На официальном сайте МИД России
опубликованы выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с Министром иностранных дел Латвии Э.Ринкевичем.
Москва, 12 января 2015 года:
Click to view
Сергей Лавров:
"Уважаемые дамы и господа,
Мы провели хорошие переговоры с моим латвийским коллегой Э.Ринкевичем, в ходе которых обсудили повестку дня в отношениях Россия-Евросоюз с учетом председательства Латвии в Совете ЕС в первой половине 2015 г., а также проблематику наших двусторонних отношений.
Надеемся, что первая латвийская «вахта» в Евросоюзе будет способствовать преодолению проблем, существующих в отношениях между Россией и ЕС, снятию искусственных препятствий на пути взаимодействия и решения вопросов, представляющих взаимный интерес для России и стран Евросоюза.
Заинтересованы в полноформатном взаимодействии с Брюсселем и всеми странами ЕС исключительно на партнерской равноправной и взаимовыгодной основе. Считаем, что возможности для этого существуют - необходимо действовать последовательно, отказываться от двойных стандартов в различных вопросах, включая правозащитные и гуманитарные. Убежден, что попытки теми или иными способами изолировать Россию бесперспективны, поскольку партнеров у нашей страны достаточно.
Подчеркну еще раз - мы искренне заинтересованы в сохранении и укреплении стратегического характера наших отношений с Европейским союзом. Будем делать все, чтобы на основе баланса интересов находить решения задач, которые нас объединяют, и преодолевать проблемы, возникшие не по нашей инициативе.
Мы коснулись кризиса на Украине, который был использован в качестве причины для «замораживания» Брюсселем многих направлений сотрудничества. Подробно обменялись мнениями о причинах нынешнего кризиса, перспективах его преодоления и усилиях, которые могут предпринять «внешние игроки» в том или ином формате.
По нашему убеждению, при всей важности различных внешних и международных форматов главным является начало подлинного прямого общенационального диалога по конституционной реформе с участием всех регионов и политических сил Украины для достижения национального примирения, а через него - национального согласия о том, в каком государстве все украинцы будут чувствовать себя комфортно и безопасно.
Подтвердили нашу заинтересованность в развитии сотрудничества по двусторонней линии с Латвийской Республикой на основе принципов взаимного уважения и добрососедства. Считаем, что долгосрочным интересам наших стран и народов отвечал бы перевод взаимодействия в нормальное русло, недопущение его отягощения искусственно привнесенными факторами. Убежден, что для этого есть все необходимые предпосылки. У нас очень хороший потенциал в торгово-экономической сфере. Товарооборот за 2013 г. составил более 11 млрд. долл., а за 10 месяцев прошлого года он увеличился более чем на 30%. Хорошие перспективы у приграничных и региональных связей.
Мы отметили, что в отношениях между Россией и Евросоюзом успешно реализуются программы приграничного сотрудничества, в том числе готовятся к продлению до 2020 года программы приграничного сотрудничества между Россией и Латвией.
Заинтересованы в том, чтобы двусторонние отношения не омрачались некоторыми заявлениями отдельных политиков, которые пытаются создавать конфронтационную атмосферу. Это не способствует реализации практических проектов в разных сферах в интересах наших граждан.
Привлекли внимание к ситуации с российскими соотечественниками, которые живут и хотят жить в Латвии, но пока еще являются «негражданами». Выступаем за то, чтобы все рекомендации международных институтов, принятые на этот счет в Совете Европы, ОБСЕ и соответствующих комитетах ООН, выполнялись. Не больше и не меньше.
Считаем необходимым вновь обратить внимание на недопустимость попыток героизации бывших легионеров «Ваффен-СС». На этот счет была принята не одна резолюция ГА ООН. Будем продолжать поднимать эту тему в наших отношениях с представителями Евросоюза и других западных стран.
Отметили, что действия по внесению в «черные списки» российских деятелей культуры, политологов не способствуют нашим добрым отношениям. Мы вынуждены были реагировать адекватно на основе принципа взаимности.
Считаю, что при всех этих раздражителях наши переговоры сегодня прошли в доверительном и конструктивном ключе. Мы не пытались скрыть или утаить друг от друга те или иные озабоченности, говорили о них прямо, по-соседски. Это помогает лучше понять друг друга. Убежден, что такой разговор является единственно правильным для последовательного и постепенного снятия накопившихся проблем. Сделать это не просто и занимает время. Но, я считаю, что начинать двигаться нужно уже сегодня.
Фото vev.by
Вопрос (обоим министрам): При каких условиях могли бы быть отменены введенные ЕС и Россией санкции и «чёрные списки»? Что могло бы послужить позитивным сигналом для этого?
