На открытии саммита в узком составе, т.е. присутствовали только главы государств-членов ШОС, президент Таджикистана Эмомали Рахмон отметил возрастающую роль ШОС и пожелал своим коллегам успехов в проведении саммита. По его словам, стороны намерены провести «обмен мнениями по актуальным международным и региональным проблемам, вопросам развития ШОС».
После утверждения повестки заседание продолжилось за закрытыми дверями.
Чуть позже Владимир Путин
говорил: «На встрече в узком составе мы обсудили и некоторые другие актуальные вопросы международной повестки дня, в том числе и ситуацию на Украине. Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими. Такая общность взглядов нашла своё отражение и в принимаемой нами Душанбинской декларации».
Фото РИА «Новости».
Затем, на расширенном заседании Совета глав государств - членов Шанхайской организации содружества выступил Владимир Путин и другие участники встречи.
Президент России
подчеркнул: «Считаю важным и далее повышать эффективность взаимодействия, чтобы достойно отвечать на вызовы времени, тем более что обстановка в мире непростая, нагружена большим числом различных угроз.
Одна из таких проблемных точек региона, коллеги здесь уже про это говорили, - это Афганистан… Применительно к этой стране Россия выступает за скорейшее завершение избирательного процесса. Мы продолжаем внимательно следить за передачей афганским структурам ответственности за обеспечение правопорядка.
На встрече в узком составе мы обсудили и некоторые другие актуальные вопросы международной повестки дня, в том числе, и ситуацию на Украине. Весьма удовлетворены тем, что наши подходы по основным направлениям сотрудничества оказались идентичными или близкими.
…Большие перспективы, на наш взгляд, имеет идея формирования общей транспортной системы ШОС, в том числе, с использованием транзитного потенциала российской Транссибирской железной дороги, Байкало-Амурской магистрали, сопряжённая с планами Китайской Народной Республики по развитию «Шёлкового пути». Уверен, такие масштабные проекты послужат интересам, как участников нашей организации, так и других государств Евразии.
Хороший импульс практической работе на этом направлении придаст подписываемое сегодня «Соглашение о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок». Это позволит сформировать сеть автомобильных маршрутов, включая транспортный коридор Европа - Западный Китай, соединяющий порты Жёлтого моря с портами Ленинградской области Российской Федерации…
Особое значение придаём совместному празднованию в 2015 году 70-летия Победы во Второй мировой войне.
…В период председательства (в ШОС) планируем провести порядка 100 мероприятий различного уровня, главным из которых станет саммит глав государств-членов ШОС в России, в городе Уфе, 9-10 июля 2015 года».
Председатель Китая Си Цзиньпин напомнил, что на предыдущем заседании было объявлено о создании Фонда экономического сотрудничества «Китай - Евразия». «Его первоначальный капитал составляет 1 миллиард долларов, но в дальнейшем он увеличится до 5 миллиардов долларов. Таким образом, мы готовы оказать содействие экономическому развитию государств-членов и наблюдателей ШОС», - отметил он.
Глава КНР поднял вопрос о необходимо объединить усилия между государствами-членами ШОС для укрепления сотрудничества в сфере безопасности. Он
подчеркнул, что «необходимо наращивать сотрудничество между правоохранительными органами, чтобы гарантировать безопасность ситуации в наших странах».
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев предложил главам государств Центральной Азии подписать двухсторонние соглашения по укреплению доверия в районе границ. Он напомнил, что ШОС в свое время создавалась на основе «Шанхайской пятерки», было подписано в пятистороннем формате соглашение об укреплении доверия в военной области и взаимном сокращении вооруженных сил в районе границ, который действует и сегодня. Атамбаев
заявил, что «именно укрепление доверия в районе границ государств-членов ШОС должно стать одним из наших приоритетов».
На пленарном заседании было сказано ещё много, а квинтэссенцией переговоров стали принятые совместно документы саммита.
В Информационном сообщении по итогам заседания Совета глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества
отмечено:
«Главы государств подчеркнули конструктивный характер состоявшейся встречи, которая прошла в атмосфере взаимного доверия, открытости и взаимопонимания, традиционно присущей отношениям государств-членов ШОС, основанным на принципах миролюбия, добрососедства и взаимного уважения.
