Мария Захарова западной прессе: "Это не двойные стандарты, это - как игра на второй шахматной доске"

Feb 22, 2017 21:43



Фото пресс-службы МИД РФ

Официальный представитель МИД России Мария Захарова провела свой "очередной", нет - особый, брифинг.  
Провела на следующий день после того, как в американском Нью-Йорке скончался Виталий Чуркин - человек, о котором теперь говорят после его гибели: "Он за Россию вел бой!"    
Президент России Владимир Путин наградил посмертно Виталия Чуркина "Орденом Мужества". 
Это - боевая награда. В Указе Президента Российской Федерации о Статуте этой государственной награды сказано: «Орденом Мужества награждаются граждане за самоотверженность, мужество и отвагу, проявленные при спасении людей, охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряжённых с риском для жизни». (Выделено нами - С.Ф.)    
"С риском для жизни"... Вот о чем многие не знают, когда смотрят на работу российских дипломатов со стороны. А работа эта реально связана "с риском для жизни". Особо - в нынешние времена, когда наши "партнеры"-"злопыхатели" иным способом, чем подлостью, уколоть Русь-Россию не могут... И бьют именно на своей территории!          
Представляете, в каких условиях, в какой эмоциональной обстановке - на следующий день после известия о трагической смерти на боевом посту российского Представителя при ООН Виталия Ивановича Чуркина - в МИД РФ 22 февраля прошел очередной брифинг для иностранной прессы?    
Ещё раз повторим: для международной прессы этот брифинг - очередной, для нас - особый.  
Ведь, за последние недели "за кордоном" (как-то очень подозрительно непонятно) на своих постах (десятилетиями такого не было!) ушли из жизни - а, де-факто: погибли - послы России Андрей Карлов (в Турции), Александр Кадакин (в Индии), сейчас Виталий Чуркин, а также ещё ряд высокопоставленных дипломатов России.

[Spoiler (click to open)]
Вот в каких условиях Мария Захарова вышла к международной прессе.
Помните Высоцкого?  
"Я весь в свету, доступен всем глазам,  
Я приступил к привычной процедуре: 
Я к микрофону встал как к образам... 
Нет-нет, сегодня - точно к амбразуре..."

И вот, что Мария им сказала:

