Договоре и предполагают понимание методов выведения из засчета носителей другой страной. Беспокоит и существенное изменение подходов США в контексте их обновлённой ядерной стратегии, которая предусматривает повышение роли ядерного оружия. В том числе путем создания и развёртывания т.н. «маломощных» зарядов, что ведёт к снижению порога применения ядерных вооружений.   
Как бы то ни было, руководствуясь буквой и духом Договора о нераспространении ядерного оружия, мы вплотную подошли к рубежу, за которым к последующим усилиям на направлении ядерного разоружения должны подключиться все государства, обладающие военным ядерным потенциалом. Кроме того, нельзя игнорировать новую реальность - разоружение невозможно без учёта всего комплекса явлений, факторов, оказывающих деструктивное воздействие на стратегическую стабильность и международную безопасность. Включая теперь уже ничем не ограниченное развёртывание системы глобальной противоракетной обороны, разработку высокоточных стратегических наступательных вооружений в неядерном оснащении, нератификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний и перспективу вывода ударных вооружений в космос.     
Ядерному разоружению препятствует и сохранение американского нестратегического ядерного оружия в Европе, сопровождающееся дестабилизирующей практикой т.н. «совместных ядерных миссий». Как всем хорошо известно, в рамках их миссий с грубым нарушением Договора о нераспространении неядерные члены НАТО участвуют в планировании применения американских нестратегических ядерных боеприпасов и привлекаются к освоению соответствующих навыков. Всем должно быть понятно, что тем самым военные США готовят вооруженные силы стран Европы к применению тактического ядерного оружия против Российской Федерации.   
Напомню еще раз, Россия не имеет развернутого тактического ядерного оружия, не проводит отработку его применения. Мы сосредоточили имеющиеся боеприпасы на центральных базах хранения на своей национальной территории. В этих условиях наличие готовых к применению тактических ядерных вооружений США в Европе не просто рудимент «холодной войны», а явно агрессивная позиция. Надеюсь, европейским гражданам удастся сказать твёрдое «нет» размещению на своей территории оружия самого массового уничтожения, причём принадлежащего тому единственному государству, которое уже применило его против населения Хиросимы и Нагасаки.     
Без учета всех факторов, влияющих на стратегическую стабильность, без опоры на принципы обеспечения равной безопасности для всех невозможно двигаться по пути ликвидации ядерного оружия, к чему призывают авторы Договора о его запрещении. Эта инициатива, как мы уже не раз говорили, не только не способствует продвижению к благородной цели безъядерного мира, но и создает проблемы для поддержания жизнеспособности и обеспечения эффективности обзорного процесса Договора о нераспространении ядерного оружия. Кстати, в этом году исполняется 50 лет со дня открытия его к подписанию.   
Критически важным для сохранения режима этого ключевого документа является также достижение ощутимых подвижек на таком направлении, как вступление в силу разработанного здесь, на Конференции Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, той основы, которая позволила бы преодолеть расхождения между ядерными и неядерными государствами. Кроме того, требуется, наконец, добиться реального прогресса в деле созыва международной конференции по созданию зоны, свободной от ядерного и других видов оружия массового уничтожения на Ближнем Востоке.   
Отдельно хотел бы сказать о химическом разоружении. Россия свой запас боевых отравляющих веществ полностью уничтожила. В то же время складывается парадоксальная ситуация, когда США - один из ключевых участников КЗХО, в свое время настоявший на принятии глобального юридического обязательства уничтожить химоружие до 2007 г., сегодня сохраняет крупнейший в мире арсенал этого ОМУ, и перспективы его ликвидации остаются туманными. Параллельно Вашингтон, цитируя специалистов по фейковым сенсациям типа полностью дискредитированных «Белых касок», выдвигает абсурдные претензии к Правительству Сирии, которое в сложнейших условиях борьбы с международным терроризмом уничтожило свои запасы химоружия под строжайшим международным контролем в ответ на совместную инициативу Москвы и Вашингтона и продолжает сотрудничать с Секретариатом ОЗХО.   
