Продолжение.
До этого было
http://seredina77.livejournal.com/15044.html Старейшим каменным зданием Белозерска является церковь Успения. Находится она вне кремля, на посаде, на самом возвышенном месте в городе (угол улиц Ленина и К. Маркса).
Фотография, правда, сделана с угла улиц К.Маркса и Фрунзе.
А так это выглядело век назад (фото С.М.Прокудина-Горского)
Вид, практически с той же точки, сейчас.
Сооружение ее относится к 1553 году и связано с именами ростовских зодчих - Горяина Григорьева Царева и Третьяка Борисова Ростовки, из которых главным, судя по документам, был первый. Заказчиками этого первого каменного храма города были прихожане, что свидетельствует о большой роли посада в жизни Белозерска. В качестве образца для здания был выбран наиболее почитаемый тогда на Севере Успенский собор Кирилло-Белозерской обители: «а церковь ставить как в Кириллове монастыре церковь Успения пресвятыя Богородицы».
Но церковь Успения по своим формам далека от избранного образца. Мастера, как обычно, использовали только некоторые общие архитектурно-конструктивные элементы и отдельные формы прототипа.
И на фото С.М. Прокудина-Горского.
Очевидно, ростовские зодчие при сооружении Успенской церкви ориентировались скорее на архитектуру Новгорода, нежели на собор Кирилло-Белозерского монастыря. Это нашло отражение и в интерьере церкви с его замкнутой камерой-тайником в угловой западной части храма. Этот угол храма венчала Часозвоня.
В этом северо-западном углу в стене есть внутренняя лестница, ведущая в крохотное помешение почти под самыми сводами храма. За этой коморкой укоренилось название «келья столпника». В ней, действительно, есть каменная лежанка, а в восточной стене - киот (углубление) для икон. В полу этой коморы есть небольшое отверстие, переходящее в узкий каменный колодец до самой земли. Как известно, столпничество подразумевает затворничество в «убежище» устроенном где-нибудь на дереве, на скале, на башне, на стене или на специально построенной вышке - «столпе». Сторонники версии «столпничества» полагают, что по этому колодцу в келью подавалась отшельнику пища. Столпничество, вообще, подвижничество совершенно неординарное, и память людская должна была сохранить какую-нибудь информацию или упоминания об этом редком подвижнике. Но никаких преданий, упоминаний, легенд - ничего!
Другое предположение о том, что эта комора могла быть служебным помещением для обслуживания механизма часов, ведь это же Часозвоня! А отверстие и колодец могли быть шахтой для гирь привода механизма часов.
Возможен и вариант, что часовщиком мог быть и монах-столпник, нёсший это послушанию по обету или, может быть, по епитимье.
Ясности в этом вопросе нет.
До конца XVI века не трогали этого края враги России, опустошавшие и разорявшие другие города и местности последней и тем сильно тормозившие их прогресс и культуру. Белоозеро находилось в стороне. Но в «смутную» эпоху нa Руси (1584-1613 гг.) пришлось увидеть врагов и отдаленному Белоозеру, причем граждане заявили себя с достойной подражания стороны: помогли в 1607-1608 годах устюженцам и советом и делом против поляков, литовцев и прочих, а кроме того, в 1613 году и у себя дома оказали геройское сопротивление войскам литовским, память о чем живо сохраняется в местном предании и доныне.
Также по преданию, в 1613 году Успенский храм подвергался разорению и поруганию от поляков, которые держали в нем лошадей и разводили огонь. Следами такого дикого варварства остаются оттиск конской подковы на местной иконе Тихвинской Божией Матери, на правой руке (теперь, впрочем, заделанный краской и практически неразличимый),
также в алтаре кусок обгоревшей балки, торчащий из стены под потолком.