С.В.Лавров (отвечает первым): Россия не вводила санкции и не начинала раскручивать эту санкционную «спираль». Мы неоднократно говорили, что нам намекают (не латвийские коллеги, а некоторые другие) на то, что нужно согласовать некоторые критерии, при выполнении которых будут сняты санкции. Мы не будем ничего обсуждать. Это абсолютно нелегитимные контрпродуктивные рестриктивные меры, от которых страдают все, включая нас. Но мы точно выйдем из этой ситуации и даже с плюсом. Наши европейские партнёры, ощущающие на себе негативное воздействие санкций, должны делать выводы сами. Это их, а не наши проблемы.
Вопрос: Сегодня Вы примете участие во встрече в Берлине с главами МИД Франции, ФРГ и Украины. Каковы ожидания от этой встречи в контексте украинского урегулирования? Ждать ли прорыва? (Пресс-конференция состоялась накануне вчерашних переговоров в Берине, которые закончились поздно вечером, и по итогам которых германская сторона заявила, что встреча в Астане по Украине откладывается - С.Ф.).
С.В.Лавров: Мой коллега Э.Ринкевич уже сказал, что существуют разные форматы. Самое главное, чтобы они работали не только на производство бумаги, но и способствовали практическому воплощению договорённостей. Пока ни один из форматов не может этим похвастаться.
Как уже отмечалось, 21 февраля 2014 г. было подписано соглашение об урегулировании кризиса на Украине на основе национального единства. Тот документ был растоптан в результате госпереворота, содержащиеся в нём обязательства, включая роспуск незаконных вооружённых формирований, совершивших государственный переворот, похоронены.
17 апреля 2014 г. в Женеве было принято заявление России, США, ЕС и Украины, в котором содержалось обязательство немедленно начать транспарентную, инклюзивную, всеобъемлющую, подотчётную, с участием всех регионов и политических сил Украины конституционную реформу. Учитывая, что сегодня уже январь 2015 г., то записанное 17 апреля 2014 г. слово «немедленно» уже не отражает того, что мы хотели бы увидеть.
«Нормандский формат» был сформирован по инициативе наших европейских партнеров в июне 2014 года с целью поиска основ для прямого диалога между конфликтующими сторонами. Эта задача в значительной степени была реализована, когда состоялись минские встречи 5 и 19 сентября 2014 г., на которых были приняты Минский протокол и Минский меморандум.
Возвращаясь к природе санкций, отмечу, что сентябрьский пакет рестрикций ЕС был принят на утро после подписания минских договорённостей. Достаточно специфическое решение, хотя я знаю, что там были «подводные течения», и тогдашнее руководство в Брюсселе нарушило согласованные для объявления этого пакета санкций условия. Тем не менее, на публику никто ничего не сказал, не жаловался. Это - просто отражение подхода наших западных коллег. Об этом мы сегодня откровенно говорили.
Еще раз отмечу: на утро после подписания минских договорённостей о совместных шагах по реализации мирного плана Президента Украины П.А.Порошенко и инициатив Президента России В.В.Путина объявляются антироссийские санкции. Секторальные экономические меры Запад объявил под предлогом катастрофы малайзийского «Боинга».
Сейчас наши западные коллеги вообще забыли про эту проблему, и Россия в одиночку напоминает, что неплохо было бы показать хотя бы промежуточные результаты расследования, а также объяснить, почему оно велось с грубейшим нарушением норм, принятых для такого рода случаев в рамках Международной организации гражданской авиации.
На данном этапе мы рассматриваем «нормандский формат», как решивший свою главную задачу - способствовать началу прямого диалога и подписанию минских договорённостей. Рассчитываем, что сегодняшняя встреча в Берлине (которая состоялась после этой пресс-конференции - С.Ф.) поможет стимулировать полное, всестороннее выполнение всего того, о чём договаривались в Минске.
Разумеется, данный формат не может сам заниматься выполнением этих договорённостей - реализовывать их должны, прежде всего, стороны конфликта - украинские власти и представители Луганской и Донецкой областей.
Главным является прекращение огня. Нас очень тревожит возобновление обстрелов. Российское телевидение показывает с мест событий, как в очередной раз разрушаются гражданская инфраструктура, жильё, страдают мирные жители. Киевские власти обвиняют ополченцев в нарушении перемирия. Нужно как можно скорее добиться полного и безусловного прекращения огня.
Идут споры вокруг линии разграничения. Считаю, что это уже становится контрподуктивным. Нужно продолжать договариваться, но это не значит, что несогласованное количество километров должно использоваться как повод для возобновления применения тяжёлых орудий, систем «Град», миномётов и т.д.
