Пресс-конференция Сергея Лаврова и Валида Муаллема в Москве накануне "Женевы-2"

Jan 17, 2014 22:04

Пресс-конференция министра иностранных дел России Сергея Лаврова и его коллеги из Сирии Валида Муаллема по итогам переговоров в Москве 17 января.

image Click to view



Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова в ходе совместной пресс-конференции по итогам переговоров с заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллемом:
"Уважаемые дамы и господа,
Мы провели переговоры с заместителем Председателя Правительства, Министром иностранных дел и по делам эмигрантов Сирии В.Муаллемом, обсудив состояние двусторонних отношений. Особое внимание уделили подготовке мирной конференции по сирийскому урегулированию.


До конференции, которая откроется в Монтрё 22 января на уровне министров иностранных дел, остается совсем немного дней. Нас тревожит, что в то время, как Правительство САР давно выразило согласие на участие в «Женеве-2» и сформировало делегацию, аналогичных шагов со стороны оппозиции, прежде всего «Национальной коалиции сил сирийской революции и оппозиции» (НК) пока не предпринято и они затягиваются. Мы обеспокоены тем, что наши партнеры целиком сконцентрировались на уговорах коалиции поехать на конференцию, игнорируя при этом другие патриотически настроенные оппозиционные группы, в первую очередь, действующие внутри Сирии и проявляющие активный интерес к участию в «Женеве-2». Я имею в виду, прежде всего, Национальный координационный комитет и курдские организации. Соответствующие сигналы доводятся до Генерального секретаря ООН, в компетенции которого рассылка приглашений на конференцию. Надеемся, что эти сигналы будут восприняты должным образом.
Мы сегодня вновь подтвердили единство наших позиций в том, что конференция должна положить конец кровопролитию, пресечь попытки превратить Сирию в очаг международного и регионального терроризма, обеспечить условия для установления мира и спокойствия, сохранения страны в качестве суверенного, территориально целостного, независимого, светского государства, где обеспечена безопасность этнических и конфессиональных групп.
Помимо прекращения кровопролития, пресечения деятельности террористических и экстремистских групп, остро стоят вопросы облегчения гуманитарной ситуации в Сирии. Сегодня мы подробно об этом говорили.
Отмечаем подтвержденную г-ном В.Муаллемом готовность Правительства САР предпринять - в том числе в ответ на наши обращения -ряд шагов гуманитарного характера. Это касается конкретных предложений (в целом ряде случаев уже осуществляемых на практике) по доставке гуманитарных грузов в населенные пункты в восточной Гуте и в других районах, включая пригороды Дамаска и Алеппо. Безусловно, практическая реализация подобных гуманитарных акций требует взаимодействия с вооруженной оппозицией, которая обязана обеспечивать безопасность гуманитарных конвоев, о чем мы на днях говорили в Париже с Госсекретарем США Дж.Керри, обещавшим использовать возможности США для обеспечения конструктивного поведения вооруженных групп. Будем надеяться, что все это произойдет.
Россия продолжит активное участие в международных усилиях по оказанию гуманитарного содействия сирийскому населению как внутри страны, так и беженцам, оказавшимся на территории соседних государств. Не скрываем адресатов и форм нашей помощи - все это делается открыто, транспарентно - об этом известно. Надеемся, что и другие доноры также будут транспарентны в своих действиях по предоставлению взносов, которые они объявляют на цели гуманитарного содействия. В частности имею в виду заявленные достаточно серьезные суммы в ходе недавней конференции в Кувейте. В интересах укрепления доверия было бы важно, чтобы ООН обобщила предложенные взносы и распространила материал с указанием конкретных получателей помощи и ее форм.
Обсудили ход реализации договоренностей по вывозу химоружия из Сирии и его последующей реализации. Россия активно участвует в этой работе, направляя как финансовые средства, так и необходимые оборудование и транспорт, а также через участие российского ВМФ в обеспечении безопасности морского компонента операции. Отмечаем, что, несмотря на попытки выискивать поводы для затруднения реализации операции по вывозу химического оружия из САР, она, в целом, осуществляется успешно. Договорились - и подтверждаем это вновь - соблюдать согласованные ориентировочные сроки выполнения поставленной задачи. Разумеется, при обеспечении безопасности и решении всех логистических вопросов.
В заключение хочу сказать, что перед дружественным сирийским народом стоят очень серьезные проблемы - это время тяжелых испытаний. Будем делать все, чтобы как можно скорее преодолеть нынешний кризис. Продолжим участвовать в направленных на достижение этой цели усилиях международного сообщества через стимулирование политического процесса на «Женеве-2», оказание гуманитарного содействия, реализацию экономических проектов, которые позволят стабильно функционировать экономике и социальной сфере САР.