Печально, что США и их союзники цинично используют голословные утверждения о применении Дамаском отравляющих веществ как инструмент антисирийской геополитической инженерии.   
Буквально час назад по инициативе Франции неподалеку состоялась неформальная встреча, на которой популяризировалось очередное антисирийское «детище» - т.н. «Международное партнерство по борьбе с безнаказанностью использования химоружия», учрежденное 23 января в Париже. Мы подтверждаем неприятие создания подобных келейных и неинклюзивных инициатив, задуманных с тем, чтобы в комфортном кругу единомышленников, в отсутствие альтернативных точек зрения подменить дискуссии в ОЗХО и ООН. Вызывает недоумение, что высокопоставленные представители Секретариата ООН сочли возможным принять участие в этом неинклюзивном мероприятии.      
Нельзя забывать и об угрозе биологического оружия, способного по смертоносному воздействию превзойти все известные способы уничтожения человека. По-прежнему из-за позиции США остается заблокированной выработка верификационного механизма Конвенции о запрещении биологического и токсинного оружия. Надеюсь, наши американские коллеги осознают свою ответственность за выход из этого тупика.     
Пока, к сожалению, они предпочитают сохранять этот тупик, пытаясь тем временем через навязывание различным странам двусторонних не подпадающих под Конвенцию договоренностей создать подконтрольную только США структуру биобезопасности, которой можно манипулировать.   
В ходе российского председательства на Конференции по разоружению в прошлом году нам при помощи ряда ответственно мыслящих делегаций удалось закрепить в повестке дня вопрос о разработке международной конвенции по борьбе с актами химического и биологического терроризма. Нужно продолжить её предметное обсуждение и в ходе нынешней сессии. Надеюсь, это будет сделано. Подготовка этого исключительно актуального инструмента, отвечающего интересам всех государств, позволит возобновить деятельность Конференции в полном соответствии с её мандатом.   
Еще один наш приоритет - предотвращение гонки вооружений в космосе. Перспективы «вепонизации» околоземного пространства вызывают тревогу не только у России - и это подтверждает широкая поддержка наших инициатив, направленных на парирование данной угрозы. Напомню, именно здесь на Конференции по разоружению в Женеве 10 лет назад мы вместе с китайскими друзьями распространили проект договора о предотвращении размещения оружия в космическом пространстве, применения силы или угрозы силой в отношении космических объектов. В 2014 г. мы представили обновленный вариант этого проекта.     
Думаю, что без выработки и принятия юридически обязывающей международной договоренности, содержащей надёжные гарантии непоявления оружия в космосе, решать вопросы обеспечения международной безопасности и стратегической стабильности становится практически невозможным. Мы готовы обсуждать любые озабоченности заинтересованных сторон. Рассматриваем предстоящий в нынешнем году запуск группы правительственных экспертов ООН по предотвращению гонки вооружений в космосе в качестве оптимального механизма совместного поиска ответов и дополнительной меры, которая придаст нужный импульс этому процессу на Конференции по разоружению.   
Россия готова к возобновлению переговорной деятельности на Конференции на основе любой сбалансированной и консенсусно согласованной программы работы. У нас нет «табу» ни на один из пунктов повестки дня Конференции по разоружению. У нас есть политическая воля и экспертный потенциал для  начала полноформатной переговорной работы на этом форуме. Как и выступивший здесь два дня назад Генеральный секретарь ООН А.Гуттереш, мы высоко оцениваем принятие Конференцией 16 февраля решения о создании пяти вспомогательных органов для поиска «развязок» с целью запуска переговоров по вопросам повестки дня.   
Уважаемые дамы и господа,   
В заключение хотел бы сказать, что Россия призывает всех проявить политическую волю и максимальную ответственность, чтобы восстановить предметную работу Конференции. Убеждены, что путь к реально действующим договоренностям в области контроля над вооружениями всегда лежит только через полноформатные переговоры и поиск консенсусных решений.   
