Jan 16, 2009 17:13
Когда начала работать в кино, изучила уйму проф. лит-ры для сдачи "экзамена" ген.продюсеру.
Вот мой конспект, может, кому-нибудь пригодится.
Определение.
Кинопроизводство - это процесс создания кинофильма от момента возникновения идеи фильма до его реализации и поступления к зрителю.
Делится на 4 этапа:
1. Сценарный / Development
2. Подготовительный
3. Съемочный / Production
4. МТП / Post-production
+ тиражирование и прокат.
Продюсер.
Как правило, у истоков фильма стоит продюсер, или продюсерская компания.
Продюсер управляет и контролирует все аспекты кинопроизводства, в т.ч. творческие, технологические, финансовые, административные. Их основной задачей является поиск источников финансирования кинопроекта. Необходимо найти такие частные фирмы или государственные структуры, которые были бы заинтересованы в данных инвестициях. Продюсер часто сам выбирает или заказывает сценарий, приглашает режиссера, участвует в подборе актеров (кастинге), художника и т. д. В его профессиональную компетенцию входит изучение зрительского интереса, на основе чего он и выстраивает стратегию своей деятельности.
В задачи продюсера входит:
1. выбрать тему (оригинальную или экранизации);
2. обеспечить финансирование;
3. преобразовать идею в сценарий;
4. составить бизнес-план;
5. оформить договор с киностудией;
6. сформировать съемочную группу;
7. создать постановочный проект фильма;
8. определить стратегию маркетинга;
9. контролировать текущий материал;
10. понимать в искусстве монтажа;
11. отвечать за историческую и фактическую достоверность;
12. разбираться в проблемах авторского права;
13. организовать прокат;
14. анализировать законченный производством фильм;
15. оценивать вторичные рынки.
Исполнительный продюсер.
Отвечает за соблюдением плана производства и расхода средств. В связи с этим в задачи исполнительного продюсера входит контроль деятельности других продюсеров (линейных, функциональных и т.д.). Вовлечен во все этапы производства.
Креативный продюсер.
В отличие от линейного продюсера вовлечен во все этапы производства, включая выбор киносценариста и работу с ним, назначение актеров, редактирование, выбор композитора. В течение производственного процесса этот человек отвечает перед производственной компанией или студией за то, чтобы фильм не вышел за рамки бюджета, и является связующим звеном между студией и режиссером.
Линейный продюсер.
В фильмах с большим параллельно работают два человека: директор картины и линейный продюсер. Естественно, что линейный продюсер выступает в роли менеджера-супервайзера и ответствен за то, чтобы оптимизировать эффективность доступных финансовых средств.
Обычно линейный продюсер отвечает за отдельный участок производства.
Помощник продюсера (associate producer).
Выполняет функции, делегированные продюсером. Эта должность подразумевает огромный круг обязанностей, но обычно помощник продюсера именно помогает продюсеру. В некоторых случаях, особенно в Европе, помощник продюсера может фактически выполнять функции обычного линейного продюсера. Иногда обязанности помощника продюсера возлагаются на директора картины или второго режиссера.
Сценарный период.
1. Приобретение прав на готовый сценарий, либо опцион, что позволит найти за это время финансирование.
2. Бизнес-план и поиск инвестора.
- убедить, что деньги вернуться и будет прибыль;
- раскрыть тему сценария, почему она интересна и актуальна;
- сумма вложений;
- сроки отвлечения и возврата средств;
- порядок их перечисления;
- механизм распределения коммерческой прибыли и ее величина.
3. Выбор режиссера и написание окончательного варианта сценария.
4. Написание киносценария режиссером:
- место действия;
- перечисляются персонажи;
- мизансцены;
- драматургическая разработка ведется по сценам и эпизодам;
- производственная - по съемочным объектам;
- кол-во объектов, число экспедиций, кол-во участников массовых сцен, время года натурных съемок;
- каждая новая сцена начинается с новой страницы.
5. Таблица сводных данных о количестве объектов, который сгруппированы по видам съемок.
6. Параллельно с пн. 4 подбор основного состава съемочной группы: оператор, художник, директор картины и второго режиссера.
Подготовительный период.
1. Режиссерский сценарий - руководство съемочной группы.
- разбито на кадры;
- метраж;
- диалог;
- время съемки;
- важное звуковое сопровождение;
- операторская и осветительная техника.
2. Раскадровка.
3. Съемочные карты (режиссер, художник, оператор):
- мизансцены;
- схема расстановки света;
- список операторской техники;
- планировка декораций;
- топографический план натурного объекта с обозначением точек съемки, фокусного расстояния объектива и угла зрения.
4. Монтажно-технические разработки:
- место и вид съемок;
- характер декораций;
- полезный метраж (павильон - 60-90, натура - летом - 35-50, зимой - 20-40, интерьер - 40-70);
- кол-во актеров, массовых сцен;
- перечень необходимых костюмов, мебели, реквизита и тех.средств.
