Министр иностранных дел России Сергей Лавров только что посетил Саудовскую Аравию по приглашению своего коллеги министра иностранных дел Королевства Сауда аль-Фейсала.
На официальном сайте МИД РФ
опубликовано сообщение для СМИ "О визите Министра иностранных дел России С.В.Лаврова В Королевство Саудовская Аравия":
"20-21 июня в г.Джидда (Саудовская Аравия) с рабочим визитом находился Министр иностранных дел Российской Федерации С.В.Лавров. Он был принят Наследным принцем Королевства Сальманом Бен Абдельазизом, имел встречи с Наследником Наследного принца, вторым Вицепремьером принцем Мукрином Бен Абдельазизом и Министром по делам Национальной гвардии, принцем Мутъибом Бен Абдаллой, провел консультации с Министром иностранных дел принцем Саудом Аль-Фейсалом.
В ходе бесед была предметно и всесторонне обсуждена военнополитическая обстановка, складывающаяся на Ближнем Востоке. При этом особое внимание было уделено происходящим в целом ряде государств региона трансформационным процессам и обусловленным ими острым конфликтным ситуациям. В этом контексте состоялся подробный обмен мнениями по проблематике скорейшего урегулирования кризиса в Сирии и резкой дестабилизации в Ираке, а также вопросам обеспечения коллективной безопасности в зоне Персидского залива.
При рассмотрении состояния, перспектив и путей укрепления российскосаудовских дружественных отношений была подчеркнута важность дальнейшего наращивания взаимовыгодного сотрудничества в торгово-экономической, инвестиционной и гуманитарной областях, а также в сфере высоких технологий, включая космос и ядерную энергетику.
Была подтверждена взаимная заинтересованность в эффективном использовании потенциала запущенного в 2011 г. механизма стратегического диалога Россия-Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива".
Саудовская Аравия. Город Джидда. Фото hotelbeds.com
На официальном сайте МИД РФ
опубликованы выступление и ответ на вопрос СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам визита в Саудовскую Аравию.
Джидда, 21 июня 2014 года.
Сергей Лавров заявил:
"Состоялся визит в Королевство Саудовская Аравия. Моими собеседниками здесь были Наследный принц Сальман Бен Абдельазиз, Наследник Наследного принца Мукрин Абдельазиз, Министр иностранных дел Сауд Аль-Фейсал и Министр по делам Национальной гвардии, сын Короля Мутъиб. Все собеседники подчеркнули глубокую заинтересованность руководства Саудовской Аравии и лично Короля, который только что вернулся из отпуска, в существенном наращивании партнерства с Российской Федерацией. Об этом договаривались Президент России В.В.Путин и Король Абдалла во ходе недавно состоявшихся телефонных разговоров и визита в Россию в начале июня с.г. Министра иностранных дел КСА С.Аль-Фейсала.
По договоренности руководства двух государств мы сегодня провели обстоятельные переговоры по двум блокам вопросов. Во-первых, это двусторонние связи во всей их полноте. Согласились, что торгово-экономическое сотрудничество нуждается в существенном наращивании. Для этого есть все возможности, в том числе с точки зрения поиска взаимовыгодных приложений инвестиций в России и Саудовской Аравии и объединения наших финансовых и технологических потенциалов. Условились активизировать деятельность Совместной межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, которая не собиралась уже несколько лет, и поощрить бизнесменов двух стран к сотрудничеству в рамках российско-арабского Делового совета. Думаю, что в ближайшее время мы сможем предпринять практические шаги на этих направлениях. Повторю, принципиальное согласие достигнуто. У нас большой интерес к целому ряду направлений взаимодействия - это энергетика, сотрудничество в мирном освоении космического пространства, мирного использования ядерной энергетики, сельское хозяйство, инфраструктура. Опыт у нас уже был, и у нас есть все основания его задействовать и с новой силой двигаться дальше.
Большой блок вопросов в рамках двусторонних отношений - гуманитарное взаимодействие. Условились активизировать обмены по линии археологов. Есть обоюдный интерес, чтобы делиться опытом и совместно работать. Есть взаимный интерес к развитию туризма. Мы поблагодарили власти Саудовской Аравии за неизменно внимательное и безупречное отношение к нашим паломникам в сезон Хаджа и высказались за то, чтобы и саудовские подданные почаще приезжали в Россию в качестве туристов. У нас есть что посмотреть. Это предложение также встретило поддержку.
Второе, что принципиально важно, не допустить очередной волны распада государств региона. Такие риски сохраняются. Более того, они обострились в последнее время в связи с действиями боевиков «Исламского государства Ирака и Леванта». Это не отвечает интересам Саудовской Аравии, других стран региона, России, потому что мы заинтересованы в стабильном, процветающем Ближнем Востоке, чтобы здесь было спокойно всем народам, представителям всех конфессий, включая христиан, в том числе и православных. Мы за то, чтобы стабильный Ближний Восток открывал дополнительные возможности для взаимовыгодного сотрудничества. Это - главное концептуальное совпадение в наших подходах с представителями Королевства Саудовская Аравия.
