Вожделенная Арктика

Aug 18, 2011 11:32


На любой карте советских времен государственная граница на Севере была обозначена пунктирными линиями, отходящими от двух крайних точек территории СССР на Кольском полуострове и в Беринговом проливе и сходящимися точно на Северном полюсе. Так было. И в прежние времена ни у кого в мире не возникало желание оспорить границы северных полярных владений Советской России, которые были определены постановлением Президиума ЦИК СССР от 15 апреля 1926 года.

Заметим, что еще в 1916 году Российская империя объявила своими владениями этот «клин» в Арктике, проведя к Северному полюсу от крайней точки своей западной границы (на стыке с Норвегией) одну линию, а от Чукотки (крайней восточной своей точки) - другую линию. Империя выкроила себе в Северном Ледовитом океане огромный сектор. В 1926 году этот принцип подтвердил Советский Союз.

Чтобы лучше осознать масштабы ледяных пространств, приведем простой пример, - Валерий Чкалов, когда совершал перелет в Америку, целых полпути через Северный полюс летел над своей территорией! «Земля наша обильна…»


Веками формировалась та пространственная психология (если медикам термин не нравится - пусть изучают феномен), результатом которой стал удивительный результат - просторы в стране такие, что не жаль и поделиться. Другие, вон, бедствуют.

Первым показал пример Александр II. С царского плеча отвалил он молодой американской республике Калифорнию с Аляской. О второй все помнят, а про первую многие (кто не смотрел «Юнону» и «Авось») и не слышали, хотя Сан-Франциско и Лос-Анджелес основали именно русские переселенцы, а форт Росс, основанный ими в 1812 году в Калифорнии, был продан местным в 1841 году. Подписание же договора аренды Аляски на 99 лет состоялось 30 марта 1867 года в Вашингтоне. Царь ждал 7,2 миллионов долларов золотом за эту сделку, но… корабль с золотом из Америки до Санкт-Петербурга как-то не доплыл. Толи шторм помешал, толи золотишко по дороге потерялось… В 1966 году в Москве уже ничего не ждали, хотя срок договора аренды вышел.

В результате - ни Аляски, ни денег. Урок этот на некоторое время был крепко выучен. Но не всеми…

Не прошло и ста тридцати лет, и очередной шаг прочь из Арктики был сделан советским руководством 1 июня 1990 года, когда министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе по указанию Михаила Горбачева подписал Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств. По условиям этого документа к США отошли часть исключительной (sic!) экономической зоны СССР и участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, а также территориальные воды на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (СССР) и Крузенштерна (США).

В 1997 году Борис Ельцин шагнул еще дальше. Россия ратифицировала Конвенцию по морскому праву 1982 года, отказавшись от особых прав на владения в Арктике, потеряв при этом суверенные права на 1,7 млн км² (sic!) своего арктического сектора.

Получив этот очередной подарок уже далеко не «с царского плеча», прогрессивное мировое сообщество, естественно, сразу же принялось делить арктическую шкуру русского медведя, враз сократившуюся быстрее, чем шагреневая кожа.

Не прошло и трех лет как в Москве опомнились. Есть ведь в России и прилежные ученики, хорошо выучившие уроки Истории! Это они запустили в Арктике обратный отсчет. И вот на Северный полюс одна за ругой начали высаживаться московские экспедиции с целью утвердить, что Полюс наш!

Уже в 2001 году Россия заявляет права на хребет Ломоносова. (Чтобы добиться возврата прав на свои недавние полярные владения, теперь нужно доказывать, что подводные хребты Ломоносова и Менделеева имеют континентальное происхождение, связанное с нашей территорией). В 2002 году российские пограничники устанавливают на Северном полюсе пограничный столб. В 2007 году из Мурманска к Северному полюсу стартует экспедиция под руководством известного полярника Артура Чилингарова. Ее кульминацией стал спуск под воду батискафов «Мир-1» и «Мир-2», которые разместили флаг Российской Федерации на дне океана под Северным полюсом. Затем секретарь Совбеза России Николай Патрушев прилетел на Северный полюс и установил там российский флаг. В сентябре 2008 года на заседании Совета безопасности РФ президент Дмитрий Медведев заявляет, что необходимо оформить внешнюю границу континентального шельфа РФ в Арктике. В 2008 году в России приняты Основы государственной политики в Арктике.