image Click to view



Основные позиции, высказанные на этом брифинге, представляет пресс-служба МИД России в отчете о состоявшемся разговоре: "Брифинг официального представителя МИД России М.В.Захаровой, Москва, 22 февраля 2017 года".
Обратим внимание на один принципиальный момент этого разговора с прессой, который с нашей точки зрения представляет особый интерес - вопрос о том, что МИД России открыл рубрику на своем портале - "Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России".  
Официальный представитель МИД России заявила здесь следующее: "В развитие инициативы, озвученной мной в ходе предыдущего брифинга 15 февраля, обращаю ваше внимание на новую рубрику официального сайта МИД, которая будет демонстрировать примеры материалов, публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России. Сегодня мы запускаем эту рубрику, которая будет доступна по указанным ссылкам. 
Первая подборка таких «новостей» уже опубликована. С ней вы можете ознакомиться, перейдя в раздел сайта МИД «Пресс-служба» - «Публикации и опровержения» - «Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России». Здесь мы будем размещать в качестве примера пропагандистские «вбросы» различных медиаресурсов и давать ссылки на источники. 
Вынуждены констатировать, что эта рубрика будет регулярно пополняться.  
Конечно, там не будут публиковаться все материалы. Задача состоит в том, чтобы показать тенденцию и основные тренды в публикации «фейковых новостей» о нашей стране, сделать все возможное для того, чтобы остановить их тиражирование. 
Мы работаем с зарубежными корреспондентами на постоянной и регулярной основе. Вы знаете, где нас найти, по каким телефонам и адресам электронной почты можно с нами связаться.  
Если у зарубежных корреспондентов будут какие-либо предложения по ведению этой рубрики, если они захотят предоставить факты в подкрепление своей информации для того, чтобы их публикации были изъяты из этой рубрики - милости просим, направляйте нам ваши дополнительные материалы, звоните, пишите, приходите. Будем разбираться с информацией, которую вы публикуете".  
И это решение сразу же вызвало нервную реакцию от корреспондентов западной прессы. Далее - цитаты из стенограммы брифинга:  
Вопрос: Не могли бы Вы сказать, почему МИД России считает необходимым наличие на Интернет-сайте «антифейковой» рубрики?
Ответ: Во-первых, практически на каждом брифинге мы вынуждены комментировать материалы, которые распространяют или тиражируют вбросы недостоверной информации или информации, которая уже была нами опровергнута какое-то время назад, но все равно так или иначе продолжает публиковаться. Во-вторых, помимо комментариев общей ситуации считаем необходимым отмечать, что данная тема является примером информационных вбросов, частью информационной кампании, направленной против России, а также приводить конкретные материалы. Мне кажется, герои должны себя увидеть. Одно дело в принципе комментировать ситуацию, а другое - видеть конкретные названия СМИ, имена журналистов, которые занимаются этими вопросами.   
Мы полностью привержены свободе слова. Это был принципиальный выбор, сделанный нашей страной. У нас есть соответствующая законодательная база, мы уважаем не только свободу слова, но и мнения журналистов даже в том случае, когда категорически с ними не согласны. При этом есть, к сожалению, такое понятие, как информационные кампании по раскручиванию вброшенной дезинформации. К сожалению, элементы информационных войн, информационных агрессий никто не отменял. В последнее время «фейк-новости» стали, практически, всемирным трендом. Что самое парадоксальное, постоянно обвиняют нас, что именно "российская сторона занимается подобными вещами". Речь идет о государственных структурах, о СМИ. Распространяя информацию о России, мировые СМИ всегда используют один прием - они никогда не приводят конкретных фактов. Это самое печальное и, наверное, парадоксальное. Информации огромное количество, но конкретных данных не приводится.   
Помимо всего прочего, новым элементом всей этой истории стали публикации и их акцент на утечках, которые никаким образом не персонифицируются. Мы не знаем, кто за ними стоит, за них никто не несет ответственность. При этом СМИ делают очень "большие" и "серьезные" выводы на основе этой информации.
Есть еще один момент. Посмотрите, что происходит: сначала вбрасывается какая-то информация через утечки, через некие неназванные высокопоставленные источники или даже публикуются мнения официальных лиц без предоставления какой-то фактурной, достоверной информации. Все это начинает тиражироваться от крупного СМИ к маленькому, от печатного к телевизионному. Затем все это распространяется в Интернете с какой-то космической скоростью. Естественно формируется общественное мнение.
Потом проходит два-три месяца и публикуется опровержение. Но только ущерб от этой непроверенной информации или дезинформации огромен, потому что охвачена вся аудитория, как я уже сказала, как печатных, так и электронных СМИ. Пользы или эффекта от опровержения никакого нет.