Самое главное, все сходятся в том, что нам важно поддержать усилия по восстановлению территориальной целостности Украины, включая регионы, находящиеся сейчас в Луганской и Донецкой областях (провозглашённые ДНР и ЛНР). Но для этого необходимо обеспечить решение системных проблем, наиболее серьёзной из которых является отсутствие какого-либо прогресса или даже начала движения в проведении конституционной реформы с участием всех регионов и политических сил Украины - того, о чём договаривались ещё в апреле 2014 г. Пока такой процесс не будет начат, у «партии войны» будет сохраняться искушение решить проблему восстановления и обеспечения территориальной целостности Украины не на основе выстраивания общенационального согласия и обеспечения консенсуса в обществе, а путем очередного силового сценария. Это неприемлемо, и будет разрушительно для наших украинских соседей.
В минских договорённостях было многое записано: необходимость прекращения и недопущения преследования участников событий на Юго-Востоке Украины, разработки программы экономического восстановления Донбасса (вместо этого мы видим попытки экономически и логистически изолировать эти территории), разработки закона об особом статусе провозглашённых республик. Ничего из этого пока не делается. Хорошо, что ЕС не наказывает Украину за невыполнение минских договорённостей - украинская экономика и так находится в плачевном состоянии.
Вопрос: После украинских событий жителей балтийских стран настораживают различные высказывания о возрождении бывшего Советского Союза, «собирании русских земель» и т.д. Считает ли Россия Латвию и балтийские страны частью Русского мира? Как Вы собираетесь отстаивать интересы этого «мира»? Есть ли сценарий, когда Россия готова применить силовые методы для защиты такого «русского мира»?
С.В.Лавров: У Вас прозвучали разные оттенки. Сначала Вы сказали, что всех пугают желание России восстановить Советский Союз, стремление к «собиранию русских земель». Просил бы, если у Вас есть конкретные источники, предоставить цитаты из выступлений кого-либо из официальных российских представителей, кто предлагал бы восстанавливать Советский Союз или «собирать русские земли».
Русский мир - это совершенно другой вопрос. Русский мир - это культура, язык, ценностные и религиозные ориентиры. Можно провести аналогии (наверное, не очень, идеальные) с франкофонией, ибероамериканским сообществом, основанным на испанском языке и культуре, институтами Конфуция, Гёте и Сервантеса.
Термин «Русский мир» объединяет не только и не обязательно русских, но людей, воспитанных на русской культуре или уважении русской культуры, любви и интересе к русскому языку, литературе и искусству. Как любая нормальная страна, которая заботится о сохранении своего культурного наследия, мы поддерживаем и будем расширять связи с этими людьми всеми легитимными методами, включая создание центров науки и культуры, различных структур по линии Фонда «Русский мир», поддержку наших соотечественников, оказывающихся в ситуациях, когда им требуется юридическая помощь для отстаивания своих прав в странах проживания.
Если говорить о Латвии, то мы заинтересованы, чтобы русские в этой стране чувствовали себя абсолютно равноправными гражданами. Они этого хотят. Они не хотят Советского Союза, не хотят уезжать из Латвии и переезжать в Россию, бросать свои дома, где жили их родители и где они родились. Когда проходили референдумы в Латвии и Эстонии о выходе из состава Советского Союза, то голоса этих русских учитывались для подсчета итогов голосования. Более того, даже сейчас, когда определяется квота для Латвии и Эстонии на выборах депутатов в Европарламент, принимается в расчет общее количество населения, включая «неграждан», которые помогают Латвии иметь больше депутатов в Европарламенте. Если их голоса были так нужны для обеспечения позитивного голосования на референдуме в пользу независимости, то, если по-честному вести дела, как же можно, после этого взять и превратить их в людей второго сорта? Они хотели независимой Латвии, в которой могли бы чувствовать себя в безопасности и равноправными гражданами. Им в этом отказывают.
Я уже говорил о методах их поддержки. Мы выступаем только за то, чтобы в полном объеме были реализованы хорошо известные рекомендации, принятые в Совете Европы, ОБСЕ и Комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации. Не больше и не меньше. Они не угрожают ни суверенитету, ни безопасности Латвии. Рассчитываю, что неполные меры, которые предпринимаются, будут продолжены, и в итоге все рекомендации международных структур будут выполнены. Убежден, что в целом это в интересах латвийского государства.
Вопрос: На фоне терактов в Париже начались обстрелы на Юго-Востоке Украины, которые, по данным ополченцев, ведутся по жилым кварталам, больницам и школам Донецка. Ведутся они со стороны поселка Пески, где сейчас дислоцируются подразделения украинских вооруженных сил. За последние три дня погибли 6 человек, 16 получили ранения. Это мирные граждане. Складывается впечатление, что киевские власти воспользовались тем, что внимание мировой общественности привлечено к терактам в Париже, и дают команду на обстрел города.
