Наказывают рублем. К вопросу о том, что порт Клайпеды лишается грузов, уходящих в море через Россию

Nov 25, 2013 16:32

Бурное развитие морского торгового порта в Усть-Луге (Ленинградская область) серьезно тревожит Литву, пишет "Свободная пресса".
Новый директор Клайпедского порта социал-демократ Арвидас Вайткус ясно обозначил опасную для его страны перспективу. «Годовой прирост в российском порту Усть-Луга составляет 10 миллионов тонн, - констатировал он на заседании Конфедерации промышленников Литвы. - Для Клайпедского порта это рост конкуренции, ведь основными грузами являются нефтепродукты и уголь, которые грузят в Таллине, Риге и Вентспилсе. В этих портах отмечается соответствующее сокращение грузов, поэтому их маркетинг в будущем станет более агрессивным в отношении белорусских грузов и транзитных грузов других государств».
Порт в Усть-Луге, начавший работу с открытия 2001 году угольного терминала, стремительно наращивает мощности. В прошлом году его грузооборот составил около 47 миллионов тонн, к 2020-му планируется достичь 180 миллионов тонн.
При том, что, по словам Вайткуса, в Клайпеде этот показатель при благоприятных обстоятельствах может достичь лишь 83 миллионов тонн. А при неблагоприятных - только 51 миллион тонн.
И если несколько лет назад многим в Прибалтике казались пропагандистскими звучащие из России заявления о намерении «перехватить» прибалтийские грузы, то теперь ситуацию воспринимают с серьезной тревогой.




В бытность вице-премьером Сергей Иванов, оценивая новые транзитные возможности РФ, в том числе в связи с портом в Усть-Луге, заявил, что к 2015 году у России будет достаточно своих ресурсов, чтобы прекратить любой экспорт через прибалтийские порты. Эту задачу он назвал «амбициозной» и заметил, что, мол, РФ «не будет кормить» порты Прибалтики.
В прибалтийских столицах иронично отнеслись к таким планам, решив, что вице-премьер сердится, например, на Эстонию за снос «Бронзового солдата», на Латвию - за давление на местных русских, которые в массовом порядке лишены права на гражданство, на Литву - за стремление переписать историю Второй мировой войны. И просто пугает, делая политические заявления.
Возможно, Иванов учитывал и эти обстоятельства, однако в основе озвученных им российских планов лежала чистая экономика.
Новый директор Клайпедского порта сегодня говорит об этом без обиняков. Конкуренция есть конкуренция. У нее свои правила. Директор требует, чтобы его страна делала инвестиции в развитие порта, в его инфраструктуру.
Впрочем, политику Вайткус все же упомянул, но в том же экономическом контексте.
Напомнил о сложных отношениях между Литвой и Белоруссией. А ведь треть грузов, которые переваливают в Клайпеде, - белорусские. И вот чисто по-человечески: если тебя постоянно хает экономический партнер, а при этом появилась альтернатива, то с какой стати делать добро неприятному собеседнику?
И в прошлом году Александр Лукашенко заявил, что обсуждал с Владимиром Путиным проблематику белорусского грузопотока. И пообещал перенаправить его из стран Балтии в порты России. В принципе, с учетом экономических и политических связей Минска и Москвы, решение логичное.
Литовские политики сначала не поверили словам «батьки», заметив, что Клайпеда предоставляет Белоруссии более выгодные условия, а мощности российских портов пока не позволяют забрать эти грузы. Но теперь выясняется, что именно мощности российских портов стремительно растут, и в планах Александра Лукашенко, если он выполнит свою «угрозу», на первом этапе передать российским портам 20 миллионов белорусских грузов в год из 60 миллионов, экспортируемых в целом через страны Балтии. А там видно будет.
Естественно предположить, что такие шаги президента Белоруссии будут простимулированы и соответствующими российскими преференциями - на основе взаимной выгоды.
Есть и еще одна «опасность» для прибалтийских портов, в том числе и Клайпедского.
Российские предприниматели экспортируют через них большие объемы грузов, и далеко не все уйдут оттуда в том числе и потому, что они забирают в свои руки все больше местных портовых ресурсов. Исключение - как раз Клайпеда.
«Влияние российского капитала на восточном побережье Балтики все возрастает, - утверждает агентству« Интерфакс» бывший директор Клайпедского порта, ныне депутат Сейма Литвы, либерал Эугениюс Гентвилас. - В портах Латвии и Эстонии россияне уже утвердились. С одной стороны, это гарантия, что порты не лишатся российских грузов. Но они уже попали в зависимость от России. Клайпеде пока удавалось этого избежать, чему свидетельство - слабые российские грузопотоки, едва достигающие 13 процентов от всего грузооборота. Дальнейшая стратегия соседей может быть такова: они либо усилят свою инвазию, либо лишат нас своих грузов».
Ситуация напоминает одно местное высказывание об экономических отношениях, ставшее поговоркой: "Если у России насморк, у Литвы - воспаление легких".

В принципе, год за годом жизнь расставляет всё по своим местам.
Глядишь, и подойдем к решению проблем, которые с начала 90-х беспокоят литовские власти: "Сколько Россия должна Литве за оккупацию?" и "Когда Россия начнет возвращать этот долг?".
Так и хочется сказать словами незабвенного Виктора Степановича Черномырдина: ""А если у кого руки чешутся, то чешите в другом месте!"".
Мы также, со своей стороны, взялись оценивать долги Литвы перед Россией за всё-всё-всё, что было вложено в бывшую Литовскую ССР за годы Советской власти. Об этом шла речь в материале "Если всё посчитать, то это Литва должна России большие деньги". Очень показательная картина проявилась, между прочим.
Так что вместо претензий и выпендрежа литовским боссам надо бы почаще пересчитывать оставшиеся у них деньги и делать выводы о том, стоит ли так невежливо вести себя с соседом, который - видит Бог - искренне рад, что в Литве теперь есть полное понимание "особенностей демократической жизни в Европе". И ещё понимание того, как функционирует мировая экономика.
Это понимание быстренько появляется в условиях, когда Москва больше тебя не кормит, как это по-братски было в годы Советского Союза, а "братская помощь европейцев" точно - до цента - измеряется процентами с каждого кредита, полученного Ливтвой в первые 20 лет независимости от банков стран ЕС и Северной Европы; кредита, который надо отдавать безусловно. Иначе - дефолт и политическое банкротство...

торгово-экономические связи, Литва, Клайпеда

Previous post Next post
Up