Таким образом, Россия, сделав из Арктики два шага назад, теперь делает шаг вперед. Но путь этот будет тернист и труден. В предлагаемом обзоре мы представим читателю картину происходящего и обозначим многие подводные камни, лежащие на нашей дороге к Северному полюсу.

Действующие лица

На сегодняшний день в арктических границах Европы, Азии и Америки располагаются 16 государств, в том числе ряд стран с Атлантического побережья Западной Европы.

Собственно в Арктический совет входят восемь стран, имеющих выход в Арктику - Россия, Канада, США, Исландия, Норвегия, Дания (вместе со своим островом Гренландией), Швеция, Финляндия.

В Совет Баренцево-Евроарктического региона (СБЕР) вошли на правах постоянных членов Российская Федерация, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция, а также Комиссия Европейских сообществ. Девять государств - Великобритания, Германия, Италия, Канада, Нидерланды, Польша, Франция, США, Япония имеют в СБЕР статус наблюдателей.

Существует и Совет министров Северных стран с таким составом участников: Дания, Финляндия, Исландия, Норвегия, Швеция, а также автономные территории - Фарерские острова (Дания), Гренландия (Дания), Аландские острова (Финляндия). Информационные офисы Северного совета находятся в Эстонии, Латвии и Литве, а также в Санкт-Петербурге и Калининграде.

Большая часть государств арктического пояса имеют друг к другу территориальные претензии и спорят за те или иные территории.

Канада спорит по поводу морской границы с США (Диксон-Энтранс, море Бофорта, пролив Хуан-де-Фука, остров Мачиас-Сил).

Великобритания спорит за континентальный шельф Рокопл с Данией и Исландией, имеет территориальные притязания в Антарктике (Британская антарктическая территория), спорит с Исландией, Данией и Ирландией из-за границы континентального шельфа Фарерских островов.

Ирландия спорит по поводу континентального шельфа Фарерских островов за пределами двухсотмильной зоны с Данией, Исландией и Великобританией.

Исландия спорит за континентальный шельф Роколл с Данией и Великобританией (Ирландия и Великобритания подписали пограничное соглашение по району Роколла); спорит с Данией о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами; спорит с Данией, Великобританией и Ирландией о континентальном шельфе Фарерских островов вне двухсотмильной зоны.

Дания спорит по поводу континентального шельфа Роколл с Исландией, Ирландией и Великобританией (Ирландия и Великобритания заключили соглашение о границах в области Роколл); спорит с Исландией о средней линии рыболовства между Исландией и Фарерскими островами; ведет спор с Исландией, Великобританией и Ирландией о континентальном шельфе Фарерских островов вне двухсотмильной зоны.

Норвегия имеет территориальные притязания в Антарктике (Земля Королевы Мод); Свальбард (Шпицберген) находится в центре морского пограничного спора между Норвегией и Россией.

США, Дания и Канада - в отличие от Норвегии и России - не признают территориальных прав Исландии в Северном ледовитом океане.

И это только основные противоречия.

История вопроса

В 1920-х годах ряд прибрежных государств Северного Ледовитого океана (СССР, Норвегия, Дания, владеющая Гренландией, США и Канада) выдвинули концепцию о «полярных секторах», согласно которой все земли и острова, находящиеся в пределах полярного сектора соответствующего государства, а также постоянные ледяные поля, припаянные к берегу, входят в состав государственной территории.

Под полярным сектором понимается пространство, основанием которого является северная граница государства, вершиной - Северный полюс, а боковыми границами - меридианы, соединяющие Северный полюс с крайними точками северной границы территории данного государства. Самой большой стране, России, достался и самый большой сектор - около трети всей площади шельфа Арктики.

Эти районы не находятся под суверенитетом государств и не входят в состав государственных территорий, но каждое прибрежное государство имеет суверенные права на разведку и разработку природных ресурсов прилегающих к нему континентального шельфа и экономической морской зоны, а также на охрану природной среды этих районов. Объем этих прав определяется международным правом, в частности, Конвенцией о континентальном шельфе 1958 года и Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Согласно этому документу, экономические границы прибрежных государств могут простираться не дальше чем на 370 километров от своих берегов. Только в пределах этой зоны государствам разрешено распространять, разведывать и разрабатывать залегающие на дне природные ресурсы. Все остальные недра морей и океанов объявляются общим наследием человечества.