Я очень часто приводила знакомый вам пример относительно российских подлодок в странах Северной Европы. Это очень похожая схема, когда со ссылкой на неизвестные источники в силовых структурах ряда стран публикуется информация о том, что где-то опять российские подлодки всплыли, угрожали и так далее. Никаких данных, никаких фактов, никакой ответственности никто за эти материалы не несет. Проходит полгода и в этом же издании для того, чтобы юридически снять с себя ответственность, публикуется опровержение длиной в одну строчку, что на самом деле это была не подлодка, а часть или фрагмент какого-то разрушенного судна, корабля, обычной лодки. Но уже никому эта новость не интересна, никто ее не тиражирует и нужна она, наверное, только России, которая говорит, что они сами дают опровержение. Но эффекта от этого никакого. Все это длится не год или два, тема подлодок, например, длится десятилетиями. Устойчивый такой тренд.
Для приведения конкретных примеров, о чем мы говорим, мы и начали вести эту рубрику. Мы здесь не первопроходцы, мы ничего не придумывали.
Еще раз повторяю, что мы открыты к диалогу. Если издание, редакция, журналисты сочтут, что их статья приведена там безосновательно и предоставят нам информацию, которая подтверждала бы правильность их суждений, мы безусловно примем это к сведению. Вы знаете, что мы открыты к коммуникации. Но такого, как было, в том числе с Черногорией, не может быть. Ведь мы постоянно опровергаем используемую информацию. Когда идут новые вбросы, наши опровержения, которые мы делали много раз, вообще не учитываются...   
Вопрос: Будут ли на сайте МИД России в разделе «фейков» размещаться российские публикации, например, про распятого мальчика в Славянске?
Часто бывают ситуации, где позиции наших, ваших и других корреспондентов очень сильно отличаются друг от друга. Например, три года назад в Крыму мне сказали, что «зеленый человечек»  - это часть российских войск, но официальная позиция была другой.  Или, например, что российский «Бук» стрелял по малайзийскому «Боингу».
Ответ: Вы давно были в Донбассе? Скажите, кто был в Донбассе? Вы говорите относительно информации на юге Украины, но тех, кто там был из зарубежных коллег можно пересчитать по пальцам.
Вопрос: Я был там много раз, пока меня пускали. А.В.Захарченко обещал мне, что если я ему позвоню, меня пустят. Я звонил три раза и меня не пустили. Если будет такой сюжет, где я говорю, что наше мнение такое и мы докажем это, а вы скажите, что это не так, и для вас это «фейковая» информация. Как тогда быть?
Ответ: Посмотрите, как все встрепенулись. Честно говоря, я даже не рассчитывала на такой фурор. Значит, мы делаем все правильно. Я даже не думала, что все так будут беспокоиться. Если Вы не публикуете «фейки», почему Вас так это задевает? Значит, у Вас нет шансов туда попасть. Я не понимаю в чем вопрос.
Что касается публикаций российской прессы, то, как вы понимаете, российский МИД занимается внешней политикой. Мы являемся тем ведомством, которое по соответствующему закону Российской Федерации работает с иностранными корреспондентами: мы выдаем аккредитации и фактически работаем с инкорами. Наша задача - заниматься опровержением той информации, которая публикуется в зарубежной прессе. Это - часть нашей работы.
Могу Вам сказать, возможно, Вы не присутствовали в зале, это является подрубрикой одного большого раздела, который связан с опровержениями. Если Вы зайдете в рубрику «опровержения», то увидите, что мы регулярно даем опровержения материалов, которые так или иначе, с нашей точки зрения, являются недостоверными и публиковались в российских СМИ. 
Не волнуйтесь за российских коллег, там им традиционно отведено соответствующее место.
Вы сейчас очень эмоционально восприняли эту новость. Скажите, так ли эмоционально Вы восприняли информацию о том, что подобные разделы давным-давно запущены на медиаресурсах европейских структур, которые курируются Брюсселем?
Вы задаете им такие вопросы, когда они выкладывают информацию о российских СМИ?
Вы не спрашивали их,  каковы критерии для отбора материалов, которые они там публикуют?
Мы  задавали такой вопрос, нам сказали, что "критериев нет". Мы просили предоставить нам информацию или подкрепить эти рубрики, материалы, выводы конкретной информацией. Нам никто ее не предоставлял.
Я могу сказать больше. Упрек относительно того, что А.В.Захарченко три раза не ответил Вам на звонок адресовать мне несправедливо. Но я думаю, что услышав сегодня, а мы работаем в прямом эфире, о Ваших сложностях в общении с людьми, которые отвечают за работу с прессой в Донбассе, на Вас обратят внимание. Поэтому приходите почаще и озвучивайте все, что у вас наболело, Вас услышат.
Как тонко все всегда чувствуют, когда дело касается зарубежных корреспондентов! Как тонко всегда переживаются эти моменты! 
В частности, вчера был поставлен вопрос относительно хода расследования в отношении корреспондентов Швеции. Министр иностранных дел России С.В.Лавров предоставил всю информацию. Департамент информации и печати мог бы предоставить шведскому корреспонденту всю детальную информацию, но она решила обратиться на пресс-конференции, а не в рабочем порядке, как это делают очень многие. Как тонко чувствуется эта боль, когда это касается зарубежных корреспондентов!