5. Звуковая экспликация фильм.
6. Подбор актеров - режиссерская команда (3-4 человека). Фото- и кинопробы. После тщательного отбора - разговор с режиссером.
- директор картины должен провести «разведку» о занятости актера;
- утвердить актеров за месяц до начала съемок;
- заключить контракт, переговорить с киногруппой или театром;
- пошить костюмы;
- утвердить рисунок грима;
- репетиции.
7. КПП (как только есть точные сроки финансирования) - второй режиссер и директор картины. За выполнение отвечают продюсер, директор, режиссер. Учитывать:
- наличие утвержденного режиссерского сценария;
- даты студийных павильонов;
- игровой реквизит (корабли, самолеты);
- график занятости актеров.
8. Формирование съемочной группы.
9. Подбор техперсонала.
10. Выбор киностудии. Главный критерий - стоимость услуг. (режиссерский сценарий, лимит затрат и КПП),
11. Поиск натуры. Есть агентства. Источник - фотоархивы музеев и кинофонды студий.
- оператор - освещение;
- художник - исправление;
- режиссер - соответствие;
- директор - база, гостиница и.т.д.
12. Генеральная смета (на основе режиссерского сценария, КПП, монтажно-технических разработок и мест натурных съемок).
13. Изобразительное решение фильма:
- эскизы декораций; утверждение, расчет стоимость на постройку - либо поиск уже существующего (директор);
- эскизы костюмов;
- эскизы грима; видеопробы.
14. Подготовка экспедиций:
- разбить все кадры на типы погоды;
- сдать заявки на отправку группы и техники;
- заказать деньги;
- заказать транспорт;
- инструктаж по технике безопасности.
15. Параллельно с пн.9 - репетиции, важно и техническая часть - вместо с оператором, разметка движения актера перед камерой и т.д.
16. Постановочный проект:
1. режиссерский сценарий;
2. КПП;
3. генеральная смета;
4. резюме участников проекта;
5. раскадровка;
6. фотоальбом утвержденных натурных мест;
7. эскизы декорации (либо предполагаемых интерьеров);
8. эскизы костюмов, договоры, сроки пошива костюмов и т.д.;
9. финансовые договора;
10. съемочные карты, раскадровки, монтажно-технические разработки, звуковая экспликация;
11. список сценическо-постановочных средств, изготавливаемых вне студии;
12. рекламный пакет, смета на рекламу;
13. перечень готовности первоочередных объектов
14. Договора с участниками;
15. Финансовые договора.
Съемочный период.
Съемочный период является самым трудоемким и дорогостоящим периодом производства фильма.
Один из важнейших моментов - это соблюдение плана и порядка, что означает дисциплинированность. Только таким образом можно контролировать процесс и бюджет.
Павильон.
Это самый простой по организации и дешевый вид съемок. Отсутствие непредсказуемых факторов: погода, задержка транспорта.
Преимущества: одновременно есть гримерные, костюмерные, складские и реквизиторские, операторская кабинка и т.д.
Интерьер.
Бывает дешевле, но аренда театров и музеев иногда бывает очень дорогой.
Натурная студийная площадка.
Это специальное место на территории студии или за городом, куда переносятся опасные и каскадерские съемки, и где можно построить натурные декорации (выдуманные улицы и т.д.).
Экономически выгодно, потому что обычно рядом есть все.
Натура.
Важно: разрешение на съемку, электроэнергия или лихтваген, склад для аппаратуры и реквизита.
Комфорт: столы, стулья, зонты. Если далеко, то буфет.
Экспедиционная натура.
Самый сложный вид съемок.
- разрешение и погода;
- проживание и питание; визы и т.д.
- помещение;
- охрана;
- транспорт;
- аппаратура и массовка - преимущественно местная.
Монтажно-тонировочный период.
Черновой монтаж проводится в съемочном периоде. Используются все простои для отбора дублей.
Сразу после окончания съемок начинается монтаж:
- монтаж видеоряда;
- монтаж диалогов и звуковых эффектов;
- музыкальное озвучивание и монтаж;
- аудиомикшироваие;
- создание титров и оптических эффектов;
- монтаж негатива;
- печать.
Сдача фильма и получение прокатного удостоверения.
Изготовление исходных материалов и сопроводительные документы (паспорт тех.характеристик, монтажные листы, акты и др.).
Прокат.
- кинотеатры;
- ТВ;
- DVD.
PR и реклама.
Презентация проекта начинается с момента, когда готов постановочный проект.
- СМИ
- Наружка
- Почтовая реклама
- Транспорт в метро
- В местах продажи
- Печатная реклама и др.
Организация пресс-конференций и премьерного показа.
Пресс-релиз и мировые продажи.