Россия хочет знать истинную позицию США по созыву "Женевы-2"

Jun 27, 2013 11:40

Прошедшая накануне в Женеве встреча представителей ООН, России и США по подготовке международной конференции по Сирии "Женева-2" стала уже второй.
Как и на предыдущей, сторонам не удалось договориться по ключевым параметрам - составу участников будущей конференции по Сирии и срокам ее проведения.
Тем не менее, в ООН расценили встречу как "конструктивную".
От США в Женеву приехала замгоссекретаря Вэнди Шерман, ООН представлял спецпосланник по Сирии Лахдар Брахими. Российскую делегацию возглавлял замглавы МИД РФ Геннадий Гатилов и спецпредставитель президента РФ по Ближнему Востоку, замглавы российского МИД Михаил Богданов.
По словам Гатилова, вопросы участия всех сторон сирийского конфликта в международной конференции еще согласовываются, США заверили Россию, что продолжают работать в этом направлении с оппозицией.
Гатилов подчеркнул, что для России важно, чтобы сирийская оппозиция на предстоящей конференции в Женеве включала в себя все оппозиционные сирийские группировки.
Кроме того, по его словам, представители России, США и ООН так и не смогли согласовать вопрос участия в предстоящей конференции в Женеве иранской делегации.
"Сроки конференции не определены, потому что те вопросы, о которых я упомянул, они еще не урегулированы", - сказал замглавы МИД.
По данным дипломата, дальнейшие шаги по созыву международной конференции по Сирии обсудят на следующей неделе в Брунее на полях форума АСЕАН глава МИД РФ Сергей Лавров и госсекретарь США Джон Керри.


В день завершения женевских переговоров на сайте МИД России были опубликованы ответы Министра иностранных дел России С.В.Лаврова на вопросы агентства ИТАР-ТАСС прямо по сирийской тематике.
Вопрос: Что Вы ожидаете от предстоящей встречи с Госсекретарем США Дж.Керри?
С.В.Лавров: От встречи с Дж.Керри, которая состоится «на полях» мероприятий в рамках Восточноазиатских саммитов 1-2 июля в Брунее, мы ожидаем большей ясности о том, какова же позиция США в отношении совместной российско-американской инициативы по созыву международной конференции по Сирии.
С одной стороны, эта инициатива была объявлена в Москве. Мы договорились, что будем работать и с Правительством Сирии, и с оппозицией, чтобы обеспечить их согласие на участие в конференции; что будем договариваться о других участниках этого мероприятия.
На данном этапе ситуация выглядит следующим образом.
Сирийское руководство подтвердило готовность направить делегацию на конференцию в Женеве, причем, подчеркнуло, что делает это без предварительных условий.
Оппозиционеры раздроблены - «Национальная коалиция», на которую делают ставку наши западные партнеры и страны Персидского залива, отказывается ехать на конференцию, пока (Президент САР) Б.Асад не ушел и военный баланс на земле не восстановлен. Это огорчает.
Если следовать такой логике, то мы подвергаем сомнению все те принципы, на основе которых созывается форум, а именно - без предварительных условий.
Рассчитываю, что Дж.Керри сможет прояснить подходы США.
Вчера, 25 июня, в Женеве состоялась очередная подготовительная встреча заместителей министров иностранных дел России и США и представителей ООН. На ней ответа на этот вопрос получено не было. Мы даже не смогли договориться, когда сможет состояться очередная встреча в трехстороннем формате - с участием России, США и ООН.
Это - основная тема, которую мы хотели бы обсудить с Дж.Керри. Обсудим, естественно, и другие вопросы наших взаимоотношений, которые в целом развиваются позитивно, но в них есть определенные раздражители.

Вопрос: Новый Президент Ирана, по всей видимости, достаточно открыт для контактов с Западом. Каковы шансы, что Ирану и «шестерке» международных посредников все же удастся в ближайшем будущем прийти к компромиссу и прорывным решениям?
С.В.Лавров: Мы поздравили вновь избранного Президента с победой на демократических выборах, оценили его заявление о стремлении продолжать и углублять сотрудничество с Российской Федерацией.
У нас достаточно серьезная и насыщенная двусторонняя повестка дня и тесная кооперация по вопросам сотрудничества на Каспии, включая подготовку Конвенции о правовом статусе Каспийского моря и интерес решить иранскую ядерную проблему в рамках переговоров Ирана и «шестерки».
До избрания нового президента на этих переговорах наметились позитивные сдвиги, мы хотим их закрепить. С иранской стороны прозвучала готовность предметно обсуждать условия, на которых можно договориться о прекращении обогащения урана до 20%.
Хотим, чтобы в самое ближайшее время после вступления в должность нового Президента ИРИ состоялся очередной полноформатный раунд переговоров «шестерки» с Ираном.

Вопрос: Спецпредставитель ООН по Сирии Л.Брахими весьма пессимистично высказался о перспективах «Женевы-2». Остаются ли оптимистами российские дипломаты, несмотря на итоги вчерашней трехсторонней встречи Россия-США-ООН?
С.В.Лавров: Не думаю, что он высказался слишком пессимистично. Я уже говорил о наших оценках раунда подготовительных консультаций, который состоялся 25 июня с участием нас, Л.Брахими и американцев.
Ясно, что пока мы не видим возможности предложить конкретную дату конференции.
Прежде всего, потому, что оппозиция вообще не готова участвовать в ней без предварительных условий. Здесь мы полагаемся на усилия наших западных партнеров, прежде всего, американцев, которые обязались получить такое согласие от оппозиции.
В скобках замечу, что «Национальная коалиция», которую уговаривают наши западные коллеги, далеко не единственный представитель оппозиционеров. Они есть и внутри Сирии - это Национальный координационный комитет, Высший совет курдов и др. Они также должны быть обязательно представлены в диалоге, который мы хотим завязать.
Разумеется, из внешних игроков должны быть приглашены все соседи Сирии и обязательно Иран как страна, которая наряду со странами Персидского залива, реально и напрямую влияет на ситуацию в САР.

Вопрос: Как долго Э.Сноуден может находиться в российской транзитной зоне? Делал ли он запрос на получение российского гражданства? Может ли Россия оказать ему помощь в оформлении визы и других необходимых документов? Были ли какие-то контакты российских официальных лиц с экс-сотрудником ЦРУ?
С.В.Лавров: Я не могу ничего добавить к тому, что сказал вчера Президент В.В.Путин и я на пресс-конференции по итогам переговоров с моим алжирским коллегой. Исходим из того, что г-н Э.Сноуден, как подчеркнул Президент России В.В.Путин, - свободный человек. У нас нет к нему правовых претензий. Он не нарушал законов Российской Федерации, границу не пересекал, находится в транзитной зоне аэропорта и имеет право вылететь в любом направлении, в котором ему заблагорассудится. И как сказал Президент России, чем скорее это произойдет, тем будет лучше.

сирийский кризис, Женева-2, Геннадий Гатилов, переговоры в Женеве, Сергей Лавров

Previous post Next post
Up