Белозерские храмы. Василия Великого, Иоанна Богослова...

Apr 29, 2009 15:46

В Белозерске до революции было 17 храмов и 1 часовня Кирилла Новоезерского, что возле Торговых рядов в самом конце Советского проспекта (ул. Мостовая). Часовня сохранилась до настоящего времени благодаря её утилитарному использованию в советские времена. Ныне в ней расположена церковная книжная лавка.
Кроме часовни ещё сохранилось в очень сильно, практически до неузнаваемости, перестроенном виде здание храма Иоанна Богослова (начала XVIII века). Приделы храма были освящены в честь преподобного Семиона Столпника и в честь воздвижения Креста Господнего.


Фото начала ХХ века. Из набора открыток о Белозерске начала ХХ века.

Устроен этот храм был традиционно для белозерья восемнадцатого столетия - основной объём храма представлял восьмерик на четверике, перекрытый колоколообразным куполом с расположенным на нём восьмигранным световой барабан, на котором, в свою очередь, была помещена главка. С севера и юга к храму примыкали два предела. При всей традиционности композиции, храмы такого типа разнились типами колоколен. У этого храма колокольня была шатровой.
В 30-е годы XX века храм разрушили. Вот что об этом писал в своей книге К.Козлов: «Меня поразил рассказ А.Г.Лапина о том, как это происходило. Кресты сдёргивали под «Дубинушку» - канатом. Это считалось важным общественно-политическим мероприятием, и люди на него сгонялись со всего города. Много хлопот доставила разрушителям колокольня - динамита не было, техники тоже, и тогда додумались вот до чего: набили колокольню дровами и подожгли. Горела она несколько дней и «аутодофе» не выдержала - рухнула. Поистине - адское пламя!»
До середины 2000-х годов в здании храма находилось пожарное депо, а когда оно было упразднено, здание сдали в аренду, и ныне оно используется под развлекательный центр.
И так, к концу ХХ столетия в Белозерске полностью было уничтожено 5 каменных храмов. Об одном из уничтоженных храмов мне хочется рассказать отдельно….

Снесён храм был совсем в недалёком прошлом. По рассказам нашей квартирной хозяйки, у которой мы жили, разрушили его в середине или в конце 60-х годов ХХ века (в следующую свою поездку в Белозерск я постараюсь выяснить более точную дату). Находился он рядом с Преображенским собором в валах и выполнял функции зимнего храма при летнем (Преображенский).


Фото начала ХХ века из архивов белозерского музея.

Храм был очень необычным - он был двойным храмом и состоял из совершенно одинаковых по размерам симметричным объёмам. Два этих объёма строились не одновременно. Первым в XVIII веке был построен южный (тот, что ближе к Преображенскому собору) храм Василия Великого. В конце XVIII века с северной стороны был пристроен храм Николая Чудотворца, который в точности повторял формы первого - высокий кубоватый объём, крытый на четыре ската, над кровлей световой восьмерик, на котором ещё располагался более тонкий восьмерик-шея, который, в свою очередь, венчала восьмигранная луковичная главка. Алтарная часть в плане была тоже квадратной, как и основной объём. Таким образом получился единый двуглавый храм.


Фото С.М.Прокудина-Горского 1909 год.

Интерес представляет и колокольня храма. Она примыкала к юго-западному углу храма Василия Великого и представляла собой восьмигранный столп с открытым ярусом звона. Изначально колокольня была шатровой и являлась типом ярославских колоколен - «ярославская свеча». Белозерск и Ярославль исторически имели давние плотные связи между собой. Тут, как и в случае с храмом Спаса Всемилостивого (Спас-на-канале), чувствуется в полной мере эти связи, которые наталкивают на мысль о том, что колокольню этот могли строить ярославские мастера, хотя и сбрасывать со счетов местных мастеров нельзя. Местные зодчие вполне могли воспроизвести полюбившиеся им формы. Время постройки колокольни относится к началу XVIII века. В начале XIX века шатер колокольни был заменён на восьмигранный купол-полусферу со шпилем вровень с крестами Преображенского собора.
Интересный момент связан с этим храмом. Вот что об этом писал К.Козлов: «Если считать возраст храма не со времени постройки собственно храмового здания, а так, как это считается по церковным канонам - со времени освящения престола, независимо от того, сколько раз храм перстраивался, строился заново или даже переносился с места на место; если считать именно так, то храм Василия Великого - самый древний храм Белозерска и едва ли не всего Белозерья!
Ведь престол его освящён примерно в Х - ХI веках. Летописное сообщение об этом событии было обнаружено В.О.Ключевским в одной из рукописей Соловецкого монастыря. Храм был построен ещё на старом посаде (это отдельная тема моих будущих постов. Прим.моё) - у истока Шексны на месте древнего языческого капища. Капище было, скорее всего, главным в Белозерье, именно поэтому-то и первый христианский храм поставили на его месте.»