Главы государств рассмотрели основные результаты деятельности ШОС за прошедший после Бишкекского саммита 2013 года период, обсудили широкий спектр вопросов многостороннего сотрудничества в политической, торгово-экономической и культурно-гуманитарной сферах, обменялись мнениями по различным региональным и международным вопросам, представляющим взаимный интерес, в том числе, по ситуации в Афганистане, в странах Ближнего Востока, Северной Африки и иных прилегающих к пространству ШОС регионах.
Главы государств рассмотрели актуальные вопросы международной и региональной безопасности.
…Совету министров иностранных дел государств-членов ШОС поручено продолжить подготовку «Стратегии развития ШОС до 2025 года» и представить ее на утверждение очередного заседания СГГ ШОС в установленном порядке.
…Отмечена важность проводимой работы по изучению вопросов создания «Фонда развития (Специального счета) ШОС» и «Банка развития ШОС» и поручено продолжить усилия в целях ее скорейшего завершения.
…В соответствии с «Хартией ШОС», председательство в Организации на предстоящий период переходит к Российской Федерации. Очередное заседание Совета глав государств-членов ШОС состоится в 2015 году в г.Уфа, Российская Федерация».
По итогам переговоров были подписаны
11 новых документов ШОС, в частности:
- «Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества»;
- Решение об утверждении «Порядка предоставления статуса государства-члена Шанхайской организации сотрудничества»;
- Решение о проекте «Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года»;
- Решение о праздновании 70-й годовщины Победы над фашизмом во Второй мировой войне.
Также в присутствии глав государств-членов ШОС было подписано «Соглашение между правительствами государств-членов Шанхайской организации сотрудничества о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок».
Многие обратили внимание на новые правила приема в организацию. Это решение уже на следующем саммите, который пройдет в России в 2015 году, позволяет включить в состав ШОС новые государства. «Открывается реальная перспектива, чтобы на следующем саммите в Уфе (в июле 2015 года) принять конкретные решения относительно заявок новых стран, в том числе, Индии и Пакистана, об их подключении к работе организации», - так
прокомментировал это решение помощник президента России Юрий Ушаков.
Выступая перед главами государств, Владимир Путин, в частности,
представил свое видение перспектив развития ШОС:
«Подчеркну, что Россия со всей серьёзностью относится к исполнению функций государства-председателя ШОС.
Среди приоритетов нашего председательства - укрепление роли организации как эффективного механизма региональной безопасности, запуск крупных многосторонних экономических проектов, углубление культурных и гуманитарных связей, выработка общих подходов к актуальным региональным и глобальным проблемам.
Будем реализовывать решение о подготовке к следующему саммиту «Стратегии развития ШОС до 2025 года».
Особое значение придаём совместному празднованию в 2015 году 70-летия Победы во Второй мировой войне.
Считаем важным налаживать связи ШОС с Таможенным союзом России, Белоруссии и Казахстана, расширять сотрудничество с другими международными организациями, прежде всего, - с ООН».
Так что, ждем лидеров ШОС в Уфе через год. Как написал некоторое время назад один из аналитиков, это будет «слет Победителей». Так, давайте, проверим предложенный прогноз…
В тексте Декларации чувствуются озабоченности
Конечно, главным документом саммита является «
Душанбинская декларация глав государств-членов Шанхайской организации сотрудничества». Документ объемный.
Обратим внимание на некоторые ключевые его положения, что дают представление о настрое участников, и о тех заботах, которые беспокоят руководителей государств-членов ШОС.
С первого же абзаца, как говорится, «чувствуется нерв» этого документа:
«1. Современный мир переживает сложный переходный период, характеризующийся трансформацией всей системы международных отношений в процессе становления многополярного мироустройства, усилением факторов неопределенности и нестабильности в мировой экономике и политике, ростом угроз региональной и международной безопасности.
2. Государства-члены подтверждают приверженность укреплению центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций в международных отношениях в целях поддержания мира и безопасности на планете, содействия устойчивому развитию и углубления двустороннего и многостороннего сотрудничества на основе равноправия и партнерства между государствами…
3. Государства-члены подтверждают свою нацеленность на дальнейшее обеспечение региональной безопасности и стабильности, взаимного уважения, равенства и доверия, совместного противодействия глобальным угрозам и вызовам, расширение сотрудничества в политической, экономической и гуманитарной сферах в целях превращения пространства ШОС в регион долгосрочного мира, дружбы, добрососедства, процветания и гармонии…
4. Государства-члены высказались за продолжение в рамках ШОС активных мер по борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, трансграничной организованной преступностью и в сфере обеспечения международной информационной безопасности. Государства-члены выражают готовность взаимодействовать в борьбе с указанными вызовами и угрозами совместно с заинтересованными странами, региональными и международными организациями и структурами, как в двустороннем, так и многостороннем форматах.
