М.Богданов: Для нас приемлема любая фигура президента Сирии, если она пользуется доверием населения

Nov 01, 2013 00:26

На официальном сайте МИД России опубликован текст интервью спецпредставителя Президента Российской Федерации по Ближнему Востоку, заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации М.Л.Богданова агентству «Блумберг».
29 октября 2013 года
Вопрос: Как Вы оцениваете ход реализации соглашения о ликвидации химического оружия в Сирии? Реально ли, по Вашему мнению, завершить этот процесс к середине 2014 года?
Ответ: Реализация принятого 27 сентября с.г. решения Исполсовета Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в отношении уничтожения химического оружия в Сирии, подкрепленного резолюцией Совета Безопасности ООН 2118, продвигается успешно.
Менее чем за месяц удалось достичь значительных результатов - сотрудниками ОЗХО проинспектировано более половины заявленных сирийцами объектов, полным ходом идет уничтожение оборудования, связанного с программой химических вооружений, и неснаряженных средств доставки.
Необходимо ради объективности отметить, что такие результаты были обеспечены в значительной мере благодаря открытости и готовности к тесному сотрудничеству с ОЗХО и ООН, которые демонстрирует официальный Дамаск.
Считаем вполне реалистичным установленный для Сирии крайний срок ликвидации запасов химоружия к середине 2014 года, разумеется, при условии оказания ей эффективной международной помощи. Важнейший момент - неукоснительное выполнение сирийской вооруженной оппозицией требований резолюции Совета Безопасности ООН 2118, прежде всего, относительно всестороннего содействия персоналу ОЗХО и ООН в ходе выполнения его миссии в Сирии и обеспечения беспрепятственного доступа на объекты.


Вопрос: Как идет подготовка мирных переговоров по Сирии «Женева-2»? Возможно ли провести их, как и планировалось, в середине ноября или подготовка может потребовать больше времени?
Ответ: Российская сторона с американскими партнерами и командой спецпредставителя по Сирии Л.Брахими ведут активную работу по подготовке международной конференции «Женева-2». Все разделяют мнение, что этот форум надо проводить как можно скорее.
Кровопролитный вооруженный конфликт в Сирии каждый день приносит новые человеческие жертвы. Он не имеет силового решения и может быть урегулирован только политико-дипломатическими средствами.
Поэтому важно в максимально сжатый отрезок времени усадить за стол переговоров в Женеве противоборствующие сирийские стороны.
Что касается определения конкретных сроков проведения Женевской конференции, то считаем, что этот вопрос находится в ведении Генерального секретаря ООН Пан Ги Муна. При этом мы подтверждаем: было бы хорошо провести конференцию в Женеве в намеченные сроки, до конца ноября с.г.

Вопрос: Спецпредставитель по Сирии Л.Брахими заявил 17 сентября с.г., что ООН, США и России придется взять на себя инициативу мирного урегулирования ситуации в Сирии, так как противоборствующие стороны в конфликте отказываются вести переговоры. Согласны ли Вы с такой оценкой? Как международное сообщество в лице ООН, США и России сможет способствовать диалогу?
Ответ: Считаем, что судьба Сирии находится в руках сирийского народа. Только сами граждане этой страны через инклюзивный диалог должны решить все накопившиеся проблемы, перевести внутренний вооруженный конфликт в русло политического урегулирования.
Задача членов международного сообщества, включая Россию, которая с самого начала сирийского кризиса в марте 2011 года последовательно проводит принципиальную линию на его разблокирование политико-дипломатическими средствами, заключается, на наш взгляд, в том, чтобы создать для межсирийского диалога благоприятные внешние условия.
По нашей оценке, для того, чтобы противоборствующие стороны могли быстрее начать переговорный процесс, некоторым региональным игрокам необходимо, как минимум, не препятствовать этому, что, к сожалению, сейчас происходит.

Вопрос: Планируются ли прямые переговоры между сирийскими властями и оппозицией или через посредников?
Ответ: Хотел бы отметить, что цель международной конференции по Сирии в Женеве, над подготовкой которой мы сейчас активно работаем с американскими партнерами и командой спецпредставителя по Сирии Л.Брахими, состоит именно в том, чтобы усадить за стол переговоров делегацию правительства Б.Асада и представителей всего спектра сирийской оппозиции, разделяющих положения Женевского коммюнике от 30 июня 2012 года.
Как мы считаем, только сами сирийцы в ходе инклюзивного диалога, который должен быть запущен в Женеве, могут решить весь комплекс проблем, определить будущее своей страны.

