Сергей Лавров: конфликт вокруг Сирии все более приобретает межконфессиональный характер. Это чревато

May 29, 2013 16:30

В МИД РФ прошли переговоры министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова с министрами иностранных дел расширенной «тройки» СЕЛАК - динамично набирающим обороты объединением всех 33 стран Латинской Америки и Карибского бассейна.
По итогам состоялась пресс-конференция, на которой Сергей Лавров, в частности, ответил на вопрос по Сирии.
Вопрос: Сегодня в Женеве проводится заседание Комиссии ООН по правам человека, где, как ожидается, будут критиковать Президента Сирии Б.Асада за то, что на стороне режима воюют наемники. Почему некоторые внешние игроки закрывают глаза на то, что наемники действуют и на стороне оппозиции? Насколько совпадает позиция России и СЕЛАК по вопросу сирийского урегулирования?
С.В.Лавров: С самого начала этого конфликта неоднократно, настойчиво предостерегали от попыток его интернационализации.
Несмотря на это, поток боевиков из заграницы последовательно нарастал, в т.ч. из Ливии, стран Ближнего Востока и Северной Африки, а в последние месяцы и из Европы и других регионов.
Расширялся и поток оружия, которое поступало к боевикам, вооруженной оппозиции, хотя поставки вооружений негосударственным игрокам в соответствии с международным правом являются нелегитимными.
В этой связи упомяну и те решения, которые были приняты вчера Европейским Союзом о непродлении эмбарго на поставки вооружений оппозиции. Они вызывают серьезные вопросы.


Во-первых, как я уже сказал, международным правом поставки вооружений негосударственным игрокам объявлены нелегитимными.
Согласованный недавно проект международного договора по торговле оружием, инициаторами которого выступали Великобритания и ряд других стран-членов ЕС, также фиксирует недопустимость поставок оружия негосударственным субъектам, по крайней мере, без согласия страны, на территории которой они действуют.
Говоря о правовой основе передачи вооружений, в ЕС еще в конце 90-ых годов был принят Кодекс поведения в области экспорта вооружений. В нем подобные поставки напрямую запрещены.
Поэтому объявление эмбарго на то, что запрещено международным правом, включая законодательство ЕС, изначально было двусмысленно, а теперь его отмена делает ситуацию еще более сложной, как минимум, создающей очень серьезные препятствия на пути реализации инициативы созыва международной конференции по Сирии.
Вы упомянули о попытках провести одностороннюю, одиозную резолюцию в Совете по правам человека. Недавно такая резолюция была принята Генеральной Ассамблеей ООН.
Хотя число ее сторонников по сравнению с прошлым годом сократилось почти на 30 государств, тем не менее, ее принятие и настойчивость в продвижении, которую продемонстрировали, в частности, некоторые страны Персидского залива, для нас однозначно означает попытку создать сложности на пути реализации российско-американской инициативы, потому что резолюция ГА ООН была активирована сразу после согласования нашей совместной инициативы, о которой было объявлено во время визита Дж.Керри в Москву 7 мая с.г.
Сейчас то же самое пытаются сделать в Совете по правам человека.
К моему огромному изумлению, мы узнали, что помимо соавторов этой резолюции (Катар и Турция) делегация США также самым активным образом продвигает эту совсем не полезную затею.
Находясь в Париже, я обратил внимание Дж.Керри на это. Оказалось, что он был не в курсе сложившейся ситуации и обещал разобраться. Не знаю, удалось ли ему это сделать или нет.
«Национальная коалиция» представляет далеко не всех сирийцев, есть те, кто работает внутри Сирии, никогда не покидал эту страну и переживал со своим народом все происходящее в САР.
«Национальная коалиция» в подавляющем большинстве состоит из эмигрантов, которые уже многие годы живут в Европе или где-то еще. Получается, что сейчас они были «призваны» на дело смены режима.
Обо всем этом мы откровенно говорили с Дж.Керри, Л.Фабиусом, другими коллегами в Европе, Персидском заливе и турецкими партнерами. Пытаемся их убедить, что любые односторонние действия лишь затрудняют поиск политического урегулирования.
Если мы все ему привержены (а именно такие слова все произносят), то нужно избегать односторонних «спойлеров» и сделать все, чтобы убедить оппозиционеров сесть за стол переговоров без каких-либо предварительных условий, обеспечив полноценное представительство всех групп сирийской оппозиции, включая внутреннюю, и полноценное представительство внешних игроков, к числу которых обязательно надо отнести Иран и всех арабских соседей САР.
Что касается наемников, воюющих на стороне режима, то организация «Хизбалла» не скрывает, и ее лидер публично заявил, что комбатанты из этого шиитского движения направлены в Сирию, как было подчеркнуто, для защиты шиитов, алавитов и шиитских святынь, которые регулярно подвергаются угрозам разрушения и нападения со стороны боевиков.
И об этом мы предупреждали.
Уже длительное время конфликт все более уверенно приобретает межконфессиональный характер. Это чревато углублением противоречий внутри исламского мира и серьезными угрозами для немусульманских групп - христиан, друзов, курдов и многих других.
Поэтому никакого другого пути кроме созыва конференции мы не видим.
Но надо, чтобы все работали честно и не допускали двойных стандартов. Нельзя на словах выступать за конференцию и поддерживать эту инициативу, а на деле предпринимать шаги, которые, по сути дела, нацелены на подрыв этого предложения.

Хизбалла, сирийский кризис, Женева-2, конфессии, Сергей Лавров

Previous post Next post
Up