Сергей Лавров о первых днях "Женевы-2"

Jan 29, 2014 15:28

Ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам саммита Россия-ЕС.
Брюссель, 28 января 2014 года:

image Click to view



Вопрос: Сергей Викторович, не кажется ли Вам, что "Женева-2" "тонет"? Обсуждалось ли это на встрече?
С.В.Лавров: Женевское озеро глубокое, но переговоры идут на берегу. Я не стал бы после трех дней переговоров делать какие-то прогнозы. Идут они туго, не помогают некоторые проявляющиеся амбиции. В частности, нас очень удивил руководитель делегации Нацкоалиции А.Джарба, который без предупреждения не явился на первое заседание прямого диалога с правительством, прислав вместо себя представителя НК. В сложившейся ситуации глава сирийской правительственной делегации Министр иностранных дел В.Муаллем принял решение не идти на переговоры и направил представителя Сирии при ООН. Это мелочи, которые, тем не менее, демонстрируют, кто как к этому процессу относится: кто серьезно, а кто - не очень. Надеюсь, что те, кто «курируют» оппозицию, предпримут необходимые меры, чтобы дисциплинировать наших партнеров из Нацкоалиции и чтобы они всерьез занялись, прежде всего, созданием атмосферы доверия.


Не помогает и желание сразу начать обсуждение персоналий. Звучащие призывы к отставке Президента САР Б.Асада и предложения обдумать, кто будет руководить Сирией, - абсолютно контрпродуктивный подход. Я признателен Спецпредставителю по Сирии Л.Брахими и всей его команде посредников, которые настояли, чтобы возобладала логика «малых шагов». Доверие между режимом и оппозицией было очень серьезно подорвано, три года не было прямых контактов. Поэтому необходимо двигаться постепенно. Вырисовывающиеся сейчас и уже частично заработавшие договоренности относительно разблокирования конкретных очагов конфликта для доставки гуманитарной помощи находящимся в беде гражданским лицам, процесс согласования списков задержанных с обеих сторон для начала проведения взаимного обмена - шаги в правильном направлении. Очень важно, чтобы следующим этапом, который будет иметь принципиальное значение, стало согласование сирийскими сторонами декларации или иного документа, в котором были бы изложены принципы, на которых должно базироваться сирийское государство. Этим занимается Л.Брахими. Хотели бы, чтобы оппозиция и режим подчеркнули свою приверженность демократической, территориально целостной, суверенной, светской Сирии, где любые конфессиональные и прочие меньшинства, ощущая себя равноправными членами общества, чувствовали бы себя в безопасности в стране, живущей в мире со своими соседями.
Напомню, в Лондоне в апреле 2013 г. состоялась очередная встреча «группы друзей Сирии» и ряда региональных стран в ее составе, (которая на самом деле была «группой друзей» Национальной коалиции). В ходе встречи они общались с руководством пестуемой ими Нацкоалиции и пытались убедить НК принять некий документ, в котором была бы выражена приверженность демократической, свободной, многоэтнической, многоконфессиональной Сирии. Тогда это у них не получилось, потому что коалиция отказалась использовать вышеперечисленные прилагательные. Посмотрим, как пойдет дело на этот раз. Без подтверждения такой логики всего переговорного процесса бессмысленно обсуждать какие-либо детали. Надо идти от общего к частному. В данном случае это абсолютно непреложно.

Вопрос: Обсуждались ли на утренней встрече с Генсекретарем НАТО А.Фогом Расмуссеном вопросы сотрудничества России и Альянса, в частности по проблеме борьбы с международным терроризмом в свете предстоящих Олимпийских игр в Сочи?
С.В.Лавров: Тему Зимней Олимпиады мы не затрагивали, поскольку НАТО как организация в сотрудничестве по обеспечению безопасности Олимпийских игр не участвует. Практически все страны (уж точно все европейские страны), чьи команды участвуют в Олимпийских играх в Сочи имеют своих представителей в составе оперативного штаба, который занимается обеспечением безопасности и функционирует под эгидой ФСБ на повседневной основе уже много недель. Большинство членов НАТО представлены в этом штабе в индивидуальном качестве, а на уровне Альянса как организации такой надобности не возникало.