Не надо ставить в раздел «фейков», не надо лишать аккредитации. Конечно, нужно заниматься расследованиями и т.д.
Почему Вы не чувствуете эти проблемы так тонко и эмоционально, когда это касается российских коллег? Вы не считаете их коллегами? Вы не считаете, тех людей, которые годами работают в Сирии, там, где нет ни одного западного корреспондента, профессионалами? Вы считаете, что все это подстроено? Мы каждый раз рассказываем про то, что находим в Алеппо. Почему эта информация есть только у российских СМИ, но к вам она никак не пробивается?
И еще один момент. Посмотрите, какое количество российских журналистов было выдворено из европейских стран. Их не допускают до освещения мероприятий, у них проблемы с аккредитацией, большое количество телевизионных каналов было заблокировано в ряде стран по причинам несогласия этих каналов с официальной точкой зрения в этих странах. Разве эта информация находит отражение у вас в СМИ? Нет? Почему так? Это ваши коллеги, это та же свобода слова, она неделима. Ее не может быть больше или меньше. Если вы оцениваете «у нас», почему вы не оцениваете «у вас»?
Последний, очень важный аспект.
Сегодня мы направили обращение за подписью Директора Департамента информации и печати на имя представителя ОБСЕ по свободе СМИ Д.Миятович с перечислением имеющихся озабоченностей в рамках ущемления прав российских СМИ с перечислением соответствующих моментов. Мы не только выставляем свои претензии, мы также предоставляем ей и ее институту информацию по ее озабоченностям.
Например, она спрашивает нас "как идет расследование того или иного сюжета", а мы предоставляем ей необходимую информацию.
Хочу привести один пример. Уже больше года как мы запросили официальной нотой Министерства иностранных дел Российской Федерации Постоянное представительство ЕС в Москве порядок аккредитации российских журналистов за рубежом. Вы думаете нам ответили? Нет.
Когда российских журналистов выдворяют или не пускают в европейские страны, то нам говорят, что "наши журналисты нарушили правила аккредитации". Мы официально попросили направить нам информацию о порядке аккредитации и визовых требованиях для иностранных журналистов, в частности из России, чтобы они могли работать на территории ЕС. Никто не ответил. А здесь работает целое иностранное представительство! Интересно получается.
Мы постоянно слышим, и об этом был ряд материалов, написанный вашими коллегами, относительно того, что в России, якобы, непрозрачная и недемократичная система аккредитации инкоров. Ничего себе! У нас на сайте выставлены все документы по порядку аккредитации. Этот закон «работает» на протяжении долгих лет, он был подписан при Президенте Б.Н.Ельцине и не менялся ни разу, он доступен. Мало того, мы практически в ручном режиме отвечаем на все соответствующие вопросы. Один раз мы запросили необходимые документы у ЕС, чтобы они рассказали как аккредитовываться нашим журналистам, чтобы их потом не выдворяли. Понимаете? Это уже не двойные стандарты, это просто игра на второй шахматной доске.
Я скажу сегодня в третий раз, что если у каких-то СМИ, которые найдут свои материалы в новой рубрике, появятся вопросы, и они предоставят нам соответствующую информацию, то какие могут быть проблемы? Мы будем с ними разбираться. Только сейчас все происходит наоборот.   
Когда мы видим «фейковую» информацию (это не наш термин, не мы его придумали, не мы начали закручивать эту компанию; на мюнхенской конференции в выступлениях всех западных коллег это слово было «мейнстримом»), мы пишем или пытаемся связаться с соответствующими СМИ, сообщаем нашу позицию. К сожалению, во-многих случаях никто не собирается отражать российскую официальную линию. Давайте попробуем поработать наоборот. Если у вас будут претензии - пишите, и мы будем что-то менять. Давайте немного поменяемся местами, и вы посмотрите, как это не просто - доказывать свою правоту.
Вопрос: Повторите, пожалуйста, еще раз. Если журналист/корреспондент говорит, что он считает, что в малазийский «Боинг» стрелял российский «Бук», он попадет в этот раздел сайта или нет?
Ответ: Вы же прекрасно понимаете, что журналисты и СМИ несут ответственность за то, что они публикуют. Ведь это снится не во сне. Наверняка, если Вы об этом говорите, должны быть какие-то материалы и данные.  Мы говорим не про аккаунты в соцсетях, которые ведут люди, мы говорим о СМИ. Мне даже в голову не может прийти, что такая статья появится, а соответствующей базы аргументов не будет. Такое разве может быть?
Мы уже запустили эту рубрику. Ждем от вас реакции. Пишите, звоните, предоставляйте информацию, мы готовы работать".

Такая выдержка(!) в... такой день.  
"Есть женщины в русских селениях!.." (с) Н.А.Некрасов)

Они - там - "не дождутся"!  
Как в Писании: "Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи".  
("Евангелие от Иоанна" 8 стих 44)


   

Виталий Чуркин, информационная война, журналист, пресса, Мария Захарова, МИД РФ

Previous post Next post
Up