Главы государств выступают за дальнейшее практическое сотрудничество государств-членов ШОС по противодействию новым вызовам и угрозам безопасности…
5. Государства-члены ШОС… будут сотрудничать в сфере предотвращения использования информационно-коммуникационных технологий в целях подрыва политической, экономической и общественной безопасности и стабильности государств-членов, а также общечеловеческих моральных основ социальной жизни, пресекать пропаганду идей терроризма, экстремизма, сепаратизма, радикализма, фашизма и шовинизма с использованием сети Интернет…
7. Государства-члены, подчеркивая уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности Афганистана, выражают поддержку усилиям афганского народа по национальному примирению, мирному восстановлению и возрождению страны под руководством афганцев и самими афганцами…
8. Государства-члены исходят из того, что решение проблем на Ближнем Востоке и в Северной Африке должно достигаться исключительно мирными средствами через широкий диалог с участием всех заинтересованных сторон на основе взаимного уважения интересов. Они поддерживают законные устремления стран и народов региона к лучшей жизни, широким политическим и социально-экономическим правам с учетом исторических и цивилизационных особенностей каждой страны.
9. Государства-члены, поддерживая суверенитет, единство и территориальную целостность Сирийской Арабской Республики, высказались за урегулирование сирийского кризиса исключительно политико-дипломатическими средствами через продолжение всестороннего прямого межсирийского диалога, старт которому был дан на Международной конференции по Сирии «Женева-2» в Монтрё 22 января 2014 года, нацеленного на реализацию Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года и соответствующих положений Резолюции 2118 СБ ООН...
10. Государства-члены поддерживают конструктивный переговорный процесс между «шестеркой» и Ираном с целью выработки всеобъемлющего соглашения об урегулировании ситуации вокруг иранской ядерной программы политико-дипломатическими методами и приветствуют принятый 24 ноября 2013 года в Женеве «Совместный план действий» между министрами иностранных дел Великобритании, Германии, Ирана, Китая, России, США и Франции. Они рассматривают такой шаг как важный вклад в укрепление атмосферы доверия и взаимопонимания между заинтересованными государствами и в регионе, в целом.
11. …Государства-члены приветствуют совместное подписание Великобританией, Китаем, Россией, США и Францией в г. Нью-Йорк 6 мая 2014 года «Протокола о гарантиях безопасности» к «Договору о зоне, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии», как важную веху в реализации инициативы стран региона, которая вносит весомый вклад в укрепление региональной и международной безопасности, усиление глобального режима ядерного нераспространения.
12. Главы государств выступают за скорейшее восстановление мира на Украине и продолжение переговорного процесса в целях полного урегулирования кризиса в этой стране. Они приветствуют подписанный 4 сентября 2014 года Протокол по итогам консультаций Трехсторонней контактной группы относительно совместных шагов, направленных на имплементацию Мирного плана Президента Украины и инициатив Президента России.
13. Главы государств отмечают, что в настоящее время мировая экономика по-прежнему сталкивается с многочисленными вызовами, оказывающими негативное влияние на ее устойчивый и сбалансированный рост. В данном контексте особое значение приобретают проведение ответственной валютно-финансовой политики, усиление контроля за движением международных капиталов, обеспечение продовольственной и энергетической безопасности, укрепление сотрудничества в сфере экономики и обмен положительным опытом по решению имеющихся проблем…
18. Государства-члены придают большое значение 70-летию Победы над фашизмом во Второй мировой войне, которое будет широко отмечаться в государствах-членах ШОС и во всем мире в 2015 году. Уроки Второй мировой войны указывают на важность и в современных условиях проявления всеми государствами и политическими лидерами решимости не допустить новых трагедий с масштабными человеческими жертвами и их готовности к совместным усилиям для эффективного противостояния вызовам и угрозам безопасности человечества...»