Вопрос (адресован В.Муаллему): В ходе конференции доноров в Кувейте Государственный секретарь США и Министр иностранных дел Египта обвинили правительство САР в бомбежках и разрушении школ, больниц и мечетей. Соответствует ли это действительности? Правда ли, что гуманитарная помощь не поступает в лагерь палестинских беженцев Ярмук?
С.В.Лавров (добавляет после ответа В.Муаллема): Безусловно, во время войны гибнут люди, страдает мирное население. Примеров множество: так было и продолжает происходить в Ираке после вывода оттуда иностранных войск, в Афганистане, Пакистане и других регионах. В Сирии гражданские лица страдают с обеих сторон. Думаю, абсолютно безответственно обвинять сирийское правительство в том, что оно сознательно использует в качестве цели гражданские объекты. Для таких обвинений нужны очень серьезные доказательства.
Показательно, что параллельно с обвинениями в адрес сирийского правительства на конференции в Кувейте, в Женеве было распространено заявление Верховного комиссара ООН по правам человека, в котором приводятся факты массовых казней, убийств и прочих бесчинств, чинимых вооруженными боевиками в контролируемых ими северных районах Сирии. В Алеппо, Идлибе, Ракке боевики оппозиции из группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» массово казнят гражданских лиц, включая журналистов, расстреливают пленных. Казни осуществлялись даже в одной из больниц Алеппо, которую боевики превратили в свой штаб. Таких примеров, повторю, множество.
В целом гуманитарный кризис в Сирии - слишком серьезная и чувствительная для простых людей тема, чтобы строить на ней политические спекуляции. Сегодня предпринимаются попытки, в том числе с использованием механизмов ООН, нагнетать обстановку вокруг сирийской гуманитарной ситуации, чтобы создать очередной предлог для продвижения идеи «гуманитарных коридоров» и «беспилотных зон» для оправдания гуманитарной интервенции. Предыдущая попытка создать повод для такой интервенции делалась с использованием сообщений о якобы применении сирийскими правительственными войсками химического оружия в восточной Гуте 21 августа 2013 г. Теперь уже нет никаких сомнений, что это была фальшивка. Это подтверждается многочисленными исследованиями по линии профессиональных структур, включая недавний доклад профессора Массачусетского технологического института. Считаю, что искать новые поводы, а тем более искусственно создавать предлоги для обоснования внешней интервенции с использованием гуманитарной темы, просто кощунственно.
Гуманитарную ситуацию нужно облегчать практическими шагами. Виновные в военных преступлениях должны в конечном итоге нести ответственность. Но использовать эту тему - будем откровенными - для осложнения, если не срыва «Женевы-2», неприемлемо. Мы будем противодействовать таким попыткам.

Вопрос (адресован В.Муаллему): Какие шаги будут предприняты сирийским правительством для прекращения военных действий в Сирии? Будут ли проведены выборы, результаты которых примут и сирийцы, и международное сообщество?
С.В.Лавров (добавляет к ответу В.Муаллема): Что касается международных аспектов урегулирования, то вслед за завершением процесса химического разоружения и даже параллельно ему должен начаться процесс политического урегулирования («Женева-2»), в рамках которого предусмотрено достижение согласия всех сирийцев относительно того, как они дальше будут выстраивать жизнь в своем государстве. Думаю, тут добавить нечего. Сами сирийцы должны определять свою судьбу без диктата и вмешательства извне при поощрении международным сообществом прямого диалога для вывода на договоренности.