Часовня на месте первого Белозерска. Фото С.М.Прокудина-Горского 1909 год.

О времени освящения престола храма А.А.Бронзов в своей статье «Белозерская старина» (альманах «Памятники Отечества, 1994 год) писал: «…После Рюрика городом владели киевские князья. Так продолжалось до смерти Ярослава Владимировича (1054 г.). Этим князем, по преданию, была, между прочим, сооружена первая в городе церковь и посвящена имени св. Василия. Следовательно, если правдоподобно предание, то христианство просветило белозерский край уже в очень раннюю эпоху.» Если верить преданию, то получается наиболее вероятное время появления храма - первая половина XI столетия.
Далее К.Козлов писал: «престол был перенесён на нынешнее место - в белозерский кремль - во время «переезда» посада от Крохино, то есть в XI веке и, вероятно, долго был главным храмом города и края.» В этой цитате Константином была допущена ошибка, так как известно, что «переезд» города от посада Крохино произошёл в XIV веке («в 1353 году, по сообщениям летописей, столица Белозерья после страшной эпидемии, когда вымерла большая часть населения, была перенесена на новое место - на южный берег Белого озера, где и расположен ныне город Белозерск.» М.П.Кудрявцев «Поиски Северной столицы» альманах «Памятники Отечества», 1994 год). Но не суть! Главное, что неизвестно, сколько деревянных храмов сменилось до постройки каменного, лишь престол храма, посвящённый святителю Василия Великого, оставался неизменным практически тысячелетие!
Но, опять же, возвращаясь к рассказу нашей квартирной хозяйки, судьба храма была трагична. Суть её рассказа в следующем….
В 60-х годах ХХ века директором педагогического училища, находившегося в валах, в здании бывшего духовного училища, была некая дама (имени и фамилии я не запомнил, но в следующий раз постараюсь уточнить), супруг которой занимал большой пост в партийной верхушке Вологодской области. Упомянутой даме, как гласил рассказ, приспичило для училища построить спортивную площадку и именно на месте, занимаемом храмом. Ну и при поддержке всесильного супруга для освобождения места под площадку храм и снесли, но площадка так выстроена и не была. Судьба древнего престола мне ныне не известна, может, он погиб вместе с храмом, может, и перенесли его в какую-нибудь другую церковь, где престол и отметит свой тысячелетний «юбилей»….



В 1992-93 годах мне довелось принять участие в раскопках фундаментов храма Василия Великого, проводимые под чутким руководством московского археолога Хворостовой Елены Леонидовны.


Фото Константина Козлова (из архива yana_14)



Фото Константина Козлова (из архива yana_14)

Тогда ещё существовали идеи - откопать фундаменты храма, поднять их выше уровня земли и музеефицировать. Высказывались робкие надежды на возможность воссоздания храма, но в итоге всё, как обычно, упёрлось в отсутствие финансирования. Так фундаменты этого храма в законсервированном состоянии и ныне пребывают под слоем, как это называют археологи, «культурного слоя».

P.S.
Этим постом я завершаю свой цикл постов о храмах города Белозерска.
Многое из того, что я написал в своих постах, было почерпнуто из замечательной книги Константина Козлова «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей», изданной в издательстве «Северный Паломник» в 2007 году из серии «Дороги в Россию». В этой книге также можно прочесть и о храмах разрушенных, тех о которых, как говорится, и «камня на камне не осталось». Это мной не упомянутые храмы Рождества Христова, Воскресения Христова, Вознесения Христова, Введения Пресвятой Богородицы (Троицкий). Также в книге можно прочитать и о гражданской архитектуре города, и о его окрестностях, и о некоторых других жемчужинах вологодской земли, называемой с лёгкой руки религиозного писателя Андрея Муравьёва «Северной Фиваидой».
Книга эта вышла в свет через 8 лет после безвременной кончины Константина Козлова. И выход этого замечательного труда стал возможен исключительно стараниями небольшой группы последователей и друзей Константина, членов его детища - Православного Добровольного Объединения Молодёжи (ДОМ) "РеставросЪ".

Белозерск, Любопытное, Вологодская обл., 2008 год, фото

Previous post Next post
Up