Воскрешение Белозерских храмов.

Apr 28, 2010 12:40

Год назад в своём посте о белозерском краеведе Верещагине Михаиле Ивановиче я писал о том, что ещё в 2008 году он начал реализацию большого проекта по созданию к 1150 летию Белозерска масштабных макетов всех городских храмов, которые были в городе на рубеже XIX-XX веков. В городе тогда насчитывалось 17 храмов. Не все храмы дошли до наших дней, ( Read more... )

простые люди, Белозерск, 2009 год, Вологодская обл., музеи, фото

Leave a comment

seredina77 August 17 2010, 05:32:43 UTC
Вячеслав, здравствуйте.

Вот к нашему разговору ещё нарыл немного информации:

"... Мы упомянули несколько о влиянии монастыря Николаевского на жизнь церковно-служителей Ковскаго прихода. Это заставляет сказать о монастыре, тем более, что всё прежде бывшее монатырское, теперь сделалось Сретенским достоянием. - Приход Ковжа стоит на месте и на угодиях Николаевского монастыря. Монастырь Николаевский, как можно судить по копии с грамоты царя Михаила Фёдоровича, находящейся в архиве Ковской церкви, основан игумном Ростовского Борисоглебского монастыря Петром и затворником старцем Иринархом, но время основания его неизвестно... Причина, по которой был основан монастырь, можно предполагать следующая: Ростовскому Борисоглебскому монастырю, по делам земли и рыбной ловли, нужно же было иметь кого либо постоянно на устье реки Ковжи, кто бы наблюдал за его владениями; для этого построены были братския кельи; и так как монашествующим неприлично было жить без храма, как и вообще подворью известнаго богатаго монастыря, то для этого и был выстроен храм святителя Николая. Об этом храме ничего особенного нельзя сказать, кроме того, что был расположен в нижнем этаже деревяннаго монастырскаго храма Воскресения Христова и за ветхостью своею, по резолюции Митрополита Серафима, уже после того как монастырь был обращён в приходскую церковь, уничтожен. Теперь он в совершенном запустеньи. Храм воскресения Христова, замечательный как по своей внешности, выстроенной столпообразно, и служащий как бы маяком для плывущий по Белому озеру к устю реки Ковжи, так и по внутренней скромной отделке с древнею живописью, освящён был в 1684 году, или 7192 года от сотворения мира. И теперь в этом храме хранится настоятельское место, находящееся подле правого клироса церкви...."
Это цетата из Новгородского Сборника под редакцией Богословского 1865 года издания (http://www.reglib.natm.ru/book/book_19/page.html?num=0140)

Получается вот какая "петрушка":
1)Никольский храм был уничтожен ещё до 1865 года; Значит на фото П-Г, если снята Ковжа, то не Никольский храм, а Воскресенский.
2)Воскресенский храм, судя по цетате из Новгородского Сборника, был деревянным, а на фото П-Г храм явно каменный. Об этом наиболее выразительно говорит круглая форма апсиды алтаря - такую форму делали у каменных храмов; у деревянных храмов алтарные апсиды делали гранёными. Что-то описанная в НС "столповатость" Воскресенского храма не очень вяжется с явной "кубоватостью" храма с фотографии. Но судя по фотографии, на опознаваемый нами храм деревянное зодчество отложило свой отпечаток, как например, шатровая форма навершия колокольни, да и тонкий барабанчик центральной главы, скорее всего, выполнен из дерева с нарисованными оконными проёмами. такой приём экономии достаточно часто встречается на храмах Белозерья (и не только Белозерья). Между датами описания Новгородского Сборника и визитом П-Г около полувека. На фото П-Г храм выглядит очень новым или обновлённым (после ремонта или реконструкции). Допускаю, что за период между 1865 и 1910 годом Воскресенский храм мог быть пересторен вместо деревянного в каменный, ведь на момент описания в НС храму было уже почти два века, а для деревянного храма это возраст.

Вот такие мысли соображения меня, Вячеслав, посетили. Надо будет ещё поискать информации о Воскресенском храме, перестраивали его когда-нибудь или нет?... В общем, как говорится: "Дело ясное, что дело тёмное!":)
"Будем искать!"© Ю.Никулин "Брильянтовая рука"

С уважением,
Сергей

Reply

oldcolor August 17 2010, 07:39:21 UTC
Приветствую, Сергей! Спасибо за интересную информацию. Я не являюсь экспертом по истории русской церковной архитектуры, но, по-моему, храм на снимке ПГ явно барочный, эдак последних десятилетий 18 века. К тому времени монастырь был уже упразднен и строить второй каменный храм в небольшом селе не было видимых причин. Тем более, после 1865 г. В Ковже было, если не ошибаюсь, несколько более полусотни дворов.
На сайте "Храмы России" написано, что у Никольской церкви второй престол Воскресенский. Из-за множественности названий престолов часто бывает путаница с названиями церквей.
Кстати, на том же сайте "Храмы России" написано, что Сретенская церковь 1800 г. постройки, но я вижу в руинах чисто барочный вариант восьмерка на четверике, к тому же в Сети есть данные, что каменная Сретенская церковь в Ковже упоминается с 1780 г., что ближе к истине.

