Лавров: задача - времени не терять, усадить за переговоры с правительством Сирии вменяемую оппозицию

Oct 02, 2013 16:07

Выступление и ответы на вопросы СМИ Министра иностранных дел России С.В.Лаврова по итогам подписания Рамочного соглашения о сотрудничестве между МИД России и Генеральным секретариатом Организации исламского сотрудничества.
Москва, 1 октября 2013 года

image Click to view




Сергей Лавров:
"Уважаемые дамы и господа,
Только что мы с Генеральным секретарем Организации исламского сотрудничества (ОИС) г-ном Э.Ихсаноглу подписали Рамочное соглашение о сотрудничестве между МИД России и Генеральным секретариатом ОИС.
Организация исламского сотрудничества или, как она раньше называлась Организация исламская конференция, - наш традиционный партнер по целому ряду ключевых вопросов международной жизни, прежде всего, в том, что касается поиска путей урегулирования конфликтов, борьбы с терроризмом, усилий по формированию эффективных и справедливых основ функционирования мировой экономики. Особо выделю наше взаимное стремление к тому, чтобы укреплять и всячески развивать «Диалог цивилизаций», диалог между культурами и религиями. Мы успешно взаимодействуем с ОИС в ООН.
Особенно хорошо работаем в ЮНЕСКО и Совете ООН по правам человека. Российская Федерация получила статус наблюдателя в ОИС в 2005 г.
В 2008 г. мы открыли Постоянное представительство при Генеральном секретариате Организации и поддерживаем регулярные связи как по этой линии, так и на уровне руководства ОИС, в том числе во время различных международных мероприятий.
Подписанный сегодня документ (Рамочное соглашение) создает прочную юридическую базу для дальнейшего укрепления наших связей по всем направлениям сотрудничества и предусматривает механизм регулярных, ежегодных консультаций по ключевым аспектам двустороннего взаимодействия.
Особое внимание намерены уделять усилиям по гармонизации межкультурных и межконфессиональных отношений, защите и продвижению традиционных нравственных ценностей - общих для всех мировых религий.
Хотел бы от души поздравить всех присутствующих с сегодняшним событием. Уверен, что Соглашение будет способствовать дальнейшему углублению эффективного партнерства между Россией и ОИС.
Г-н Э.Ихсаноглу лично очень многое сделал для укрепления наших связей, стоял у истоков процесса предоставления Российской Федерации статуса наблюдателя и всячески способствовал развитию наших отношений по всем без исключения направлениям. Очень ценим этого мудрого политика, его вклад в развитие нашего взаимодействия.
Хотел бы, пользуясь случаем, вручить г-ну Э.Ихсаноглу почетный знак Министерства иностранных дел Российской Федерации «За вклад в международное сотрудничество»".

Вопрос: Намерена ли Россия инициативно ставить в Совете Безопасности ООН вопрос о выявлении виновных в применении химического оружия близ Дамаска 21 августа с.г.?
С.В.Лавров: Мы заинтересованы в том, чтобы любые сообщения о применении химического оружия расследовались быстро, эффективно беспристрастно, а виновные выявились. В этой связи я уже не раз высказывался о неуместности заявлений, которые некоторые руководители западных государств делали еще задолго до первой поездки инспекторов (ООН) в САР, что им все уже известно и никакие доклады им не нужны, дескать, преступления совершил режим и давайте его наказывать.
Это неправильное поведение.
Это нарушение договоренностей, достигнутых, в том числе на саммите «Группы восьми» в Лох-Эрне в июне с.г., где все восемь лидеров и руководство Евросоюза заявили о необходимости расследовать любые случаи применения химического оружия профессионально и докладывать результаты Совету Безопасности ООН.
Что касается конкретно эпизода 21 августа, то у нас есть основания полагать, что имела место провокация.
Мы исходим также из того, что этот эпизод был не единственным, который должна была расследовать группа О.Сельстрема. Она туда недавно вернулась и заявила, что завершила работу и возвращается в Нью-Йорк.
Как я понимаю, обследовались еще несколько мест предполагаемого применения химического оружия близ Дамаска. По-прежнему группа не посещала окрестности Алеппо, где 19 марта с.г. произошел, как мы в этом убеждены, серьезный инцидент с применением химического оружия, который расследовали российские специалисты.
Мы хотим понять, будет ли доклад миссии полным или неполным, учитывая, что не все районы, которые были обозначены в изначальном мандате, она сумела посетить. Будем ожидать доклада миссии.
Мы проводим и свои собственные действия, чтобы получить максимум информации о том, кто причастен к этим возмутительным выходкам.
Намерены добиваться, чтобы виновные были установлены.
Совет Безопасности ООН является одним из более очевидных мест, где об этом необходимо говорить, разумеется, с использованием всей полноты фактов и свидетельств, которых сейчас множество. В том числе и прежде всего о причастности оппозиции к организации этих провокаций, о причастности заграничных деятелей, так скажем, об использовании территории соседних стран. Все это мы аккумулируем и это известно нашим партнерам - будем добиваться правды.

