"Что день грядущий мне готовит?" Попытка прогноза на 2015 год №6 (Шелковый путь)

Jan 06, 2015 18:23

Продолжим нашу прогнозную серию, начатую накануне.
Ряд причин, по которым США давят на Евросоюз ради разрушения его отношений с Россией, - это чисто торгово-финансово-экономические факторы. А цель одна - "замкнуть" европейский экономический потенциал на американский рынок.
И реализовать, в конечном итоге, "доктрину Обамы", о которой мы писали в материале "Игра в «снежки» через Атлантику. Али булыжники скоро полетят?". Её суть в том, чтобы создать американо-европейский общий рынок, который официально называется "Трансатлантическое торговое и инвестиционное партнерство" (TTIP), емкостью приближающейся к 1 миллиарду потребителей.
Это может в ближайшее время, по мнению авторов программы, способствовать преодолению экономического кризиса в США. Евросоюз при этом рассматривается, как объект приложения американской финасово-экономической эксплуатации по той простой причине, что себестоимость основного объема товаров и услуг, из которых и будет создана база для сотрудничества в рамках TTIP, в США значительно ниже, чем в Евросоюзе, где до сих пор имеются более высокие социальные стандарты и, соответственно, расходы, которые влияют на более высокую себестоимость ЕСовской продукции.
Под таким углом становится понятна и суета вашингтонских политиков на Украине - эта территория между Россией и ЕС должна, по мнению заокеанских стратегов, стать буфером, стеной, горящей землей, да чем угодно, только если она будет служить размежеванию российско-европейских, а, в более широком плане, - европейско-азиатских торгово-экономических связей.
Однако, этой "залужной" теории жизнь предложила земное решение. Да ещё какое! Да ещё в канун Нового 2015 года!
Удивлен, что об этом мало пишут, а, ведь, случившее в последние недели 2014-го может не только скорректировать, но и просто подорвать столь желаемое американским истеблишментом создание Общего рынка США-ЕС.
Нет сомнения, что в европейских странах серьезные люди уже обдумывают произошедшее. Но также не факт, что американские стратеги не будут лихорадочно искать новые аргументы для того, чтобы убедить Европу все-таки "повернуться к Азии задом, а к залужью передом".
А произошло следующее.
Вот что пишет по этому поводу известный международный политолог Пепе Эскобар в статье "На Запад, Ранняя Хань! Пока Вашингтон «разворачивается» к Азии, Китай выписывает евразийский пируэт".
Материал объемный, и выделю из этого текста только некоторые ключевые моменты:

"Дата 18 ноября 2014 года может навсегда остаться в истории.
В этот день в китайском городе Иу провинции Чжэцзян, что в 300 км к югу от Шанхая, первый состав с 82-мя контейнерами экспортных товаров весом более 1000 тонн покинул огромный складской комплекс, направляясь в... Мадрид.
Он прибыл к станции назначения 9 декабря.
Добро пожаловать в новый, как игрушка, транс-евразийский экспресс!



Фото polismi.ru


Преодолевая более 13 000 км, этот экпресс будет регулярно проходить самым длинным грузовым маршрутом в мире, что на 40% длиннее легендарного Транссиба. В пути грузы будут пересекать с востока на запад Китай, Казахстан, Россию, Белоруссию, Польшу, Германию, Францию ​​и, наконец, прибывать в Испанию.