Reply

seredina77 August 17 2010, 11:34:32 UTC
Вячеслав, на сайте "Храмы России" могла закрасться небольшая ошибочка, которая заключается в следующем: В Белозерье часто встречается, что церкви называют не по главному престолу, а по более чтимому. В данном случае, видимо, есть такой случай.
Николай Чудотворец на Руси и в частности в Белозерье очень почитался изстари у путешествующих по неспокойным водам Белого озера, также очень почитался и у Белозерских купцов. Об этом Вы можете прочитать в том же Новгородском Сборнике по ссылке, которую я вам давал. Там также написано, что особенно в период навигации купцы, коих было очень много, едущие торговать в Питер и обратно, после или перед прохождением Белого озера, отличавшегося своим тяжёлым нравом, заказывали в Ковже молебны в честь Николая Чудотворца, как покровителя путешественников, моряков, рыбаков и т.д.
Также вот что ещё известно, что в Ковженский приход входиле и деревня Орлово, а это ещё пара-тройка десятков дворов.
Исходя из примерно 70-80 дворов постоянных прихожан, да ещё и массовые наплывы посетителей (не только купцы, но и команды судов) в периоды навигации, я вполне допускаю, что одной церкви могло и не хватать, чтобы вместить всех желающих, тем более, что Сретенская церквовь имеет не очень-то большие размеры, да и та что на фото тоже гигантоманией не страдает.

Резюме у меня следующее: вопросов много, надо искать ответы.

Reply

oldcolor August 17 2010, 08:05:42 UTC
Сергей, пользуясь случаем, хотел задать ещё один вопрос. Недавно я обнаружил на сайте ЦГАКФФД уникальные снимки Белозерска и окрестностей 1865 г. некоторые из которых почти повторяют ракурсы у ПГ:
http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001889637
http://photoarchive.spb.ru:9090/www/showChildObjects.do?object=2001889653
Выложены в очень плохом разрешении и вдобавок изуродованы вотермарками.На сайте указаны расценки за копирование таких снимков - что-то около 800 руб. за штуку. Вам они не встречались?

Reply

seredina77 August 17 2010, 11:43:17 UTC
Что-то не хочет мне ИнтернетЭксплорер (на работе стоит) открывать ссылочки. Попробую Мазилой и Оперой из дома открыть.
Вячеслав, я Вам в личку сейчас вышлю свой электронный адрес, если у вас ссылки открываются, то не сочтите за труд, сохраните интересующие Вас фотографии в том виде и разрешении, как они есть, и перебросте их мне. Я попробую сравнить с теми фотографиями разных лет, что набрались в моём архиве, может что-нибудь и попадётся.

Reply

elena_shushara September 14 2010, 13:29:28 UTC
Здравствуйте, Сергей!
Разрешите встрять в беседу о Прокудине-Горском.
Очень может быть, что снимок, о котором идет речь, был сделан не в селе Ковжа, а где-то в ином месте Мариинского канала на реке Ковже.
Вот тоже загадка.

Reply

seredina77 September 15 2010, 04:24:02 UTC
Елена, Здравствуйте!
Встревайте, буду только рад.:)
Я вполне уверен, что снимок, о котором идёт речь сделан не в селе Ковжа. Собранные мной на сегодняшний день материалы о селе Ковжа вполне достоверно подтверждают то, что в начале ХХ века там была только одна церковь, которая стоит и по сей день - Сретенская. Вторая церковь (Никольская) была разобрана задолго до визита в те края Прокудина-Горского. Следовательно, что снимок мог быть сделан в любом другом месте на Ковже. Я даже допускаю, что этот снимок был сделан не на Ковже, а на Вытегре. На эту мысль меня наводит номирация цветных фото на сайте Библиотеки Конгресса. Последовательность номеров на снимках ставит их между снимками на Вытегре Девятин и селом Петровским (которое, как известно, находится между реками Вытегра и Ковжа). Хотя, я вполне допускаю, что номировались снимки несколько позже самой фотосъемки и порядок номеров мог быть нарушен.
И тем не менее, снимок был подписан Ковжей, так что я сейчас прорабатываю все возможные на мой взгляд варианты именно на Ковже. К сожалению, те места всегда были малонаселёнными и достаточно глухими. Очень мало документов, особенно фотодокументов сохранилось с той поры, пока те места не были затоплены водами Волго-Балта. Приходится опираться на косвенные "улики". Так что, я боюсь, что со 100% гарантией врядли удастся установить точное место съёмки данной фотографии.
На данный момент у меня локализовались 3 вероятных места на реке Ковжа, где могла быть сделана эта фотография:
1) Место слияния рек Лунушка и Ковжи;
2) Место слияния рек Удажка и Ковжи;
3) Место слияния рек Шола и Ковжа.
Если по первым двум вариантам я уже подсобрал информации, то последний третий вариант у меня появился только дня три-четыре назад и я его ещё толком не разрабатывал.
Поиски продолжаю.:)

P.S.
Начатую тут в комментариях переписку с Вячеславом мы перенесли в переписку по электронной почте, чтобы не сильно углубляться от темы этого поста в сторону. Тут далеко не вся наша переписка. Если Вам, Елена, интересна наша дискуссия, то предлагаю в личке обменяться адресами электронной почты и продолжить переписку там. На форум вашего сайта "Храмы России" (там я зарегестрировался под этим же логином) я делал пару попыток написать свои умозаключения по данному вопросу, но что-то мои письмена никак не хотят вставляться в форум...:( (в общем, почувствовал я себя, как в лыжах на асфальте...)

Reply


Leave a comment

Up