Желаю всем вам плодотворной работы и преодоления тех проблем, которые пока сковывают деятельность этого важнейшего международного форума.

Сергей Лавров ответил на вопросы журналистов "на полях" 37-й сессии СПЧ ООН и Конференции по разоружению.   
Женева, 28 февраля 2018 года



Фото пресс-службы МИД РФ

Вопрос: В выходные дни были введены очередные санкции против Северной Кореи со стороны Соединённых Штатов Америки. Какова вероятность военного сценария на данный момент со стороны США? Какой будет реакция России в этом случае?    
С.В.Лавров: Насчёт вероятности военного сценария надо спрашивать не у меня, а у руководства Соединённых Штатов. Президент США Д.Трамп неоднократно говорил, что пойдёт на все необходимые меры, включая военный вариант, для того, чтобы решить эту проблему. Оценки такого варианта уже давались многократно в самих Соединённых Штатах, в Российской Федерации, в других столицах. Они означают, что это было бы гуманитарной катастрофой, которая унесла бы жизни сотен тысяч, если не миллионов, мирных граждан. Все эти военные выкладки хорошо известны.   
Мы очень надеялись, что тот позитивный момент движения, который был задан в ходе Олимпиады и который, надеемся, продолжится во время Паралимпийских игр 2018 г. в Пхёнчхане, будет использован для создания условий, позволяющих перейти к переговорам. В период Олимпиады высокопоставленная северокорейская делегация была в Пхёнчхане, состоялись переговоры на уровне Президента Республики Корея, была заинтересованность северокорейской делегации в контакте с вице-президентом США М.Пенсом (эта возможность, к сожалению, не была использована).   
Мы очень надеялись, что период затишья, когда на фоне этих контактов не проводилось никаких испытаний, запусков ракет в КНДР и одновременно никаких учений Соединёнными Штатами и Республикой Корея, будет использован для того, чтобы создать де-факто позитивный момент движения. К сожалению, пока этого не произошло. Многие наблюдатели обратили внимание на то, что специальный представитель США по ядерной проблеме Корейского полуострова Дж.Юн подал в отставку. Не все верят, что эта отставка обусловлена исключительно семейными проблемами, как это было объявлено. Пока даже неизвестно, кто его заменит. Это не настраивает на оптимистический лад. Но мы, тем не менее, продолжаем обсуждать пути нормализации обстановки, создания условий для переговоров со всеми участниками так называемого шестистороннего процесса. Сегодня я подробно говорил на эту тему с моей коллегой Министром иностранных дел Республики Корея Кан Гён Хва. Будем продолжать контакты.   
Вопрос: Будет ли продолжение гуманитарной паузы в районе Восточной Гуты увязано с действиями группировок? Например, вчера «Свободная сирийская армия» уже обратилась в СБ ООН с запросом о выходе боевиков «Джабхат ан-Нусры» и членов их семей. Как будет реагировать Москва?    
С.В.Лавров: Мы готовы на самые разные развязки. Мы применяли метод добровольного вывода боевиков с семьями, когда решалась проблема освобождения Восточного Алеппо. Будем готовы обсуждать любые варианты, которые позволят нейтрализовать террористов, прекратить их деятельность. Если их куда-то можно будет вывести, мы лично возражать не будем, но это всё надо обсуждать. Будем готовы обсуждать любые варианты, которые, прежде всего, позволят спасти человеческие жизни. Резолюция принята. В ней террористы однозначно выведены из-под действия режима прекращения боевых действий, который должен быть установлен. Если наши ооновские коллеги и те, кто влияет на «Джабхат ан-Нусру», договорятся о возможности этого выхода, думаю, мы не будем возражать.   
Вопрос: Обсуждали ли Вы на встрече с коллегой из Южной Кореи варианты сближения Южной и Северной Корей? Какую роль могла бы сыграть Россия в этом вероятном сближении?    
