Заседание Совбеза ООН по Украине 29-30 апреля 2014 года:
Click to view
Выступление и ответное слово Постоянного представителя России при ООН В.И.Чуркина на заседании Совета Безопасности ООН по ситуации на Украине.Нью-Йорк, 29 апреля 2014 года.
Выступление Постпреда России при ООН В.И.Чуркина на заседании СБ ООН по ситуации на Украине:
Госпожа Председатель,
Последние события на Юго-Востоке, да и на Украине в целом, вызывают самую серьезную обеспокоенность. Киевский режим, подстрекаемый западными «доброжелателями», упорно толкает страну к катастрофе.
Сегодня западные коллеги сказали немало резких слов в отношении действий протестующих на Юго-Востоке Украины. Если бы западные коллеги проявили хоть десятую часть этой приверженности закону и порядку на протяжении многих недель майдановского беспредела, возможно, нынешнего кризиса удалось бы избежать.
17 апреля в Женеве была достигнута договоренность о том, что все стороны будут воздерживаться от любых форм насилия, запугивания или провокационных действий. Однако всего через несколько дней последовало возобновление так называемой контртеррористической, а по сути, карательной, операции - вопиющее нарушение этих договоренностей. На Юго-Восток брошено порядка 15 тыс. военнослужащих, танки, БМП, артиллерия, самолеты, подразделения «правого сектора». Поскольку первые попытки оказания военного давления на Юго-Восток закончились переходом некоторых украинских военнослужащих на сторону протестующих, сейчас задействованы подразделения, укомплектованные в основном жителями западных районов страны. Кто-нибудь задумывался над тем, какой политический и психологический эффект это имеет на Юго-Востоке, как это соотносится с задачей сохранения территориальной целостности страны?
В Женеве, казалось, удалось приоткрыть окно возможностей для существенной деэскалации ситуации на Украине и начала широкого национального диалога. Однако практически сразу из заявлений и действий нынешних киевских властей стало понятно, что они не собираются выполнять эти договоренности, как они не собирались выполнять и соглашение от 21 февраля. В обоих случаях это вероломство привело к кровопролитию. К сожалению, сложно говорить о доверии нынешней коалиции в Киеве, когда силовой блок, по сути, контролирует партия «Свобода», чья политическая платформа базируется на декларации, принятой коллаборационистами в июне 1941 года. Согласно ей настоящие украинцы должны были сотрудничать с Гитлером для установления нового порядка в Европе. Напомню, что коллаборационисты-бандеровцы убивали не только евреев, поляков и советских солдат, но и украинцев, отказывавшихся следовать этому лозунгу.
В Женеве договорились и о необходимости полного неприятия экстремистов. Однако «правый сектор» вместо того, чтобы сложить оружие, направился на Восток Украины. Как было заявлено: бандеровская армия пересекла Днепр. Ни марширующий под нацистскими знаменами «правый сектор», ни другие радикальные организации не разоружаются. Наоборот, эти группировки начали легализовать, из них формируют военизированные батальоны «Днепр», «Слобожанщина» и «Донбасс». Как можно убедить ополченцев на Востоке страны разоружаться или покинуть здания, если их окружили - как это имеет место в Славянске - подразделения украинских вооруженных сил и отряды так называемой Национальной гвардии, сплошь и рядом состоящие из боевиков «правого сектора»?
В Женеве договорились, что должен быть единый подход ко всем незаконным действиям на Украине, в каком бы регионе страны они ни происходили, будь то Киев, Запад, Восток или Юг. Однако до сих пор оккупированы «майдан» - там возвели бетонные заграждения, а также здания в Киеве.
Никто ничего в Киеве не освобождает. А в Вашингтоне благодушно заявляют, что здания законно арендованы. Кем арендованы? Вооруженными боевиками?
В Женеве договорились, что должна быть проведена амнистия для протестующих. Но вместо этого народный губернатор Донецка Павел Губарев, который никогда не держал оружия в руках, остается в тюрьме. Он - политзаключенный, так как был арестован только потому, что призвал к референдуму по вопросу федерализации Украины. Наблюдатели ОБСЕ подтвердили, что он подвергался пыткам, а сейчас проводит бессрочную голодовку. При этом П.Губарев далеко не единственный политический заключенный киевского режима. Есть основания говорить о массовых преследованиях инакомыслящих, политических гонениях и репрессиях против всех, кто осмеливается выражать несогласие с властью «майдана». По имеющимся данным, только в Донецкой области было уже около 10 случаев политически мотивированных похищений с последующим вывозом людей в Киев украинскими спецслужбами.
28 апреля совершено покушение на жизнь популярного мэра Харькова Геннадия Кернеса. Английский коллега поспешил намекнуть, что за этим преступлением стоят участники протестных движений Юго-Востока. Требуется провести тщательное расследование. Не надо пытаться сбить его со следа. Известно, что Геннадий Кернес резко выступал против бесчинств, творившихся в других регионах Украины, и имел жесткие политические столкновения с одним из руководителей нынешних киевских силовых структур.
В тот же день, 28 апреля, в аэропорту Херсона радикалы заблокировали самолет кандидата в президенты Михаила Добкина, который прилетел в этот город в рамках предвыборной кампании. Ранее в Киеве на него было совершено нападение. В начале апреля был жестоко избит и подвергнут издевательствам другой кандидат в президенты - Олег Царев, единственный из всех кандидатов в президенты, так и не получивший государственной охраны. И М.Добкин, и О.Царев были лишены права участвовать в официальных теледебатах. Разве в таких условиях можно говорить о «мирном» характере предвыборной кампании на Украине и свободном волеизъявлении украинских граждан?