Вопрос: Удалось ли выйти на конкретные даты по созыву конференции «Женева-2»? Будет ли на нее приглашена вооруженная оппозиция, которая в настоящее время воюет в Сирии?
С.В.Лавров: Относительно конкретных дат, в Нью-Йорке по итогам встречи пятерки постоянных членов Совета Безопасности ООН с Генеральным секретарем ООН было заявлено, что мы рассчитываем созвать эту конференцию в середине ноября с.г.
Что касается представительства оппозиции, то с этим предстоит разобраться.
Мы до недавнего времени полагали, что наши западные партнеры, которые обязались привезти оппозицию на конференцию, смогут это сделать достаточно быстро,- но быстро у них не получилось. Не знаю, удастся ли к середине ноября.
В любом случае мы исходим из того, что записано в резолюции Совета Безопасности ООН, которая была принята в прошлую пятницу. Там сказано, что сирийские стороны на конференции должны быть максимально широко представительны в смысле отражения всего спектра сирийского общества.
Правительство - это очевидная сторона. Что касается представительности оппозиции, то с этим пока большие проблемы - у нас до сих пор нет на этот счет ясности.
Мы слышим, что в дополнение к проблемам, которые имелись ранее у внутренней оппозиции в отношении полномочий «Национальной коалиции революционных сил оппозиции». Сирийская внутренняя оппозиция не соглашалась с радикальными лозунгами «Национальной коалиции».
В дополнение к этим давним проблемам мы слышали, что большая группа полевых командиров недавно объявила, что выходит из подчинения «Национальной коалиции». Есть раскол и в рядах «Свободной сирийской армии».
И пока тянется история с созывом конференции, а это можно было сделать еще год назад, когда было принято Женевское коммюнике и когда наши западные партнеры отказались его одобрять в августе прошлого года в Совете Безопасности ООН, укрепляют влияние радикалы - джихадисты, группы типа «Джабхат ан-Нусра», «Государство Ирака и Леванта» и другие им подобные.
Поэтому сейчас задача состоит в том, чтобы больше времени не терять, а усадить за стол переговоров с правительством тех оппозиционеров, которые вменяемы и которые думают не о том, чтобы создать на территории Сирии халифат, не о том, чтобы просто захватить власть и потом этой властью пользоваться по своему усмотрению, а тех, кто думают о судьбе своей страны, чтобы она оставалась единой, территориально целостной, светской и чтобы в ней комфортно и безопасно жилось всем конфессиональным и этническим группам.
Надеюсь, что такие ответственные деятели на стороне оппозиции найдутся.
Я не исключаю, что и вооруженная оппозиция, если она выступает не с экстремистских и не террористических позиций, вполне может быть представлена (на конференции). Об этом говорил и Президент САР Б.Асад.
Так что, дело за теми, кто на эту оппозицию влияют больше нас. Мы работаем со всеми, но влияют на оппозиционеров, прежде всего, наши западные коллеги и ключевые страны ближневосточного региона.

Женева-2, Сирия, ОИС, сирийская оппозиция, Сергей Лавров, химическое оружие, МИД РФ

Previous post Next post
Up