С.В.Лавров: Я бы не стал проводить параллели между ситуацией во Франции и на Украине. Не думаю, что «партия войны», которая по-прежнему имеет в Киеве сильные позиции, нуждается в каком-то обосновании для выстраивания своих планов.
У нас есть весьма тревожная информация, которую мы сейчас перепроверяем, о том, что силовики действительно в обозримом будущем готовят очередную попытку силового решения проблемы. Это станет катастрофой. Украинские руководители не отрицают, что объявлена мобилизация, от 50 до более 200 тыссяч человек (называются разные цифры) должны быть призваны в армию и другие силовые структуры. По-прежнему нет никакой ясности относительно статуса так называемых «олигархических батальонов», которые не понятно кому подчиняются. По-прежнему действуют незаконные вооруженные формирования типа «Правого сектора», который тоже отказывается вставать под чье-либо легитимное начало.
Сегодня мы с г-ном Э.Ринкевичем говорили о том, что Евросоюз направил на Украину (и она уже начала там действовать) миссию по содействию реформам в гражданском секторе безопасности. Очень рассчитываем, что миссия поможет разобраться в проблемах с незаконными отрядами хорошо обученных, вооруженных людей, контролирующих значительную часть украинской территории, многие из которых подозреваются в причастности к серьезным преступлениям, в т.ч. связанным с известными фактами обнаружения в Донецкой области массовых захоронений.
Независимо от происходящего в Париже, Сирии или где бы то ни было еще мы будем требовать от наших западных партнеров, которые имеют влияние на украинское руководство (гораздо большее, чем кто-либо другой), разобраться с этими планами и не позволить «партии войны» в Киеве обрушить хрупкие надежды, которые были порождены минскими договоренностями. Не может быть иного решения украинского кризиса, кроме мирного политического урегулирования.
Вопрос: Вчера в Париже Вы вместе с полуторамиллионами французов и представителями десятков стран принимали участие в шествии, посвященном трагическим событиям прошлой недели. По Вашему мнению, может ли международная солидарность, которая укрепилась в последнее время в связи с терактами во Франции, сблизить позиции России и западных стран и по другим вопросам, включая украинский кризис?
С.В.Лавров: Я бы не стал увязывать одно с другим. Наши западные партнеры пытаются это делать, когда говорят - «вы ведите себя хорошо в отношении Украины, и мы восстановим с вами сотрудничество по другим нарпавленям». Это звучит не по-взрослому.
А если по-взрослому, то надо понимать приоритеты и главные для всех угрозы, каковой, например, является терроризм, подпитываемый наркотрафиком и организованной преступностью. Растет понимание, что нужно не допустить расширения и усугубления этой общей угрозы - я это почувствовал в своих многочисленных беседах в ходе участия в мероприятии «республиканского марша» в Париже. Сегодня мы тоже об этом говорили.
Есть понимание, может быть, пока у наших западных партнеров не стопроцентное по географическому охвату, но усиливающееся, что интересам борьбы с этим общим для всех злом - с терроризмом - не отвечает состояние, когда механизмы антитеррористического взаимодействия по линии России-Евросоюз, Совета Россия-НАТО оказались замороженными по инициативе западных партнеров. Взаимодействие сейчас прервано. Между тем террористы взаимодействия между собой не прерывают. Террористическая активность не признает и не знает границ, просачивается из одной страны в другую, из восточной части Европы в западную, оттуда в южную, через Средиземное море и дальше.
Как известно, два брата, которые совершили нападение на редакцию журнала в Париже, осваивали «искусство» терроризма в Сирии, воюя на стороне тех, кто решал задачу свержения Б.Асада, поддерживаемую нашими западными коллегами. Там они повоевали, поехали в отпуск во Францию, где и совершили это ужасное преступление.
«Исламское государство» - страшная структура, требующая к себе гораздо более серьезного внимания и противодействия. Ее эмиссары уже появляются не только на территории Сирии и Ирака, где объявлен т.н. «халифат», но и в Ливии, Ливане, на севере Афганистана, откуда рукой подать до Центральной Азии. Оттуда эти люди взаимодействуют с теми, кто устраивают теракты в Европе. Террористы взаимодействуют по широкому фронту и не обижаются друг на друга. Ответ им должен основываться не на каких-то личных пристрастиях и обидах, желании доказать кто главный, а на ответственном анализе проблемы и понимании необходимости срочного политического и дипломатического взаимодействия, а также по линии спецслужб, военных и правоохранительных органов. Механизмы такие существовали и действовали достаточно эффективно. Они были заморожены не по нашей инициативе.
Повторю, вчера я почувствовал, в том числе в кратком разговоре с Президентом Франции Ф.Олландом перед началом церемонии, желание преодолеть нынешнюю нездоровую ситуацию.