«Отъехавши от села Маекса четыре, а от города Белозерска восемь верст, для перемены за присталостию почтовых лошадей обывательскими, остановились в стоящем на большой дороге экономическом же, бывшем Белоезерскаго Кириллова монастыря, называемом по текущей из Ласкова в Бело-озеро реке селе Куность; в нем две деревянных церкви, одна - Покрову Пресвятыя Богородицы, другая - архангелу Михаилу с приделом Николаю Чудотворцу. Крестьян, довольствующихся в озерах Белом и Ласковом рыбною ловлею, сто дворов. В нем, поколь собрали и перепрягли лошадей, за чем пробыли часа полтора, в доме крестьянина Лариона Евсеева напились чаю; а поехали из него на шести крестьянских лошадях в девять часов по полудни.» - в своём дневнике писал в 1791 году П.И.Челищев, путешествуя по северу России, о посещении села Куность.
Сведений о возникновении села мне найти пока не удалось. Известно, что в актах хозяйственной деятельности Кирилло-Белозерского монастыря, за период с 1397 по 1427 годы, есть Данная грамота Марфы Даниловой игумну монастыря Кириллу (самому Кириллу Белозерскому) на землю на реке Куность. Из этого можно сделать однозначный вывод, что на рубеже XIV - XV веков на месте где сейчас находится село Куность Кирилло-Белозерским монастырём велась хозяйственная деятельность, в частности вёлся рыбный промысел в Белом озере, о чём свидетельствует ещё и выданная в этот же период Жалованная грамота князя Андрея Дмитриевича Можайского игумну Кириллу о праве на беспшлинный лов рыбы в Белом озере. (Напомню: после гибели в 1380 году в битве на Куликовом поле белозерского князя Фёдора Романовича и его сына с дружиной к 1389 году Белозерское княжество отходит Дмитрию Донскому, а от него переходит в удельное владение уже князю Андрею Дмитриевичу.)
Скорее всего, именно на рубеже XIV - XV веков образовалось рыбацкое село Куность - вотчина Кирилло-Белозерского монастыря. А так как село принадлежало монастырю, то полагаю, что в селе в скором времени появился и храм. Но всё это пока мои предположения и догадки, неподкреплённые пока никакими документальными сведениями.
В фонде отдела письменных источников Государственного Исторического Музея хранится благословенная грамота Вологодского архиепископа Симона старцу Иоасафу, датированная 1665 годом. В этой грамоте есть сведения о том, что в 1664 году в селе Куность уже существовала церковь посвящённая Покрову Пресвятой Богородицы. Вот, что говорится в этой грамоте: «Божиею милостию Симон смиренный архиепископ вологоцкий и белозерский в нынешнем во 174-м году февруария в 20 день бил нам челом архиепископу Белозерского уезду Кирилова монастыря белозерского чюдотворца постриженник старец Иоасаф. А в челобитной ево написано: в прошлом де во 173-м год[у] июня в 30 день поставлен он был в мире в попы братом нашим преосвященным Варламом митрополитом ростовским и ярославским в Белозерской уезд к церкви к пресвятому к Покрову пресвятыя Богородицы в село Куность, и ставленая грамота у него есть….»
Видимо, Покровская церковь, о которой упомянуто в грамоте была деревянная, но та ли она была, что видел Челищев, или другая - вопрос. Между становлением к церкви отца Иоасафа и посещением Куности Челищевым минуло 127 лет. Вполне возможно, за это время церковь могла подвергаться перестройкам. Но достоверных сведений об этом у меня пока нет.
В 1801 году в селе был построен каменный храм Покрова Пресвятой Богородицы вместо деревянного, которого видел Челищев.
Странно, но в Новгородском сборнике 1865 года под редакцией Н.Богословского нет сведений о приходе Куностьской Покровской церкви, разве что мимолётное упоминание в описании Прихода в селе Маэксе, о том, что Успенская церковь в Маэксе с 1842 по 1854 год по малочисленности прихожан была приписана к Куностьской Покровской церкви VII класса.
К сожалению, в советские времена храм постигла участь многих храмов России - храм был полностью разрушен. Местные жители спутано говорят о времени разрушения храма. Одни жители села говорят, что, вроде бы, храм разрушили ещё до Великой Отечественной войны, кто говорит, что храм разрушили уже после войны. В общем, пока ясно в этом вопросе одно - дело ясное, что дело тёмное….
Местные жители сказывали, что Покровский храм стоял на левом берегу реки слева за мостом через реку, если ехать от города.
Примерно, на месте этого дома, что на заднем плане фотографии виден, и стоял храм, как сказывали нам местные бабушки-старушки.
В фотоархиве белозёра Евгения Поздынина
beloozero, также как и я увлечённого краеведением и историей Белозерья, хранится фотокопия фотографии Куностьской Покровской церкви начала ХХ века.
Евгений любезно предоставил мне эту фотокопию.
Про судьбу второго храма Архангела Михаила с приделом Николая Чудотворца, упомянутого Челищевым, мне пока вообще ничего выяснить не удалось.
Надеюсь, что если получится мне познакомиться с краеведческим архивом Александра Григорьевича Лапина (белозерского учителя и краеведа), который хранится в городской библиотеке, то, возможно, смогу найти о селе и церквях ещё какие-нибудь дополнительные интересные сведения.
И в заключении этого поста я хочу показать вам, мои читатели, фотозарисовки о рыбацком старинном селе Куность...
А этот дом, видимо, синтез местных властей с детским садом...
Автомобильно-пешеходный мост через реку Куность.
Почта России в действии.
Понравился мне наружный декор этого дома.
Правда, вся эта красота в изрядно потрёпаном виде...
В Куности я впервые увидел один из видов старинных коромысел, применяемый на практике в обычной современной жизни. Мужичок таскал вёдрами воду из реки для бани.
Сильны ещё кое где народные традиции!
В Белозерье осенью невозможно пройти мимо кустов калины и не залюбоваться на них и не вспомнить фильм "Калина Красная" Василия Шукшина.
Жду не дождусь когда минет ещё одна неделя и я смогу снова вернуться в Белозерье. Планов на будущую поездку громадьё.