С.В.Лавров: Вопрос объединения Кореи стоит на повестке дня в качестве принципиальной задачи, ориентира, к которому движутся обе страны. В каждой из них есть специальное министерство, структура, которая занимается вопросами объединения. Мы поддерживаем чаяния корейского народа на восстановление своего единства. Помогать этому мы готовы, но решающее слово принадлежит Сеулу и Пхеньяну. Если в своих контактах, которые сейчас, во время Олимпийских и Паралимпийских игр 2018 г., резко активизировались, они сочтут необходимым наше содействие, я гарантирую, мы окажем любую помощь, которая будет полезна для наших соседей.   
Вопрос (перевод с английского): Что Вы знаете о возможных поставках северокорейских компонентов оружия в Сирию?   
С.В.Лавров (перевод с английского): Я не слышал об этом. Если есть такие факты, они должны быть представлены. Иначе я не могу предметно прокомментировать что-то, что никогда не было подкреплено фактами.   
Вопрос (перевод с английского): Вы уверены, что война в Сирии будет закончена в этом году? Какие сценарии рассматриваются с учётом ухудшения ситуации в этой стране?   
С.В.Лавров (перевод с английского): Не думаю, что ситуация ухудшается. Ухудшается она для террористов «Джабхат ан-Нусры», которых вольно или невольно постоянно щадила руководимая США коалиция. Мы много раз поднимали этот вопрос перед Вашингтоном и не получали заслуживающего доверия ответа. Однако абсолютно ясно, что любые проявления терроризма в Сирии должны быть полностью уничтожены. То же самое говорят США и другие наши коллеги, присутствующие в Сирии как по приглашению, так и без него.   
Одновременно мы, конечно, убеждены, что есть условия для возобновления политического процесса. Сегодня я встретился со спецпосланником Генсекретаря ООН по Сирии С. де Мистурой, мы обсудили ход выполнения решений Конгресса сирийского национального диалога в Сочи. С.де Мистура подтвердил важность этой платформы для укрепления основ, на которых он сможет перезапустить переговоры и начать реальную работу по конституции.   
Ключевая задача сейчас - обеспечить выполнение резолюции 2401 СБ ООН в том виде, в каком она была согласована. Документ ясно содержит требование СБ ООН ко всем сторонам «на земле» и к тем, кто имеет на них влияние, договориться о прекращении огня на территории всей Сирии для обеспечения, по крайней мере, 30-дневной паузы для доставки гуманитарной помощи. Пока условия для объявления прекращения огня в Сирии нормализуются, мы не ждём.    
Как вы знаете, российские военные по поручению Президента России объявили ежедневные пятичасовые гуманитарные паузы для обеспечения гуманитарных нужд людей, если бандформирования, контролирующие Восточную Гуту, позволят это (в случае с Восточным Алеппо они не позволяли проходить гуманитарным конвоям, публично заявляли о готовности нападения на них). Эти же гуманитарные коридоры, предусмотренные резолюцией, могут быть использованы гражданским населением, которое хочет выбраться из этих районов, быть эвакуировано.   
Мы также хотим, чтобы гуманитарные нужды сирийского народа рассматривались не только применительно к Восточной Гуте, но и к другим частям страны, особенно к Ракке (разрушенной бомбежками США - С.Ф.), чтобы ООН, возможно Всемирная организация здравоохранения, МККК направили миссию для выяснения, какого рода гуманитарная помощь там требуется. Город был сровнен с землёй, до сих пор на его улицах лежат тела, нет водоснабжения, плохие санитарные условия, вся территория заминирована, но никто не занимается этим гуманитарным бедствием. Когда мы предложили направить туда миссию ООН и МККК, один американский командир «на земле» заявил, что в этом нет необходимости. Но решать, есть в этом необходимость или нет, должен Генеральный секретарь ООН и МККК.

разоружение, политика США, ядерное оружие, Корейский полуостров, вооружения, сирийское урегулирование, Сергей Лавров

Previous post Next post
Up