Любое государство имеет право подать в Международное управление по проблемам морского дна, которое находится на Ямайке, заявку на разработку ресурсов шельфа, простирающегося до Северного полюса. В пределах этих прав каждое государство издает свои законы и правила, регулирующие упомянутые виды деятельности. В остальном на континентальном шельфе и в экономической зоне действуют принципы и нормы международного морского права, согласно которым, прибрежные страны имеют право управлять доступом к береговой линии, опоясывающей их побережья, если этот пояс меньше, чем 12 морских миль (22,224 км).

Москва, как говорилось выше, ратифицировала Конвенцию по морскому праву в 1997 году, однако комиссия ООН рекомендовала, чтобы Россия доказала «изменение заявки на Арктику». Северный полюс считают международной площадкой, управляемой международным законом о морском дне. И если страна сможет доказать, что её подводный шельф - это продолжение её континентальных границ, то она, основываясь на этих результатах, может требовать экономическую зону. Когда страна ратифицирует Конвенцию по морскому праву, у неё есть 10-летний период, чтобы внести заявки для расширения границ территориальных вод.

Заметим, что почти все страны региона за исключением Исландии оспаривают позицию России по вопросам разграничения арктического шельфа. Северная «Антанта» обусловлена, прежде всего, тем, что именно в российском секторе Северного Ледовитого океана сосредоточено до 40-45% объема арктических ресурсов нефти и газа. А общий объем этих ресурсов в регионе, по оценкам Геологической службы США, составляет по газу - свыше 3 триллионов кубометров, по нефти - минимум 800 миллионов тонн.

Но правды добиться можно! Норвегия стала первой нацией, выигравшей контроль над арктической территорией, когда комиссия ООН закончила обзор заявки Осло, дающей Норвегии право эксплуатировать ресурсы к северу от Свалбарда (Шпицбергена).

Канада и Дания проводят свои арктические изыскания вместе, пытаясь доказать, что горный хребет Ломоносова (полярная территория размером в половину Западной Европы является основанием для претензии России на полюс), проходит по их территории. Канада и Соединённые Штаты также сотрудничают вместе, проводя геодезические исследования континентального шельфа к северу от Аляски и Юкона.

Соединённые Штаты до сих пор не ратифицировали Конвенцию ООН по морскому праву. Сенатор от Аляски Лайза Мерковски убеждает правительство Барака Обамы в настоятельной необходимости ратификации Конвенции. «Это важно для того, чтобы мы и в остальных морях не подвергались прихотям других стран. На Аляске ледокол береговой охраны «Алекс Хэйли» картографирует внешнее побережье для заявки на область размером с Калифорнию, которая очень значительна, а русские, в свою очередь, зарегистрировали заявку на треть Арктики. Если мы уклонимся от ратификации, то мы ни на что не сможем заявлять права».

Лайза Мерковски сравнивает разворачивающуюся в Арктике борьбу с «глобальной игрой в шахматы» да еще на нескольких досках. У Соединённых Штатов есть «серьёзная нехватка аргументов». В отношении ледоколов, например, США оперируют двумя, по сравнению с Россией, у которой их восемнадцать, Финляндия имеет семь, Канада - шесть, и даже Китай имеет один, в надежде на месторождения, если они останутся международными, заявляет она.

Во времена «холодной войны» Арктика представляла для великих держав прежде всего военно-стратегический интерес. Маршрут через Северный полюс был самым коротким путем от США до Советского Союза - то есть идеальным для бомбардировщиков и баллистических ракет. Позднее Арктика стала интересна для подводных лодок, которые под покровом льда могли приблизиться к берегу потенциального противника. Только весьма негостеприимная природа мешала массовому размещению здесь военных баз.

Но теперь перед военными открывается перспектива в связи с начавшимся уменьшением площади арктических льдов. По мнению ученых, льды будут неуклонно сокращаться. К 2030-2050 годам они станут на 30% тоньше, а их объем уменьшиться за это время, по разным прогнозам, от 15 до 40%. Благодаря этому военно-морские силы получат возможность действовать в Арктике на протяжении значительной части года.

И ВМС США уже инициировали четырёхгодичную программу по изучению последствий исчезновения арктических льдов, чтобы изучить вопрос использования надводных кораблей в этих водах и предложить варианты для функционирования флота в Арктике. «Лёд в этом океане отступает, а мы в ВМС США работаем во всех океанах мира», - говорит в интервью Navy Times контр-адмирал Дэйв Титли.

Здесь подо льдом уже побывали американские подводные лодки. По сообщению Barents Observer, в районе Северного полюса недавно всплыла, пробившись сквозь лёд, субмарина «Техас» - первая американская тактическая АПЛ, задействованная в Арктике.