Ключевым пунктом Женевского документа было положение о начале широкого национального диалога, который должен учитывать интересы всех регионов и политических образований. От киевского руководства прозвучали какие-то обещания по поводу конституционной реформы и защиты прав меньшинств. Но где национальный диалог? Где реформа?
По сообщениям СМИ, сегодня А.Яценюк представил в Верховной Раде некий проект новой конституции. Непонятно, каким был процесс его подготовки. Но уж точно не открытым и инклюзивным. От этого процесса была, в частности, отстранена «Партия регионов», представляющая как раз волнующийся Юго-Восток. Неудивительно, что сразу же этот проект подвергся в Раде критике со всех сторон. Не слышно вразумительных ответов на ключевые вопросы: как будет осуществляться федерализация или децентрализация Украины (ее, похоже, пытаются подменить некоторым расширением прав муниципалитетов), как будет решаться вопрос о статусе русского языка?
Может ли кто-то серьезно утверждать, что все эти действия киевских властей - путь, ведущий к выходу из политического кризиса, к стабилизации Украины?
Вместо честной совместной работы с целью вывода Украины из кризиса, в который завел ее их же политический авантюризм, наши коллеги из США и ЕС предпочитают распространять злостные инсинуации в отношении российской политики, строить козни против России, выдумывая так называемые санкции - бессмысленные и контрпродуктивные. Кому-то это, наверное, дает минутную сатисфакцию. Подлинной же ответственности за судьбы Украины, Европы и мира - не просматривается. Что же, значит, не те времена, не те люди.
Подведу итог - ничего для реализации Женевского документа властями в Киеве не сделано.
Наши западные коллеги, в первую очередь американские, имеющие беспрецедентное влияние на сегодняшний Киев, не смогли - или не захотели - убедить Киев выполнить его обязательства по Женевскому заявлению. Они должны понимать меру своей ответственности, если положение на Украине будет продолжать обостряться.
Госпожа Председатель,
Нам в России больно наблюдать за творящимся на близкой, родственной нам Украине хаосом. Но мы понимаем причины, вызвавшие протесты на Востоке и Юге Украины. Народ не хочет повторения киевского сценария. Он отказывается признать нелегитимные киевские власти, принять назначенных из Киева олигархов-губернаторов и стал создавать свои органы самоуправления. В ответ - обвинения в терроризме и начало военной карательной операции.
Призываем киевский режим и его заигравшихся спонсоров одуматься. Необходимо отменить приказ об использовании оружия против мирных граждан, освободить политических заключенных, разоружить и нейтрализовать «правый сектор». Необходимо осуществить подлинный конституционный процесс с участием представителей регионов.
Рассчитываем, что Миссия ОБСЕ на Украине, возглавляемая Э.Абаканом, которой отведена особая роль в реализации женевских договоренностей, готова оказать киевским властям содействие в налаживании национального диалога, нахождении понимания с населением на Юго-Востоке. Однако основную работу по деэскалации должны проделать киевские власти, коль скоро они назвали себя таковыми.
Госпожа Председатель,
Теперь позволю себе две ремарки в связи с вопросами, затронутыми коллегами.
По поводу военных наблюдателей по линии ОБСЕ, задержанных в Славянске. Их пригласили киевские власти, поэтому они и отвечают за их безопасность.
Как же можно было посадить военных гостей на автобус и отправить, без соответствующего согласования, в район, контролируемый силами самообороны, не снабдив даже соответствующими документами, подтверждающими их статус?
Это была или провокация киевских властей, или, простите, глупость.
Мы стараемся содействовать освобождению наблюдателей. Один из них уже был освобожден по состоянию здоровья.
Теперь о наших вооруженных силах и их деятельности.
Наши вооруженные силы находятся на российской территории. А вот, скажем, американским военным никак дома не сидится. То в Австралии появятся, то в Литве или Польше. То в Черном море корабль американских ВМС задержится дольше, чем дозволено международным правом.
Да, наши военные периодически проводят учения, действуют при этом транспарентно и соблюдают все имеющиеся международные договоренности.
Агрессивных замыслов в отношении Украины у нас нет.
Киевские власти должны при этом не терять голову, не предпринимать безрассудных действий и в отношении населения Юго-Востока Украины, среди которого немало российских граждан.
Благодарю Вас, госпожа Председатель.
Ответное слово Постпреда России при ООН В.И.Чуркина в ходе дискуссии на заседании СБ ООН ООН по ситуации на Украине:
Самым простым ответом на комментарии представителя Украины было бы вновь зачитать то заявление, которое я сегодня сделал. Оно отражает наше видение ситуации и нашу позицию, но краткую ремарку все же придется сделать. Много прозвучало неправильных интерпретаций наших позиций, наших заявлений, которые нами делались в разных ситуациях, а украинский коллега даже стал рисовать еще какие-то фантастические сценарии того, как ему видится дальнейшее развитие событий. Я не услышал только одного сценария, который хотел бы услышать, а это сценарий действительных усилий киевских властей по реализации Женевского документа. Кстати, заместитель Генсекретаря господин Фелтман сказал, что существуют разные интерпретации этого документа. Но он настолько прост, что там нечего интерпретировать. Его надо просто выполнять. Россия помогла составить этот документ, но действия должны предприниматься в основном киевскими властями. А об отсутствии таких действий я говорил в своем выступлении.