Лавров: "Наши западные партнеры старались выгораживать засевших в Восточном Алеппо боевиков"

Oct 31, 2016 15:34

На официальном сайте МИД России опубликованы выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции с Министром иностранных дел Кипра И.Касулидисом.   
Москва, 31 октября 2016 года:

image Click to view



С.В.Лавров: 
- Переговоры с моим кипрским коллегой Иоаннисом Касулидисом прошли в традиционном для нашего диалога доброжелательном и доверительном ключе, обсудили широкий спектр вопросов, которые представляют взаимный интерес. 
Кипр - в числе важных партнеров Российской Федерации. Наши народы объединяют чувства дружбы и взаимной симпатии, что является важным подспорьем в деле поступательного развития двусторонних связей в самых разных областях. 
Министр Касулидис прибыл в Россию в контексте подготовки к председательству Никосии в Комитете министров Совета Европы. Поэтому логично, что основное внимание мы уделили приоритетам Кипра в этой Организации и нашему взаимодействию в ее рамках на ближайшие 6 месяцев, которые будут проходить под руководством наших кипрских друзей в Совете Европы.

[Spoiler (click to open)]
Мы рассматриваем Совет Европы как важную организацию - гуманитарную опору европейской архитектуры. Считаем важным удерживать СЕ от сползания к «двойным стандартам» и искусственной политизации его повестки дня, к чему подталкивают некоторые наши западные коллеги. Убеждены, что деятельность СЕ сегодня особенно востребована на правозащитном направлении, защиту национальных меньшинств и искоренение массового безгражданства, включая противодействия экстремизму, агрессивному национализму, расовой и религиозной нетерпимости, конечно же, мы считаем принципиально важным уделять приоритетное внимание развитию межкультурного диалога в рамках СЕ. 
Нынешняя непростая ситуация в отношениях России и Евросоюза не могла не сказаться на двустороннем сотрудничестве наших стран, прежде всего на торгово-экономическом взаимодействии. Тем не менее, с удовлетворением констатировали, что наши отношения продолжают отличаться высокой степенью доверия и взаимного уважения. Выразили признательность кипрским друзьям за неизменную готовность содействовать оздоровлению ситуации в Европе. 
Со своей стороны подтвердили принципиальную позицию России по поддержке справедливого и жизнеспособного решения кипрской проблемы на основе добровольного согласия кипрских общин и соответствующих резолюций Совета Безопасности ООН. Поддержим такой формат урегулирования, о котором договорятся сами киприоты. При этом считаем, что любое внешнее вмешательство в кипрские дела, попытки давить на стороны контрпродуктивны и лишь отбросят назад усилия участников внутрикипрских переговоров по достижению компромиссного решения. 
Обсудили ключевые международные и региональные проблемы, особое внимание уделив ситуации в регионе Ближнего Востока и Северной Африки, прежде всего в Сирии. Основной упор сделали на необходимость эффективного противодействия международному терроризму, который бросил вызов всему мировому сообществу. Рассказали нашим друзьям об усилиях России по скорейшему мирному преодолению кровопролитного конфликта в Сирии, включая скорейший запуск без предварительных условий всеобъемлющего межсирийского политического диалога на основе имеющихся резолюций СБ ООН. 
Обсудили ситуацию на Украине, в том числе в свете итогов встречи в «нормандском» формате в Берлине 19 октября. У нас с Кипром единая позиция: альтернативы последовательному и всеобъемлющему выполнению Минских договоренностей, которые были одобрены в том виде, в котором их приняли СБ ООН - нет. Поговорили о том, как украинская тематика рассматривается в СЕ, где в Комитете министров и Парламентской ассамблеи СЕ на сей счет были приняты определенные решения. Считаем необходимым обеспечить неукоснительное выполнение этих решений. 
Признателен своему коллеге за весьма конструктивную работу.