Мы также согласовали более конкретные вопросы относительно того, как мы будем к этим задачам - недопущения терроризма и стабилизации государств, существующих в регионе - продвигаться в консультациях друг с другом и, конечно, с другими внешними игроками, включая страны Персидского залива, Египет, ЛАГ, КНР и наших западных партнеров, прежде всего постоянных членов Совета Безопасности ООН.
Упомяну, что такие неарабские представители и лидеры исламского мира, как Турция и Иран, конечно, также должны быть вовлечены во взаимодействие, если мы хотим достичь результатов на этих все более обостряющихся направлениях региональной политики.
Мы завершили визит посещением штаб-квартиры ОИС, беседой с Генеральным секретарем и другими руководящими сотрудниками этой Организации, подтвердили заинтересованность в дальнейшем развитии нашего взаимодействия.
Россия является наблюдателем в ОИС. У нас есть рамочное соглашение, которое предусматривает проведение регулярных консультаций по различным проблемам Ближнего Востока и Северной Африки, задачам борьбы с терроризмом и пресечения финансирования терроризма, сотрудничеству в сфере диалога цивилизаций, между религиями, а также о взаимодействии России и стран-членов ОИС в ООН по различным направлениям, связанным с обеспечением мира, безопасности, продвижением равноправного, без двойных стандартов диалога по правам человека. По всем этим направлениям подтверждена заинтересованность в тесных консультациях. Будем работать с нашими партнерами в соответствии с достигнутыми договоренностями".
Вопрос: С момента введения в действие мирного плана президента Украины П.А.Порошенко произошло несколько инцидентов на российско-украинской границе. Принимая во внимание эти происшествия, можно ли говорить о позитивных перспективах мирного урегулирования ситуации на Юго-Востоке Украины в течение объявленного недельного срока? Как Вы оцениваете содержание этого мирного плана и отсутствие в нем пункта о начале переговоров? Насколько необходимо предложение о буферной зоне и выполнимо ли оно?
С.В.Лавров: Оценки мирного плана, предложенного вчера Президентом Украины П.А.Порошенко, уже прозвучали из Кремля и МИД России. Большая часть пунктов этого плана выглядит как ультиматум, который заключается в том, что для всех, кто не согласны с нынешней властью и тем, как она пришла к власти, есть несколько дней, неделя, чтобы сложить оружие, в противном случае - вообще уходите из Украины, и тогда мы, может быть, посмотрим, не совершали ли вы каких-то тяжелых преступлений, и вы тогда можете быть амнистированы.
Повторю еще раз. Мирный план содержит целый ряд ультимативных требований. Это совсем не то, о чем Президент П.А.Порошенко говорил на встречах в Нормандии, в ходе телефонных контактов с Президентом России В.В.Путиным и тем, как это дело представляли западные собеседники российского Президента в недавних беседах по телефону.
В нем нет главного - переговоров. Это радикальный отход от Женевского заявления от 17 апреля, которое до сих пор, по крайней мере на словах, поддерживают все наши западные партнеры, США, ЕС и украинские власти. Украинские власти подписались под этим заявлением, в котором прямо сказано, что помимо прекращения насилия, любых видов экстремизма, необходимо немедленно начать инклюзивный диалог, который должен распространяться на все регионы и все политические силы с тем, чтобы искать договоренности по конституционной реформе. Там есть слово «немедленно» начать процесс конституционной реформы через такой диалог. Поэтому прошедшего с 17 апреля времени, когда оно было принято, было достаточно, чтобы сформулировать конкретные предложения новых украинских властей о том, как такой диалог, незамедлительного начала которого потребовали участники Женевского заявления, можно организовать. Пока мы этого не увидели.
Повторю, что нас очень настораживает и заботит, что параллельно с выдвижением мирного плана возросла интенсивность войсковой, «контртеррористической» операции. Причем уже происходили обстрелы российской территории, на которой уже есть разрушения. Есть раненые, как минимум. Еще не знаем, какова будет судьба тех, кто получил ранения в результате минометных обстрелов. Так что здесь, я думаю, все будут смотреть на западных спонсоров киевских властей, которые взяли на себя ответственность за переворот и последующую подготовку президентских выборов. Сейчас, наверное, эта ответственность должна быть реализована в конкретных шагах, которые вернут ситуацию в русло Женевского заявления от 17 апреля и позволят немедленно начать диалог о конституционной реформе и урегулировании кризиса с участием всех регионов Украины.