Вопрос (обоим министрам): Каков, на ваш взгляд, расклад политических сил среди оппозиции с учетом того, что сегодня «Нацкоалиция» в Стамбуле будет принимать решение об участии или неучастии в «Женеве-2» и в связи с отказом Координационного комитета от участия в конференции? Какова реакция на это Генерального секретаря ООН?
С.В.Лавров (отвечает первым): Нас беспокоит, что вокруг ситуации с приглашением оппозиции на конференцию ведутся какие-то игры. Мы смогли выяснить, что формального приглашения прибыть на «Женеву-2» «Национальная коалиция» и другие оппозиционные группы пока не получали. Насколько мы понимаем, Генеральный секретарь ООН выжидает, когда, наконец, коалиция примет решение ехать или не ехать в Женеву. Я слышал, что сегодня в Стамбуле они должны принять решение. Но я также прочел заявление некого анонимного члена «коалиции» о том, что, скорее всего, это решение будет принято не сегодня, а завтра или даже послезавтра. Это вообще выходит за рамки разумного.
Судя по всему, главной причиной является не стремление максимально хорошо подготовиться к конференции, на которой будет решаться судьба сирийского государства и народа, а внутренние склоки между различными группами «коалиции», которых поддерживают различные внешние спонсоры. Считаю, что все, кто делают ставку на «Национальную коалицию», а тем более кто считают ее чуть ли не единственным законным представителем сирийского народа (что абсолютно не может восприниматься как реальная политика), должны серьезно задуматься над ролью, которую они играют в подготовке «Женевы-2».
Мы работаем с Правительством Сирии и со всеми оппозиционными группами, поощряем всех к созданию максимально благоприятных условий для межсирийского прямого диалога, который был бы основан на заботе самих сирийцев о своем государстве, стране и народе. Именно об этом мы откровенно и честно говорили в Париже на встрече с руководством «Национальной коалиции» во главе с А.Джарбой. Мы призываем всех, включая «коалицию», всегда ставить интересы своей страны выше собственных амбиций. Надеюсь, что и остальные внешние игроки, включая спонсоров «коалиции», поступают таким же образом. Но пока я в этом не уверен.
Ясно также, что «коалиция» сформирована в большинстве своем из эмигрантов, и нет никаких оснований оставлять за бортом оппозиционеров, которые никогда не покидали Сирию и действуют в политическом поле сирийского государства, на его территории. Мы с самого начала подготовки к «Женеве-2» выступали и продолжаем выступать за то, чтобы внутренняя патриотическая оппозиция была обязательно представлена на конференции по урегулированию сирийского кризиса. Особенно мы выделяем Национальный координационный комитет (НКК) и структуры, объединяющие сирийских курдов.
Что касается позиции Национального координационного комитета, то я слышал о том, что вроде бы вчера прошли сообщения о решении этой структуры бойкотировать «Женеву-2». Но сегодня я прочитал заявление Х.Абдельазыма, который опроверг эти сообщения и сказал, что НКК поддерживает «Женеву-2» как единственный путь к мирному урегулированию.
Мы также отмечаем все более громкую и ярко выраженную поддержку процесса «Женева-2» сирийским гражданским обществом в целом - неправительственными организациями, племенными структурами. Мы убеждены, что Генеральный секретарь и ООН в целом, имеющие всю полноту картины происходящего вокруг подготовки к созыву конференции, сформируют правильные оценки и направят необходимые приглашения таким образом, чтобы весь спектр сирийских оппозиционных политических сил был представлен на «Женеве-2». Тем более, именно такой подход заложен в Женевском коммюнике от 30 июня 2012 г. и резолюции 2118 СБ ООН.

Женева-2, урегулирование, переговоры, Сергей Лавров, Валид Муаллем

Previous post Next post
Up