Купцы Горины. Меценаты Белозерска.

Feb 08, 2016 15:18

Вот такое письмо мне прислала Екатерина (ekaterina_g76) из Санкт-Петербурга около года назад (оригинал переписки можно увидеть в комментариях в моем ЖЖ http://seredina77.livejournal.com/15044.html)

"Добрый день, Сергей!
Хотим поделиться с Вами той скудной информацией, которая имеется у нас о роде Гориных. Со слов бабушки Вадима Горина (моего мужа) Индрик Веры Владимировны (г.р. 1895-1990)-жены Горина Ивана Михайловича (г.р. 1883-1957). "У Ивана Михайловича Горина прадед был простым рабочим , таскал мешки с солью на баржи в г.Белозерске, но потом где-то нашел клад, разбогател и стал купцом. Отец Горина Ивана Михайловича (г.р. 1883) Михаил Горин был богат. Зашел к портному заказывать фрак к свадьбе, увидел дочь портного-рыжую и зеленоглазую красавицу и женился на ней (Лукерья). У них было 6 детей: Михаил, Вера, Елизавета, Яков, Надежда, Иван. Родители Ивана Михайловича Горина (Михаил и Лукерья) умерли в эпидемию холеры, а в городе Белозерске до сих пор должна быть церковь Гориных." Мой муж Вадим Горин является внуком Ивана Михайловича Горина и Веры Владимировны Индрик.
Имеются их фотографии, которые в данный момент находятся в г.Ростов-на-Дону у дочери Ивана Михайловича и Веры Владимировны. По-возможности постараемся их прислать.
На сегодняшний день в возрасте 90 лет жива и здорова внучка Михаила Горина, дочь Ивана Михайловича и мама моего мужа Вадима Горина Ираида Ивановна Горина (г.р. 1924)и ее родная сестра Людмила (г.р.1933, проживающая в г.Ростов-на-Дону.
С уважением, Екатерина."



Из письма Екатерины видно, что имена Иван и Михаил были в роду Гориных весьма популярны.

Екатерина прислала мне ещё и ссылку на источник, в котором приводится текст надписи на могильном камне с захоронения И.М.Горина на бывшем городском кладбище Белозерска, которое находилось у стен храма Спаса-на-горе. Вот, какая эпитафия: «Сей памятникъ покрылъ тѣло не превознесеннаго пышностiю и блескомъ, но украшеннаго добродѣтелiю человѣка, съ самыхъ юныхъ лѣтъ до послѣдняго вздоха пребылъ онъ добрымъ въ душѣ, вѣрнымъ въ обязанностяхъ своихъ, съ упованiемъ на Бога исполняя весь священный долгъ христiанина, смиренно приближился къ разрушенiю бытiя своего и оставилъ не только неутѣшное о себѣ воспоминанiе, но извлекъ чистую слезу каждаго, кто его зналъ. Не пышность славы, блескъ пустой сей хладный мраморъ покрываетъ, не то, что чтимо суетой, на мѣстѣ семъ опочиваетъ, но истинная добродѣтель здѣсь обрѣла себѣ покой, котору Ты, Творецъ, Содѣтель, въ селеньяхъ горнихъ упокой. Въ надеждѣ воскресенiя здѣсь лежащему Бѣлозерскому 1-й гильдiи купцу Ивану Михайлову Большому Горину, жившему въ христiанскихъ добродѣтеляхъ 52 года, 8 мѣсяцовъ и 21 день, а къ чувствительному огорченiю рода своего скончавшемуся въ Бѣлозерскѣ 1808 года iюля 11-го дня, ему же да будетъ вѣчная память. Сей печали знакъ положили сердечно сѣтующая супруга и дѣти, оплакивая горестную его кончину. На семъ мѣстѣ мирно покоится прахъ трехъ почтенныхъ братьевъ, соорудившихъ собственнымъ иждивенiемъ благолѣпный храмъ Живоначальныя Троицы. Окончанiе его и украшенiе утварью они, отходя къ вѣчнымъ обителямъ, предоставили попеченiю дѣтей, свято сохраняющихъ благую волю отцовъ своихъ» (Бѣлозерскъ, город. кладбище)." (http://is-tok.ru/publ/nekropol/nekropol/provincialnyj_nekropol_gor_gr/28-1-0-237).

Упоминаемый в письме Екатерины прадед Ивана Михайловича Горина (1883 г.р.), который клад нашел - получается тот самый Иван Михайлович, что был купцом 1-й гильдии, по заказу и на деньги которого строился Иоанно-Предтеченский (Троицкий) храм (вместе со своими двумя братьями), о чем гласит надпись на могильном камне, иконостас Преображенского собора... Тот самый, кто имел на правах аренды мельницу на р.Воздвиженке (р.Выкса), о которой писал Петр Иванович Челищев в своих дневниках "Путешествие по северу России в 1791 году" (Но про мельницу на Воздвиженке - будет другая история, попозже).

Ю. А. Смирнов в материале "Белозерская городская дума. Обзор документов архивного фонда"
(http://www.booksite.ru/fulltext/2be/loz/erye/30.htm Альманах "Белозерье" вып.1) писал: "Открытие Белозерской городской думы состоялось 26 января 1813 года. В первом думском заседании участвовали белозерский городничий, бургомистр и двое избранных городским обществом гласных. С 18 мая с приведением к присяге вновь избранного городского головы купца Михаила Ивановича Горина дума начала работу в полном составе. До 1813 года решение вопросов, находившихся в компетенции городской думы, распределялось между городским головой, городовым магистратом и городническим правлением.". Отсюда следует, что Михаил Иванович Горин (один из трех сыновей Ивана Михайловича, были ещё Фёдор и Дмитрий) в 1813 году был избран городским Головой.