В общем, в тексте Декларации чувствуются озабоченности. И озабоченности эти представляют главы государств, в которых живет почти половина Человечества. А потому этот документ приобретает совсем иное звучание, если рассматривать его под таким углом зрения.
Половине Человечества не нравится то, что происходит в мировых делах, и она начинает говорить об этом в полный голос!
Владимир Путин: Саммит был «очень успешным»
Подводя итоги саммита, Владимир Путин
ответил на вопросы российских журналистов.
Вопросов было много, и здесь остановимся на ключевых моментах.
«Вопрос: К саммитам ШОС всегда повышенное внимание, а, учитывая нынешнюю международную обстановку, конечно, оно тем более пристальное. На Ваш взгляд, каковы главные итоги саммита, на чём можно остановиться подробнее? И мы, конечно, обратили все сегодня внимание на заявления лидеров некоторых стран СНГ по поводу Украины. Насколько подробно украинский кризис обсуждался на саммите и насколько позиции лидеров стран ШОС совпадают по этой проблеме?
В.Путин: Прежде всего, по самому саммиту. Считаю, что он был очень успешным. Мы подвели итоги того, что делалось до сих пор в сфере экономики, в согласовании наших позиций на международной арене, поговорили в узком составе о наших оценках происходящих событий, об угрозах, которые мы видим и которые должны своевременно и грамотно купировать, имеется в виду, прежде всего, афганская проблема.
…Говорили о других регионах мира, в которых неспокойно. Это - Северная Африка, Ирак, конечно, другие страны. Упоминали и говорили, разумеется, и о ситуации на Украине. Я проинформировал своих коллег о том, что там происходит.
И наша общая позиция, а она является именно общей позицией, здесь у нас практически полное совпадение подходов и взглядов по этому вопросу, она отражена в соответствующем документе саммита ШОС... Украина рассматривалась, как одна из проблем сегодняшнего дня…
Вопрос: Скажите, пожалуйста, хотелось бы в продолжение темы саммита ШОС всё-таки уточнить о некоторых результатах двусторонних переговоров - в частности, удалось договориться о чём-то новом с Китаем? И как прошли трёхсторонние переговоры с Председателем КНР и Президентом Монголии?
В.Путин: У нас… по инициативе монгольской стороны впервые была проведена трёхсторонняя встреча. Мы договорились о том, что будем этот формат поддерживать. Россия предложила, чтобы в таком трёхстороннем формате мы встречались «на полях» саммита ШОС, тем более, что Монголия является там наблюдателем и регулярно присутствует.
Нам, конечно, есть о чём поговорить в этом трёхстороннем формате, потому что естественная географическая близость и географическое расположение Монголии между самыми крупными для неё торгово-экономическими партнёрами: между Китаем, с одной стороны, и Россией - с другой, могут побудить нас к реализации целого ряда совместных проектов, прежде всего, в области инфраструктуры, энергетики. Вот об этом мы и говорили.
И договорились о том, что, может быть, по предложению монгольской стороны опять же, мы повысим уровень такого постоянно действующего политического инструмента…. Мы договорились приподнять этот уровень, скажем, до заместителей министров или, может быть, даже министров.
Но, и с китайскими партнёрами у нас огромный пласт работы: там и энергетика, и машиностроение, и самолётостроение, и военно-техническое сотрудничество. Мы так прошлись по всей нашей двусторонней повестке дня, некоторые вещи выделили, договорились о том, что и как нам нужно подтолкнуть с политического уровня. В целом мы довольны тем, как развиваются наши отношения с Китаем.
Вопрос: Евросоюз принял новый пакет санкций. Как Вы их оцениваете? И насколько они чувствительны для России? Будут ли контрмеры, то есть контрсанкции, и какие, если будут? Новый санкционный список введён Евросоюзом - там политики Крыма, ДНР, ЛНР, депутаты Госдумы, Жириновский попал туда, Васильев. Как Вы к этому относитесь?
В.Путин: Позиция России по применению санкций хорошо известна. Мы давно убедились в том, что применение санкций как инструмента внешней политики малоэффективно и практически никогда не приносит ожидаемых результатов даже в отношении малых стран. Что же говорить о такой стране, как Россия?..
Что же касается этих санкций, которые ввели, это несколько странновато выглядит, даже на этом общем странном фоне, - использование таких механизмов. Почему?