К северному региону начала проявлять свой интерес и НАТО. «Вы здесь еще не воевали? Тогда мы идем к вам!» Генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен заявляет, что «значение Арктики для Североатлантического альянса возрастает». Перегрелись в Афганистане. Хочется прохлады…

А как еще объяснить тот факт, что спустя менее трех недель после публикации новой арктической стратегии США под названием «Арктический план действий ВМС» (о нем мы расскажем ниже) прошла встреча в Исландии, на которой присутствовали генеральный секретарь НАТО и командующие ее вооруженными силами? Встреча, получившая название «Семинар по перспективам безопасности на Крайнем Севере», поддержала арктическую инициативу Америки. По ее результатам было объявлено, что «Крайний Север потребует в ближайшие годы еще больше внимания со стороны Альянса». Четыре из пяти официальных претендентов на Арктику - США, Канада, Дания и Норвегия, представленные на встрече, - члены-основатели Североатлантического военного блока. Россию не пригласили прислать даже наблюдателей...

Как пишет Daily Telegraph, «четыре из пяти сил, борющихся за Арктику, - члены НАТО, и мы должны быть уверены, что НАТО обладает желанием и возможностями, чтобы не допустить действий России в Арктике, идущих вразрез с международными соглашениями». Таким образом, России приходится иметь дело в Арктике не только с отдельными странами (США, Канада, Норвегия и Дания), но и с единым фронтом государств НАТО.

«НАТО всерьез обдумывает возможность военного присутствия в Арктике», услышал мир из репортажа радиостанции «Голос России». «Альянс рассматривает глобальное потепление и, следовательно, таяние арктических льдов как повод для установления своего присутствия. НАТО видит в этом возможность для своего расширения в Арктику. Принимая во внимание тот факт, что все арктические приморские страны кроме России входят в НАТО, вполне очевидно, кого альянс считает своим соперником в этом регионе».

Соперничество за ресурсы Заполярья может спровоцировать конфликт между Россией и НАТО, предостерег главнокомандующий силами альянса в Европе адмирал Джеймс Ставридис, выступая с лекцией о направлении развития НАТО, прочитанной им в Королевском институте объединенных вооруженных сил (Лондон). По мнению адмирала, возможна также борьба за потенциальные военные базы и торговые пути. Ставридис предрек, что отношения с Россией станут главным аспектом концепции НАТО. Он отметил, что альянсу следует добиться максимального сотрудничества на Крайнем Севере, пишет лондонская The Times.

Недавний Лиссабонский саммит Россия-НАТО породил надежды на то, что открываются возможности разрешать существующие противоречия двух сторон. Только вот при глубоком изучении предлагаемой натовцами «дорожной карты» совместных действий, выясняется, что основной замысел этого «партнерства» в их понимании очень прост. НАТО объявила, что его «северное измерение» «простирается до полюса», а это значит, что на Россию будут давить в вопросе уступки в «арктическом споре» с Данией и Канадой по поводу хребта Ломоносова. И это как минимум. Не исключено, что России придется защищать свои позиции в Арктике также против Евросоюза, который пытается интернационализировать Северный полюс и Антарктиду.

Сейчас Россия, пишет одни из наших ведущих специалистов по Арктике Анатолий Цыганок, стоит перед вопросом: сотрудничество или конфронтация? Либо пойти на заключение межгосударственного соглашения об ограничении военной деятельности и НАТО, и России в Арктике, либо впереди нас ждёт конфронтация.

По словам министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, прозвучавшим на его пресс-конференции по завершению сессии Арктического совета, «мы не планируем увеличение военного присутствия в Арктике, размещение вооруженных сил». Россия не желает конфронтации и не отказывается от международного сотрудничества в Арктике. Россия готова к диалогу.

Однако, предлагаемые НАТО меры сотрудничества пока большее похожи на завуалированное ожидание новых уступок Москвы без стратегической компенсации со стороны альянса. С Горбачевым мы уже это проходили. А давить будут.

Норвегия и Соединённые Штаты уже оспаривают требования федерального закона РФ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации», в соответствии с которым на проход по Северному морскому пути иностранных военных и военно-вспомогательных судов накладываются жесткие ограничения. Такие корабли будут допускаться на трассу СМП только по специальным разрешениям, которые придётся получать в дипломатическом порядке. Продолжение в блоге "Вожделенная Арктика - 2"

Северный полюс, Арктика

Previous post Next post
Up