Вопрос (перевод с английского): В прошлом году здесь, в Брюсселе, Президент России В.В.Путин, отвечая на вопрос о ситуации в Сирии, сказал, что дело не в Б.Асаде. Я хотел бы задать Вам тот же вопрос: Вы по-прежнему поддерживаете сирийского президента и считаете, что дело не в нем?
С.В.Лавров (перевод с английского): Мы не поддерживаем ни Б.Асада, ни кого-либо другого ни в Сирии, ни где-либо еще. Мы не являемся друзьями ни семьи Б.Асада, ни других персоналий в Сирии. Россия как государство является другом сирийского народа, российский народ - друг сирийского народа. Мы глубоко озабочены происходящим в этой стране, являющейся колыбелью христианства на Ближнем Востоке и в Северной Африке, которую день за днем разрушают террористы и экстремисты, не исповедующие никакую религию и не имеющие никакой веры, сжигающие монастыри и мечети, взрывающие детей, женщин, стариков и не признающие никаких общечеловеческих законов.
Давайте не будем зацикливаться на самом «простом», ведь, как говорится, «простота - хуже воровства». Многие говорят, что Б.Асад должен уйти, и после этого все устроится. У нас перед глазами пример Югославии, где все было сконцентрировано вокруг судьбы С.Милошевича. Мы наблюдали аналогичную ситуацию в Ираке, где в центре был С.Хуссейн, в Ливии - с М.Кадаффи. И если Вы посмотрите, что происходит в этих странах после падения режимов, то вряд ли придете к выводу, что жизнь в этих странах стала лучше.
Мы хотели бы избежать еще одной навязчивой идеи по смене режима только из-за чьих-то личных врагов и личной ненависти. Взрослые люди так политикой не занимаются. Если мы действительно хотим помочь сирийскому народу и согласны с необходимостью выполнения Женевского коммюнике, приглашаю всех, кто считает, что ключ к решению сирийской проблемы - Б.Асад, прочитать этот документ, подписанный всеми постоянными членами СБ ООН, ЛАГ, Турцией, Организацией Объединенных Наций, и сконцентрироваться на том, что там написано - на прекращении насилия, гуманитарных аспектах, консенсусе между правительством и по-настоящему представительной оппозицией о путях управления свободной, демократической, толерантной, безопасной Сирией, свободной от терроризма и экстремизма. В этом суть. Они должны прийти к согласию по основам их государства, путям реформирования страны. Уверен, что только после достижения такого консенсуса появится возможность обсуждения персоналий.
Представьте, что завтра Б.Асад исчезнет. Что будет со страной? Кто будет поддерживать ее единство? Ответов на эти вопросы нет. Распространение терроризма в Сирии носит поистине угрожающий характер. Неслучайно, что в июне прошлого года страны «Группы восьми» по инициативе Д.Кэмерона, премьер-министра страны - хозяйки саммита, в итоговой декларации призвали сирийское правительство и оппозицию объединить усилия для изгнания террористов из Сирии и их уничтожения. Это одна из ключевых задач. В ходе сегодняшних переговоров я почувствовал растущее понимание со стороны наших европейских коллег в ходе обсуждения сегодня сирийской темы.

Вопрос (перевод с английского): Группа «5+1» готовится к очередному раунду переговоров по урегулированию иранского вопроса, который должен состояться менее чем через три недели. Будем надеяться, что мы входим в завершающую стадию урегулирования иранской проблемы. На Ваш взгляд, есть ли у группы «5+1» единое мнение по окончательному варианту соглашения с Ираном об уровне обогащения урана или же внутри «шестерки» имеются разногласия?
С.В.Лавров (перевод с английского): Не хочу заниматься спекуляциями и Вам не советую, потому что дипломатия должна учитывать факты. В совместном плане действий, одобренном в Женеве 24 ноября прошлого года, три или четыре страницы, где все прописано, включая разрешенный Ирану уровень обогащения. Мы все согласились с тем, что первые шаги первой фазы должны быть выполнены, и они реализуются. Стороны, которые должны предпринять меры, их предпринимают. Переговоры по итоговому пакету начнутся, как Вы и сказали, в ближайшие 3 недели.

Вопрос: Национальная коалиция в Женеве начала массированную информационную кампанию по обвинению сирийского правительства в создании террористических группировок, в т.ч. Исламского государства Ирака и Леванта. Как Вы можете это прокомментировать, особенно на фоне поступающих сообщений о том, что в следующем месяце Свободная сирийская армия собирается провести в США переговоры по возобновлению прямых поставок оружия?
С.В.Лавров: Во-первых, считаю нечистоплотным заявление, которое Вы процитировали о том, что Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) создано правительством Сирии, финансируется и используется им для создания искусственной террористической угрозы и как бы через это для воздействия на умы европейцев, чтобы оставаться «в седле». Те, кто контролирует оппозицию и ее пропагандистскую машину, несут огромную ответственность и берут на себя еще большую ответственность, если они будут заниматься подобными делами.
Мы разговариваем с нашими американскими партнерами о том, что необходимо не допустить шаги, которые будут только поощрять террористов к еще большей активности в Сирии. Исламское государство Ирака и Леванта ставит целью не только захватить власть в Сирии, но и создать халифат во всем регионе. Соперниками этой группы являются такие же ребята - «Джабхат ан-Нусра» и Исламский фронт, созданный недавно как бы взамен Свободной сирийской армии. В их состав входят установленные террористические группировки. Исламский фронт состоит в значительной части из тех же самых экстремистов, что и ИГИЛ и «Джабхат ан-Нусра», в нем есть специальный отдел, который отвечает за подготовку к введению законов шариата во всем регионе. Возобновление поставок летального и нелетального оружия и оборудования в этот регион создает существенные дополнительные риски того, что это оружие в очередной раз окажется не в тех руках.

Женева-2, Сирия, сирийская оппозиция, Сергей Лавров

Previous post Next post
Up