Вы знаете, некоторое время назад у меня состоялся телефонный разговор с Президентом Украины Порошенко. В развитие этого разговора мною был предложен план действий по переводу этого конфликта в мирное русло. Я тогда ещё сказал, говоря об этом… в Улан-Баторе, что в значительной степени наши позиции с Президентом Порошенко совпали. И в развитие этого разговора предложил свой план из семи пунктов, который, как мы с вами видим, практически лёг в основу мирных договорённостей, зафиксированных затем на встрече контактной группы в Минске.
Надо с удовлетворением отметить, что процесс-то начался, прекратились боевые действия, прекратились наступательные операции ополчения, украинская армия, надо отдать должное Президенту Украины, сделала соответствующие шаги в рамках договорённостей…
Начался мирный процесс, начались первые контакты, и, на мой взгляд, появилась возможность в ходе этого процесса достичь хотя бы временного, но всё-таки урегулирования политическими средствами. Вот это всё - безусловный позитив в ситуации, которая сложилась на юго-востоке Украины.
Но я даже не понимаю, с чем связаны эти очередные санкционные шаги. Может быть, кому-то не нравится, что процесс пошёл по мирному сценарию?
Ведь когда-то, я уже много раз об этом сказал, наши западные партнёры довели дело до антиконституционного переворота в Киеве, затем поддержали карательную операцию на Юго-Востоке, а теперь, когда эта ситуация выходит в русло мирного урегулирования, предпринимаются шаги, которые направлены фактически на срыв мирного процесса. Зачем?
Вы знаете, у меня в голову приходит такая крамольная мысль, согласно которой Украина-то никого не интересует, она просто используется как инструмент для какой-то раскачки международных отношений.
Украина используется как инструмент, как заложник желания некоторых участников международного общения, скажем, реанимировать НАТО, и не столько даже как военную организацию, а как один из ключевых инструментов внешней политики Соединённых Штатов, для того, чтобы объединить вокруг себя своих сателлитов, напугать какой-то внешней угрозой. Но если это так, то это не может не вызывать сожаления, потому что фактически Украина оказалась заложником чужих интересов. И, думаю, что это плохая практика.
Что касается наших ответных мер, то Правительство думает над этим. Но если они и будут применяться, то только с тем, чтобы создать лучшие условия для нас самих.
Считаю, то, что было сделано по поводу и в связи с ограничениями завоза продовольствия, там минусы, конечно, тоже и для нас есть, но они минимальные - скорее, плюсов больше гораздо для того, чтобы стимулировать развитие своего собственного сельского хозяйства, освободить рынок от западных товаропроизводителей….
А по поводу списков - я приветствую это решение Евросоюза.
Чем меньше наши должностные лица и руководители крупных компаний будут разъезжать по заграницам, и больше будут заниматься текущими делами, тем лучше. То же самое касается и депутатов Государственной Думы…»
Действительно, и причём здесь ШОС?
Всё сейчас в мире, в мировых делах так связано, что одно явление плотно переплетается с другим, хотя происходят они не только на разных континентах, но и в разных областях политики.
Так вот, по этому поводу очень показательно, на наш взгляд, привести в концовке материала о саммите ШОС информацию о нескольких событиях из текущей международной жизни. Ей Богу, трудно будет утверждать, что они - эти события, просто не имеют никакой внутренней связи. Ещё как имеют!
«Что это, Берримор?» - «Глобализация, сэр!»
Вот, в эти дни пришло сообщение о том, будто Россия и Китай создают аналог SWIFT, т.е. аналог международной системы банковских переводов под названием «SWIFT».
Вообще, что такое SWIFT? SWIFT - это международная межбанковская система передачи информации и совершения платежей. Основана она была в 1973 году, и соучредителями выступили 239 банков из 15 стран. Каждый банк, включенный в систему, имеет свой уникальный SWIFT-код.
И вот вместо инструмента мировой финансовой системы SWIFT уже начали использовать для нанесения ущерба тем, кто не нравится западникам.
Так для блокировки международных платежей из Ирана, эту страну - в рамках соответствующих санкций - отключили от системы SWIFT по той причине, что владеют ею западники, и используют, как инструмент нанесения финансового ущерба своим противникам.