Карта polismi.ru

Вы понятия можете не иметь, где находится Иу, но бизнесмены, долгое время ведущие дела на территории в Евразии, особенно из арабского мира, уже помешались на этом городе, «где происходит невиданное!». Мы говорим о крупнейшем на Земле оптовом центре небольших потребительских товаров - от одежды до игрушек.
Евразийский маршрут Иу-Мадрид представляет собой начало событий, меняющих игру.
Это будет рациональный логистический канал невероятной длины. Он будет представлять геополитику человеческих отношений, связывающим воедино мелких торговцев и огромные рынки на обширном пространстве.
Это - наглядный пример евразийской интеграции.
И более всего, это - первый строительный блок китайского «Нового Шёлкового пути», вероятно, значимого проекта нового века и, без сомнения, величайшей торговой истории в мире на следующее десятилетие.
Однажды, если всё пойдёт по плану (и в соответствии с задумками китайских руководителей) всё это будет твоим - с помощью высокоскоростной железной дороги, не иначе. Поездка из Китая в Европу станет делом пары дней, а не 21-го, как сегодня.
На самом деле, когда тот грузовой поезд покинул Йиву, сверхскоростной пассажирский экспресс Д8602 уходил из Урумчи в провинции Синьцзянь, направляясь в Хами, что на дальнем западе Китая. Это первая скоростная железная дорога, построенная в Синьцзяне, и вероятнее всего, она вскоре пойдёт через весь Китай и весьма вероятно, что составы будут двигаться по ней с потрясающей скоростью.
Сегодня 90% глобальной контейнерной торговли идёт по океану, именно это Пекин и планирует изменить. Зарождающийся, относительно медленный новый Шёлковый путь представляет собой первый прорыв к тому, что должно стать сухопутной трансконтинентальной революцией в контейнерной торговле.
И вместе с тем появится целая корзина «беспроигрышных» соглашений, включая низкие транспортные расходы, дальнейшую экспансию китайских строительных компаний как в центрально-азиатские «станы», так и в Европу, более легкий и быстрый способ перевозки урана и редких металлов из Центральной Азии куда угодно и открытие массы новых рынков, собирающих сотни миллионов людей.
Итак, если Вашингтон намерен «развернуться к Азии», то у Китая на уме свой план. Считайте его пируэтом к Европе через всю Евразию.
...Скорость, с которой все это происходит, просто невероятна.
В сентябре 2013 года президент Китая Си Цзиньпинь открыл «экономический пояс» нового Шёлкового пути в казахской Астане. Спустя месяц в столице Индонезии Джакарте он объявил о морском Шёлковом пути XXI века.
Пекин определяет всю концепцию, лежащую в основе этого планирования, как «один путь и один пояс», а на самом деле думает о поражающем воображение лабиринте будущих дорог, железнодорожных путей, морских маршрутов и поясов.
Мы говорим о национальной стратегии, направленной на приближение исторического духа древнего Шёлкового пути, служившего мостом и соединявшего цивилизации Запада и Востока, одновременно создавая основу для широкого ряда внутренне связанных обще-евразийских экономических зон сотрудничества.
Китайское руководство уже дало зелёный свет подконтрольному Банку развития Китая финансированию инфраструктуры на $40 миллиардов, включающей строительство дорог, железнодорожный путей и линий электропередач в различных китайских провинциях. Рано или поздно финансирование расширится на проекты, охватывающие Южную и Юго-Восточную Азию, Ближний Восток и часть Европы. Но Центральная Азия - ближайшая ключевая цель.
Китайские компании будут инвестировать и претендовать на контракты в десятках стран вдоль этих планируемых Шёлковых путей. После трёх десятилетий развития и поглощения иностранных инвестиций с головокружительной скоростью, теперь стратегия Китая состоит в том, чтобы обеспечить поток собственного капитала к соседям.
Китай уже заключил контракты с Казахстаном на $30 миллиардов, и на $15 миллиардов с Узбекистаном.
Он обеспечил Туркменистану кредитов на $8 миллиардов и ещё миллиард ушёл в Таджикистан.
В 2013 году отношения с Киргизией были обновлены до «стратегического уровня», выражаясь в китайских терминах.
Уже сегодня для всех этих стран кроме Узбекистана Китай - крупнейший торговый партнёр, и хотя бывшие центрально-азиатские республики Советского Союза всё ещё связаны с Россией сетью энергетических трубопроводов, Китай и там создает свою версию Трубопроводистана, включая новый газопровод в Туркмении, и ещё больше планирует.
...Как и исторический Шёлковый Путь прошлых веков, новый задумывается смешанным.
Вообразите себе будущий разветвлённый лабиринт шоссе, желёзных дорог и трубопроводов. Основной его отрезок пройдёт по Центральной Азии, Ирану и Турции, причём Стамбул станет перекрёстком. Иран и Центральная Азия уже активно предлагают собственные связи с ним.
Ещё один основной участок пройдёт по Транссибирской магистрали, а Москва станет главным его узлом. После того, как «ремикс» Транссибирской скоростной железной дороги будет завершён, время в пути от Пекина до Москвы сократится с нынешних шести с половиной дней до всего лишь 33 часов.
