Навеяно наблюдениями за другими родителями во время прогулок с Яной.
Судя по поведению многих из них, они, в контексте воспитания, боятся двух вещей: что их дети вырастут а) невежливыми и б) жадными.
Чтобы человек не дай бог не вырос невежливым, его сразу после слов “мама” и “папа” начинают учить ритуальным “здравствуйте/досвидания” (то есть при каждом подходящем случае начинают говорить: “Скажи “до свидания”. “До свидания” скажи. Катя (Олег, Саша), скажи “До свидания!”, а также “поздоровайся с дядей” и прочие варианты).
Сам же он ни за что и никогда этому не научится, правда? Разумеется, научится. Просто родителям почему-то хочется, чтобы ребёнок был “вежливым” уже в 2 года.
А ещё потом добавляется в школе (а у кого-то - с детского сада), что со старшими надо всегда здороваться. Со стороны выглядит несколько дико, когда учительница идёт по коридору, а с ней класс за классом дети здороваются. Это напоминает коллективное “ку” перед четланином в малиновых штанах и, разумеется, никакого отношения к вежливости не имеет. Так же как поклоны перед королём, например. Для учителя эти коллективные “здрасьте” - это подтверждение его статуса старшего. Мне кажется, учителя даже не обращают внимания, кто с ними поздоровался.
Но это ладно.
С жадностью всё серьёзнее. Если чужой ребёнок подошёл к твоему ребёнку, а дочка/сыночек не хочет делиться лопаткой/ведёрком/велосипедом, обязательно надо вмешаться, взять у своего ребёнка вещь и отдать чужому. “Ну ладно, чего ты? Он же вернёт. Ты потом ещё сможешь покататься/покопать. Чего ты такой жадный?”.
Я такое поведение наблюдаю давно, задолго до появления Яны. И сдаётся мне (и не только мне), что родители совершают большую ошибку таким поведением, и собственно слово "жадный" тут постольку-поскольку.
Вы можете себе представить, чтобы к вам подошёл чужой человек и сказал: “Дай покататься на машине”? А вокруг все такие: “Ну дай, чего ты. Он же покатается и вернёт”. Бред? Разумеется.
“Ну, это же машина!” - скажут мне. Ну да, я в курсе, и что? Чем отличается право собственности на машину от его же на книгу или ручку? Почему машину не дать - это нормально, а не дать ведёрко - это неправильно? Вот попробуйте объяснить ребёнку (или даже взрослому - мне, например), в чём отличие прав собственности на эти вещи (внимание: не вещей, а прав на них).
Кто такой собственник? Как определить, чья вещь, кому она принадлежит? Если отложить в сторону законы, то собственник вещи - это тот, кто определяет её судьбу. Тот, кто решает, кому её можно отдать и когда забрать, как ею пользоваться или не пользоваться, хранить или выкинуть, относиться бережно или сломать нафиг. За кем последнее слово по этому поводу - то и есть фактический собственник вещи.
И вот ребёнку, с одной стороны, говорят, что ведёрко - его, но на самом деле он не может решать, кому и когда его дать, и давать ли вообще. А кто решает? А решает, судя по поведению родителей, тот, кто попросил. Он попросил, а ты не можешь отказать, не имеешь права.
Чья это всё-таки вещь - твоего ребёнка или того, кто попросил? Почему просьба вдруг имеет силу приказа, который нельзя не выполнить? Почему вы у ребёнка отнимаете право сказать “нет”? Это невежливо? Ой ты, батюшки, какие мы нежные. Отбирать право собственности ради того, чтобы его не назвали жадиной (в первую очередь вы сами, кстати) - это пять баллов.
Как ребёнок может на деле почувствовать, ощутить, испытать право собственности, если не через отказ? Как он может убедиться, что именно ОН решает судьбу вещи?
Думаете, так и вырастет жадиной? Не вырастет. Ребёнку важно не столько то, чтобы вещь осталась у него (хотя и это тоже), сколько важно убедиться, что его решения по поводу вещи имеют силу. Ему важно понимать, что именно ОН в этом смысле главный. Практика многих родителей показывает, что “жадность” со временем проходит сама.
Если же ребёнок не проживёт естественным образом этот период “жадности”, он потом долго (возможно, всю жизнь) будет пытаться себе доказать право на “нет”.
Либо вы его всё-таки продавите, выдрессируете, что отказывать нельзя, а потом будете удивляться, что все ему на шею садятся: “Сказал бы “нет”, да и всё. Чего он такой безотказный? Почему делает всё, о чём бы его не попросили? Почему уступает?”
Дык вы его сами и научили, что раз попросили, надо просьбу уважить - отдать, поделиться. Правда же, ему очень пригодилось такое воспитание?