На одной из доминирующих над городом высот, в которую упирается ул.Комсомольская, находится храм, именуемый в народе «Спас-на-Горе», точнее всё, что от храма осталось.
«Спас-на-Горе» - это название местное, которое скорее можно отнести к местному фолклору. Официально храм именуется - Троицкий собор бывшего Белозерского Спасогорского Троицкого монастыря. Как и в случаях с другими белозерскими храмами, тут тоже народ «присвоил» обиходное название храму по придельному престолу (во имя Спаса Нерукотворного). Центральный предел храма имел посвящение Святой Троице. Был ещё и боковой предел во имя Тихвинской иконы Божией Матери. В отличие от другого храма - «Спаса под Горою» (он же - «Спас на канале»
http://seredina77.livejournal.com/15599.html), этот стали называть - «Спас на Горе».
Судьба этого монастыря вполне типична для большинства русских монастырей, роковую роль в их судьбах сыграла в середине XVIII века Екатерина II.
Скорее всего монастырь был основан в 1716 году. Эта дата фигурирует в нескольких источниках, например: «Спасогорский (Святогорский) монастырь основан в 1716- 1717 г., упразднен в 1764 г. После этого церковь стала кладбищенской. (Амвросий. История российской иерархии. Ч. VI. М., 1815. С. 202.)» и «…Троицкая кладбищенская (Спасогорская) церковь, приписанная к собору (Спасо-Преображенскому собору в валах - А.А.Бронзов
http://seredina77.livejournal.com/14730.html). В кладбищенскую эта церковь обращена по штатам 1764 года, а до того времени она была монастырскою. Монастырь назывался «Спасогорский Белоезерский мужеский», начал строиться по грамоте Павла епископа Вологодского в 1716 году (тогда Белозерская область входила в состав Вологодской епархии), а по прошению белоезерских граждан на белоезерской посадской земле, на горе, именовавшейся Спасской, где был поставлен прежде крест. (А.А.Бронзов «Белозерская старина».Памятники Отечества 1994 год)». О существовании монастыря напоминает и церковная книга: «1733 года декабря с 18-го дня - да будет сия святая книга при Беле-Езере Троицкого Святогорского монастыря...» (Богословский Н. Материалы для истории, статистики и этнографии Новгородской губернии, собранные из описаний приходов и волостей. // Новгородский сборник., Вып. I., Новгород. 1865. С.13). К.Козлов в своей не раз мной уже упомянутой книге «Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей» относит время основания монастыря к XV веку (см. стр.177, 180) и это же время считает временем освящения престола, что и считается возрастом храма.
Нынешний кирпичный храм, несомненно, был возведён в XVIII веке, а позднее, в приходскую бытность храм достраивался. К нему достраивали пределы и колокольню. Хотя, Михаил Петрович Кудрявцев считал, что нынешний храм - переделка гораздо более древнего строения. Но подтвердить или опровергнуть эту гипотезу нельзя, так как серьёзных исследований храма не проводилось.
Монастырь крупным никогда не был, кроме Троицкого собора все остальные постройки были деревянными и до наших дней не сохранились. Тем более, что в уже упомянутом 1764 году по указу императрицы Екатерины II, более известному как «Указ о секуляризации», монастырь был упразднён «за скудностью», а немногочисленную монашескую братию перевели в Кирилло-Белозерский монастырь. Сначала храм превратили в приходской, а спустя недолгое время - в кладбищенский. Как пишет Константин Козлов: «Это и было временем наибольшего его благоденствия. Дело в том, что в те годы упразднили приходские кладбища при церквах - здесь было дозволено хоронить только священников этих храмов, а светские кладбища были выведены за приделы городов (или на их окраины). Здесь-то, на бывшей монастырской территории, за тогдашними границами города и было открыто общегородское кладбище. Позднее, правда, появилось другое, подальше - город рос, но кладбище на Спасской горе осталось действующим и в некоторой степени «привилегированным» - здесь хоронили лучших людей города.»
В годы советской власти храм спасло от неминуемого тогда тотального разрушения лишь его утилитарное использование. В храме в разные годы были и гараж, и керосиновая лавка, и склад кинофикации. Храму придали менее «церковный» вид путём «традиционного» сноса колокольни и глав. Ремонтом или хотя бы поддержанием нормального технического состояния здания никто не занимался, да и не хотел заниматься.
К середине восьмидесятых годов XX века храмовое здание было доведено до такого состояния, что эксплуатировать его, даже под утилитарные цели, стало невозможно. Но к тому времени бывшая тогда организация ВООПИК уже предложили этот храм к постановке на государственную охрану и к внесению его в соответствующие реестры памятников. К этому времени храм уже начал разрушаться, а восстанавливать его тогдашние местные власти не желали, ссылаясь на дефицит финансов на столь нешуточное в финансовом отношении дело, но и оставлять такое безобразие на виду у автостанции - «ворот» Белозерска тоже не желали.
«И вот, чтобы скорее довести храм до «самоликвидации», додумались до того, что перерубили металлические «связи» - железные, кованные полосы, связывающие сооружение изнутри. Авось, само рухнет, а там какой спрос - на реставрацию денег не было, откуда ж они возьмутся на практически новое строительство храма?» (К.Козлов «Белозерск.»).
Стараниями Ирины Геннадьевны Тимофеевой в 1988-89 годах силами московских добровольцев под руководством Евгения Морозова на храме проводились подготовительные работы для реставрации храма - расчищались завалы внутри и снаружи здания, но в 1989 году перерубание связей сделало своё дело - во время работ северо-западный угол храма с частью сводов рухнул. Благо, был выходной день, и никто из добровольцев не пострадал. С тех пор храм так и стоит неприкаянным, постепенно продолжая разрушаться. В 2000 году произошли следующие обвалы. Надежды на спасение этого храма практически нет.
Кладбище в советские времена уничтожили полностью. Лишь некоторые белозёры помнят точные места, где покоится прах их предков. Могильные холмики совершенно расплылись и заросли бурьяном.
И только несколько каменных плит, хаотически наваленных в траве, напоминают о когда-то существовавшем тут кладбище.
Ходят слухи, что плиты каменных надгробий можно найти в фундаментах многих зданий выстроенных в городе в советский период, а то и на новом кладбище со сбитыми старыми надписями. Возможно это и так.
P.S. «… Впрочем, в отношении прозвания «на горе» есть ещё одна … версия. Вполне возможно, что в народном сознании Спас на Горе имеет и второе, духовное значение - спаситель на горе Фаворской, то есть Преображение Господне - один из наиболее чтимых на Руси новозаветных сюжетов и праздников. И хочется, ах как хочется верить в преображение этого замечательного храма!» (Константин Козлов).