Не смертельно - вот Иран уже присутствует на саммите ШОС, так что, «не дождутся», - но чувствительно…
Прекрасно понимая, с кем мы имеем дело, Россия и Китай начали обсуждать создание собственной системы межбанковских сделок,
сообщил первый вице-премьер Правительства РФ Игорь Шувалов после переговоров в Пекине.
Что это означает? Это означает, что Россия в очередной раз показывает - она на своих условиях может отказаться от долларовых расчетов в международной торговле - в случае необходимости. И готовит вместе с Китаем альтернативную площадку собственных международных расчетов.
Если кто-то полагает, что это - сплошные убытки, можем его успокоить: это - сплошные доходы! Правда, сопротивление будет бешенное и,.. возможно, безбашенное…
И этот шаг Москвы и Пекина - прямой результат западных санкций против Москвы. То, что российские власти хотели снизить зависимость финансового рынка от SWIFT, обсуждалось еще с момента введения первых санкций США, когда международные платежные системы Visa и MasterCard отказались работать с некоторыми российскими банками.
По словам Игоря Шувалова, также обсуждается создание независимого рейтингового агентства совместно с Китаем. Конкретные предложения будут сделаны к концу 2014 года.
И причём здесь ШОС?..
Пойдем далее.
Реализация положений «Соглашения об ассоциации ЕС и Украины» отложена до 31 декабря 2015 года, сообщил еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт по итогам министерских консультаций в формате Россия-Украина-ЕС, завершенных день в день с проведением саммита ШОС в Душанбе.
Среди целей этого многострадального Соглашения, которое стоило должности Януковичу и спровоцировало военный взрыв на Украине, лишивший жизни уже тысячи людей: создание ассоциации Украины и ЕС, постепенное их сближение «на основе общих ценностей», углубление экономических и торговых отношений, усиление сотрудничества в сфере правосудия, свободы и безопасности.
И что теперь? Документ был подписан Петром Порошенко и уходящим в отставку руководством ЕС в середине лета нынешнего года. Верховная Рада намеревалась ратифицировать документ после ближайших парламентских выборов на Украине.
И вдруг… соглашение кладут «под сукно» на полтора года. Ну, а дальше, как говорили в Бухаре: «Либо эмир умрет, либо ишак сдохнет…»
Очень похоже, что на сей раз «по тормозам» ударила сама старушка-Европа. Ну, зачем ей такая Украина со всеми её «прелестями»?
И причём здесь ШОС?..
А ещё.
Аналитика от Тьерри Мейсана. Вот это просто прямо про ШОС!
«Англо-саксонская агрессия против России принимает формы финансовой и экономической войны. Москва, в свою очередь, готовится к продолжительной войне, повышая свою сельскохозяйственную самодостаточность и увеличивая число своих союзников», пишет этот известный политолог.
«Россия в настоящее время - основная сила, способная к сопротивлению англо-саксонскому империализму (с учетом процитированной выше статьи Обамы и Кэмерона, лидеров англосаксонского государственного истеблишмента, этот тезис просто - «в яблочко» - С.Ф.).
Для этого у России есть три инструмента:
- Шанхайская организация сотрудничества,
- стратегический альянс с Китаем, позволяющий стабилизировать ситуацию в центрально-азиатском регионе,
- и, наконец, Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз стран бывшего Советского Союза».
Мейсан вспоминает и о тех финансовых инициативах, что на наших глазах превращаются из планов в реальные проекты, имеющие цель, смысл и ресурсы: «На встрече лидеров БРИКС в Форталезе (Бразилия), которая состоялась с 14 по 16 июля этого года, было объявлено о создании нового резервного валютного фонда и банка БРИКС, которые должны будут стать альтернативой МВФ и Всемирному банку, а также существующей мировой финансовой системе (!), основанной на долларе».
Вот они - ставки-то!!!
А «расширение Шанхайской организации сотрудничества, вполне вероятно, станет началом крупной перебалансировки мира с Запада на Восток».
Спасибо Мейсану - всё сказал открытым текстом.
А дальше, к гадалке не ходи - бешенное сопротивление сил, теряющих перспективы, ресурсы и власть.
Вот причём здесь ШОС.
Добро пожаловать в Азию, господа!
«Мильоны - вас. Нас - тьмы, и тьмы, и тьмы.
Попробуйте, сразитесь с нами!
Да, скифы - мы! Да, азиаты - мы,
С раскосыми и жадными очами!»
Александр Блок
И что поменялось за века?..