Вопрос (адресован обоим министрам): Долгое время в прессе обсуждался вопрос о возможности создания российских военных баз на Кипре. Даже назывались разные варианты: Лимассол и военный аэродром в Пафосе. Обсуждался ли этот вопрос сейчас на переговорах? Если нет, то как Кипр готов содействовать России в борьбе с международным терроризмом, особенно учитывая его географическое положение и близость к территориям, захваченным ИГИЛ и другими террористическими группировками? 
С.В.Лавров (отвечает после И.Касулидиса): Мы не обсуждали сегодня ничего подобного. В принципе, корабли ВМФ России периодически пользуются портами Кипра без каких-либо специальных условий, как это принято в соответствии с международным правом. Я не припомню, чтобы эта тема обсуждалась вообще в принципе между Россией и Республикой Кипр. Что касается упомянутого Вами географического положения, то географическое положение наших баз в Хмеймиме и Тартусе вполне благоприятно для того, чтобы обеспечивать необходимые параметры проведения нами антитеррористической операции по просьбе Правительства САР. 
Вопрос: Вчера спецпосланник Генерального секретаря ООН С. де Мистура осудил продолжающиеся атаки вооруженных оппозиционных групп на гражданское население. Можно ли считать это первым сигналом Запада о готовности признать преступления вооруженной оппозиции? 
С.В.Лавров: Во-первых, до сих пор наши западные партнеры старались выгораживать засевших в Восточном Алеппо боевиков. Убеждали нас, что там может быть две-три или чуть больше сотен боевиков «Джабхат ан-Нусры», а все остальные несколько тысяч - это умеренная оппозиция, хотя мы не раз распространяли наши оценки с перечислением всех групп боевиков, которые находятся в Восточном Алеппо и, по нашим данным, напрямую подчиняются «Джабхат ан-Нусре». 
То, что сейчас не только С.де Мистура, но и, по крайней мере, западные СМИ стали открыто говорить, что именно «Джабхат ан-Нусра» осуществляет нападения на позиции правительственных сил, в частности, на юго-западе Алеппо, свидетельствует о том, что все это уже достигло таких масштабов, когда закрывать глаза на бесчинства этих экстремистов не получается. 
Кстати, то, что западные СМИ признают, что во главе этих процессов стоит именно «Джабхат ан-Нусра» - если их там всего 2-3 сотни, они, конечно же, не в состоянии производить такой негативный эффект, такое количество обстрелов гражданских объектов. Это лишний раз нас убеждает, что все остальные боевики, которые находятся в Восточном Алеппо, так или иначе, вольно или невольно, но являются сообщниками «Джабхат ан-Нусры», и если и не участвуют напрямую в этих боевых действиях, то в любом случае ассоциируются с ней. 
Мы в очередной раз настоятельно призываем наших западных и региональных партнеров, которые имеют прямые контакты и влияние на различные группы оппозиционеров, незамедлительно потребовать от них оттуда уйти, отмежеваться от «Джабхат ан-Нусры», чтобы мы сконцентрировались на борьбе с терроризмом. Если этого не произойдет, то они себя, по сути дела, превращают в сообщников «Джабхат ан-Нусры», тем самым являясь законной мишенью в соответствии с решениями, которые были приняты в СБ ООН. 
Я очень надеюсь, что почти двухнедельная пауза в полетах самолетов российских ВКС и сирийских ВВС должна была бы быть достаточной для того, чтобы такое отмежевание провести. Если его не происходит, то наши предыдущие оценки надо несколько скорректировать. Мы раньше говорили, что, судя по всему, США и их союзники либо не могут, либо не хотят отмежевать умеренных от «Джабхат ан-Нусры». Теперь, видимо, нужно уже говорить о том, что они реально не хотят этого делать. Но разговор у нас продолжается, очень серьезный, в том числе и по линии военных. Мы надеемся, что все-таки возобладает инстинкт самосохранения, потому что заигрывать с террористами, пытаться их использовать в своих целях никогда не приводило ни к чему хорошему. В итоге эти террористы обращали свое оружие против тех, кто пытался их «приручить». Американцам, наверное, как никому другому это известно. 
Вопрос: Мой вопрос относительно кипрского урегулирования касается института гарантий. Мы часто слышим, что институт гарантий необходимо ликвидировать. Я хотел бы спросить, есть ли по этому поводу какие-нибудь соображения, которые Вы бы хотели представить Совету Безопасности ООН? 
С.В.Лавров: Мы привержены решениям, которые принимал Совет Безопасности ООН в поддержку кипрского урегулирования на основе договоренностей двух общин. Мы остаемся на этих же позициях. Вопрос о том, как обеспечивать безопасность единого кипрского государства должен решаться самими кипрскими сторонами. Мы будем уважать любую позицию и любые договоренности, которые будут достигнуты. На данном этапе мы знаем о позиции Республики Кипр. Мы считаем, что эта позиция должна в полной мере приниматься во внимание. Не должно быть попыток искусственно навязывать киприотам какие-либо решения в угоду тому или иному внешнему игроку. Мы настаиваем на том, чтобы ООН и Специальный представитель ООН, который занимается кипрским урегулированием, не пытался искусственно устанавливать какие-то сроки договоренностей и не пытался навязывать рецепты, которые отторгаются одной из сторон кипрского урегулирования.

боевики, сирийский кризис, Сергей Лавров, исламисты, Кипр, внешняя политика России

Previous post Next post
Up