Вопрос: Президент Б.Асад заявил, что не исключает выдвижения своей кандидатуры для переизбрания на выборах в следующем году. Является ли это вопросом, который нужно будет обсуждать на переговорах?
Ответ: Мы уже не раз на различных уровнях озвучивали нашу принципиальную позицию на этот счет. Вопрос о том, кто будет президентом Сирии, является исключительным внутренним делом самих сирийцев, только они вправе определять это. Российская Федерация, уважая принципы международного права и положения Устава ООН, никогда не вмешивается во внутренние дела суверенных государств, мы не занимаемся социальной инженерией.
Для нас приемлема любая фигура на посту президента Сирии, если она пользуется должным доверием населения этой страны.

Вопрос: Есть ли прогресс по теме включения Ирана в число участников «Женевы-2»?
Ответ: Думаю, Вам известна наша принципиальная позиция по вопросу участия Ирана в международной конференции по Сирии в Женеве. Мы считаем, что на этом форуме должны обязательно присутствовать те региональные игроки, которые имеют влияние на стороны в сирийском конфликте. К этой категории стран, безусловно, относится Иран, который заявил о своей принципиальной поддержке Женевского коммюнике.
Против подключения Тегерана к усилиям международного сообщества по урегулированию сирийского кризиса в свое время возражали США, мотивируя это тем, что Иран, дескать, является частью сирийской проблемы, а не ее решения. Однако сейчас, насколько мы можем судить, эти жесткие подходы Вашингтона претерпели изменения.
Американские партнеры стали, как представляется, лучше воспринимать доводы российской стороны в пользу участия иранцев в Женевской конференции. Однако точка в этом вопросе еще не поставлена.

Вопрос: Как скоро Россия может вновь открыть свое посольство в Ливии?
Ответ: Как известно, в начале октября с.г. мы полностью эвакуировали из Триполи персонал нашего посольства после того, как на него было совершено вооруженное нападение. Существовала реальная угроза жизни наших людей, ввиду которой нам пришлось пойти на экстренные меры.
С учетом данного опыта возвращение наших дипломатов в Ливию увязано с решением во взаимодействии с ливийскими властями всего комплекса вопросов обеспечения безопасности сотрудников нашего диппредставительства в Триполи. Соответствующие контакты с ливийскими уполномоченными ведомствами ведутся.

Вопрос: Можете ли Вы дать оценку перспектив разрешения иранской ядерной проблемы? Получила ли Россия и другие члены «5+1» новые предложения от Ирана?
Ответ: В работе по урегулированию ситуации вокруг иранской ядерной программы впервые за многие годы появились обнадеживающие признаки. Итоги состоявшегося в Женеве 15-16 октября с.г. первого после избрания нового Президента ИРИ полноформатного раунда переговоров в формате «шестерка»-Иран можно охарактеризовать как вполне положительные.
В Женеве иранцы проявили беспрецедентную открытость, что отметили все участники «шестерки», и представили развернутые разъяснения, на какие ограничения собственной ядерной программы они готовы были бы пойти в обмен на послабление санкционного режима. В ответ со стороны «шестерки» прозвучали подробные комментарии насчет того, что конкретно Тегеран мог бы ожидать взамен в качестве первого шага.
Рассчитываем, что все участники переговорного процесса проявят политическую волю, готовность к компромиссам в ходе следующего полноформатного раунда диалога «шестерка»-Иран в Женеве 7-8 ноября с.г. и предшествующей ему встречи на экспертном уровне. Российская сторона готова к коллективной работе с целью выхода на осязаемые практические результаты.

Вопрос: Выступает ли Россия за снятие всех односторонних санкций против Ирана в обмен на приостановление обогащения урана до 20%?
Ответ: Вопрос сбалансированности разменов и последовательности отмены санкций, в частности введенных в одностороннем порядке США и странами ЕС, будет, наверное, одним из самых сложных в предстоящий период.
Со своей стороны мы неоднократно подчеркивали, что односторонние санкции наносят прямой и явный ущерб не просто экономическому положению Ирана, но и возможности найти надежные решения проблемам, связанным с ИЯП.
У нас есть свое видение окончательного урегулирования, сформулированное руководством России, и мы будем дальше работать над его продвижением. Оно заключается в признании безусловного права Ирана на развитие гражданской ядерной программы, включая право на обогащение, как части неотъемлемых прав этой страны по Договору о нераспространении ядерного оружия, конечно, при условии прояснения всех остающихся вопросов и после постановки такой деятельности под всеобъемлющий контроль МАГАТЭ.
Если такая договоренность будет достигнута, тогда все санкции в полном объеме должны быть сняты.

ядерная программа Ирана, Михаил Богданов, Женева-2, химическое оружие

Previous post Next post
Up