Далее, читая Ю.А.Смирнова, видим: "Основная масса белозерских купцов принадлежала к 3-й гильдии, во 2-й гильдии состояли 1-2 (редко 3) купца, а купеческие капиталы, соответствовавшие 1-й гильдии, явление для Белозерска первой половины XIX века очень редкое. Из известных нам двух первостатейных купцов один, Горин, быстро разорился и перешел во 2-ю гильдию, а другой, Шадрин, хотя и был тесно связан с Белозерском, а одно время даже избирался городским головой, но числился купцом другого города.". (Почему-то купец Федор Алексеевич Сукин в список первостатейных купцов не попал...). Тут нет привязки по времени, когда разорился и перешел из 1-й гильдии во вторую купец Горин, и кто из Гориных имелся ввиду не понятно.

И.Вишняков в статье 1966 года, собранной в альбоме №1 А.Г.Лапина (белозерского краеведа, после смерти А.Г.Лапина альбомы были переданы в библиотеку г.Белозерск, там они находятся в настоящее время), писал: "В старое время на ней (между нынешними улицами 50 лет Октября и 3 Интернационала) стоял большой каменный особняк - дворец местного богача Горина. 29 августа 1832 года купца постигло несчастье: на Белом озере в сильную бурю 42 груженых судна, принадлежавших ему утонуло. С расстройства он скончался." 29 августа 1832 года... - это явно не про Ивана Михайловича (старшего), "строившего церковь", т.к. на основании данных с могильной плиты он скончался в 1808 году....

А изображение купеческого особняка, к сожалению, очень мелкое сохранилось всего на пока единственной обнаруженной фотографии.



http://photoarchive.spb.ru/showObject.do?object=2001889653&language=1 Фотография эта Архивом кино-фотодокументов в Санкт-Петербурге датирована 1865 годом (Шифр П352сн. Вид на город с вала древнего укрепления. Дата съемки 1865. Место съемки: Новгородская губ./Белозерск г.).

Дальше у Ю.А.Смирнова тоже есть интересные извлечения из думского архива: "... только в 1820 году во время посещения Белозерска новгородским губернатором белозерские купцы Иван Игнатьевич Шадрин, Михаил Горин и Яков Локтев вызвались начать строительство "одной от северной стороны 2-й колонны торгового ряда". Три года ушло на отведение места, получение официального одобрения губернских властей и заготовку необходимых материалов. К 1824 году относится прошение белозерского купца 2-й гильдии Алексея Ивановича Шадрина (8) о разрешении приступить к строительству.". Получается, что торговые ряды, которые находились на месте теперь уже тоже бывшего "Универмага" строились при участии семьи Гориных.

Опять же у Ю.А.Смирнова читаем: "Среди наиболее крупных жертвователей необходимо назвать ...; купцов Михаила, Федора и Дмитрия Ивановичей Гориных, подаривших в 1806 году каменный дом под Белозерское уездное училище, а позже еще и 700 рублей (500 - на поддержание училищного дома и 200 - по случаю испытания их детей при поступлении в училище) (ГАВО Д. 666. .Л. 10.). Еще один дом был подарен ими для духовного училища. Кроме того, на средства Гориных был покрыт железом Преображенский собор, а городская Свято-Троицкая церковь, заложенная их отцом, украшена "сверх церковных утварей стенным писанием (ГАВО Д. 607. Л. 22.)".

Еще о благотворительности Михаила Ивановича Горина из документов думского архива: "В 1826 году белозерский городской голова А. И. Шадрин вместе с другими представителями города был приглашен в Новгород для сопровождения тела скончавшегося императора Александра I. Там же в порыве верноподданнических чувств он предложил новгородскому губернатору построить в Белозерске общественную богадельню "с наименованием ее из благоговения к достопамятному имени незабвенного усопшего Александровской" для содержания в ней не менее 4 человек. В подписке на сбор средств для строительства богадельни приняли участие 58 горожан. Самые крупные пожертвования сделали, кроме самого Шадрина, купец Михаил Иванович Горин - 100 рублей и купчиха Ирина Фокична Локтева - 200 рублей. Остальные подписались на суммы от одного до 25 рублей.".

Я предполагаю, что упомянутые в статье И.Вишнякова утонувшие 42 судна 29 августа 1832 года принадлежали Михаилу Ивановичу Горину, и, судя по всему, он же - тот самый купец Горин, скончавшийся "от расстройства" (по И.Вишнякову). Линия родства мужа Екатерины, я полагаю, восходит к Михаилу Горину.

Вот пока, что по белозерским купцам Гориным мне удалось собрать. Об их особняке пока известно только то, что в своей уже упомянутой статье написал И.Вишняков: «Дом постепенно стал разрушаться. Обветшавшее здание, наконец, было разобрано, из его кирпича построили несколько городских домов.».

Я хочу поблагодарить Екатерину за информацию о роде Гориных, в истории которого были столь замечательные люди. И очень надеюсь на продолжение взаимообмена информацией.

Белозерск, 2016 год, истории в лицах

Previous post
Up