В конце этой будущей «магистрали» узлами могут стать Роттердам, Дисбург и Берлин, и немецкий бизнес исполнен энтузиазма в отношении проекта.
Морской Шёлковый путь будет начинаться в провинции Гуандун и идти через Малаккский пролив, Индийский Океан, мыс Горн, Красное и Средиземное моря, заканчиваясь в Венеции, что станет поистинне поэтической справедливостью. Считайте его путешествием Марко Поло в обратном направлении.
Всё это по плану должно быть завершено к 2025 году...
Итак, смешайте стратегию Шёлкового Пути с расширением сотрудничества стран БРИКС (Бразилии, России, Индии, Китая и Южной Африки) с ускорением сотрудничества членов ШОС, с более влиятельной ролью Китая среди 120 членов Движения Неприсоединения - неудивительно, что по всему глобальному Югу существует осознание: пока США остаются втянуты в бесконечные войны, мир переходит на сторону Востока.
...Президент России Владимир Путин провел сказочный саммит АТЭС.
После того, как его страна и Китай заключили обширное соглашение на $400 миллиардов по природному газу в мае - о трубопроводе «Сила Сибири», строительство которого началось в этом году - к нему добавилось второе соглашение стоимостью $325 миллиардов по алтайскому трубопроводу, берущему начало в Западной Сибири.
Эти две мега-энергетических сделки не означают, что Пекин станет зависимым от Москвы в смысле энергии, хотя по оценкам они обеспечат 17% потребностей Китая в природном газе к 2020-му. (Однако газ составляет лишь 10% китайского энергетического микса в настоящее время).
Но эти соглашения стали сигналом, куда дует ветер в сердце Евразии.
Хотя китайские банки не могут полностью компенсировать санкции Вашингтона и ЕС против России, они дают Москве, испытавшей удар от недавнего падения цен на нефть, некое облегчение в смысле доступа к китайским кредитам.
...В любом случае, Вашингтон совсем не заинтригован, увидев начало того, что Россия и Китай объединяют силы: превосходство России в аэрокосмической отрасли, оборонных технологиях и тяжелой промышленности отлично согласуются с китайским превосходством в сельском хозяйстве, лёгкой промышленности и информационных технологиях.
Уже многие годы совершенно ясно, что по всей Евразии с большой вероятностью возобладают российские, а не западные трубопроводы. Недавнее потрясающее представление Газпрома по Трубопроводистану - отмена Южного Потока, который должен был поставлять в Европу больше российского газа - в итоге лишь гарантирует ещё большую интеграцию Турции и России в Евразию.
Все эти взаимосвязанные события дают основания предположить геополитический тектонический сдвиг в Евразии, который американские СМИ просто ещё не начали осознавать. Но это не значит, что его никто не заметил.
Можно уловить запах паники в атмосфере правящих кругов Вашингтона.
...В то самое время, когда Китай предлагает новую евразийскую интеграцию, Вашингтон выбирает «империю хаоса», неработающую глобальную систему, ныне порождающую беспорядок и непредвиденные последствия на Большом Ближнем Востоке и в Африке, и даже на периферии Европы.
...В данный момент, при всех своих недостатках, Москва остаётся единственной силой, способной обсуждать глобальный стратегический баланс с Вашингтоном и вводить некие ограничения «империи хаоса».
Страны НАТО попросту кротко следуют за Вашингтоном, а у Китая отсутствует стратегическое влияние.
Россия, как и Китай, делает ставку на евразийскую интеграцию. Конечно, никто не знает, как всё это закончится.
Лишь четыре года назад Владимир Путин предлагал «гармоничное экономическое пространство от Лиссабона до Владивостока», включающее транс-евразийские соглашения о свободе торговли.
А сегодня США, НАТО и Россия завязли в подобной холодной войне теневой битве из-за Украины; учитывая, что Европейский Союз не способен выпутаться из НАТО, по-видимому, самая ближайшая новая парадигма - не столько полная интеграция, сколькое истерическая война и страх перед будущим распространением хаоса на другие части Европы.
Однако не исключено изменение динамики ситуации. В долгосрочном плане, вероятно, это грядёт.
Однажды Германия может увести часть Европы подальше от «логики» НАТО, ведь немецкие деловые лидеры и промышленники присматриваются к потенциально выгодному коммерческому будущему в новой Евразии.
Это может показаться странным посреди сегодняшней словесной войны из-за Украины, но конец игры всё же может привести к альянсу Берлин-Москва-Пекин..."

Здесь все - и малоизвестные факты конца 2014 года, и геостратегический анализ, и намеки на возможные перемены в позиции Германии (там гульдены считать всегда умели), что просто разрушит американские планы сотрудничества с Евросоюзом. В общем - очень содержательный прогноз.
Кстати, кризисная украинская зона осталась побоку. И этот факт не может не быть отмечен американскими стратегами, что дает право предположить, что они ещё придумают, как нагадить где-то на дороге у зародившегося Шелкового пути.
Но! Караван идет!

А мы продолжим разбираться в оценках Будущего...

торгово-экономические связи, Китай, Шелковый путь, Испания, Евросоюз, прогноз, мировая торговля

Previous post Next post
Up