Производит неизгладимое впечатление большой барочный иконостас середины XVII века с резьбой XVIII века, несущий более 60 икон. Этот иконостас, в отличие от иконостаса Спасо-Преображенского собора относится к традиционному типу русских иконостасов, отделяющих алтарную часть храма, от, собственно, основного храмового объёма. В рамах помещены иконы, оставшиеся от первоначального иконостаса 1570-х гг. Судя по отдельным расчищенным иконам, они созданы артелью местных мастеров, что в те годы писали иконы для иконостаса церкви Иоанна Лествичника в Кирилло-Белозерском монастыре.
Их отличает та же чуть сумрачная насыщенная цветовая гамма, несколько грубоватый рисунок и провинциальная манера исполнения.
С этого года в храме начались крупномасштабные реставрационные работы. Одним из руководителей этих работ является известный реставратор Николай Григорьевич Брегман, а работы проводятся сотрудниками московского Института Реставрации (ВНИИР). Николай Григорьевич, спасибо ему огромное, разрешил мне сделать в закрытом храме несколько снимков иконостаса и интерьеров.
По словам Николая Григорьевича, реставрация икон храма осложняется несколько тем, что Успенский храм - единственный в городе действующий храм, да и сроки поджимают - храм хотят отреставрировать за 4 года, к 1150-и летию Белозерска. Сложностей в реставрации не уменьшает и традиционно невеликий бюджет, выделяемый на эти работы, проблемы с размещением в городе реставрационных бригад….
В ноябре 2004 года храм подвергся нападению вандалов. Из храма были похищены уникальные Царские врата XVII века. Как говорится в сообщениях СМИ: «Вандалы проникли в храм поздней ночью, перекусили гидравлическими ножницами решетку на окне и пробрались внутрь. Воры не взяли ничего другого. Их интересовали именно Царские Врата, которые по размерам в аккурат подошли под проем в окне. Находившийся неподалеку в будке сторож ничего не услышал. Приехавшие на место преступления оперативники никаких следов не обнаружили.
Царские врата представляют из себя створки с изображением икон «Евангелистов» и «Благовещение». Чьей руке принадлежит эта виртуозная работа ХVII века (темперная живопись), к сожалению, неизвестно. Произведение состоит из двух деревянных ставен шириной 50-60 см, высотой 2 метра. Правая ставня включает в себя композицию трех клейм, образованных изображениями икон: «Пресвятая Богородица», «Евангелист Матфей», «Евангелист Марк». Левая же ставня состоит из икон: «Архангел Гавриил», «Евангелист Иоанн Богослов», «Евангелист Лука». Иконы Пресвятой Богородицы на правой ставне и Архангела Гавриила на левой вместе изображают "Благовещение".»
Некоторые специалисты оценивают стоимость Царских врат в размере 150 000 долларов, но, как говорит Николай Григорьевич, продать эти врата невозможно, так как они внесены в различные каталоги, ориентировки на них есть и на таможне и в органах МВД…. Жаль будет, если похитители это уникальное произведение пустят на дрова. Но с момента преступления минуло почти 4 года, а до сих пор о Вратах ни слуха, ни духа.
Есть ещё один интересный момент, связанный с Успенским храмом.
Из Пскова происходит большой колокол, стоявий до недавнего времени на паперти церкви Успения. Колокол украшен изображениями зверей и птиц, обрамленных растительным плетеным орнаментом и надписью, обвивающей его тулово: «Божию милостью и пресвятые его богоматере заступлением и помощию и всех святых молитвами в лето 7053 (1544) месяца ноября 21 день на Введение пресвятой богородицы во области святые Троицы в богоспасаемом в преименитом и славном граде Пскове лит был сии колокол ко храму святых чудотворец Козмы и Демьяна на Запсковье ... А мастер преименита и славна града Пскова Андреев сын псковитин Михаиле». Михаил Андреев - известный псковский литейщик XVI столетия; существуют сведения о многих колоколах его работы, начиная с 1520 года.
По версии, выдвинутой Г.Н. Бочаровым и В.П. Выголовым, этот колокол был куплен в 1545 году прихожанами Успенского храма, белозерскими купцами, приехавшими в Псков по торговым делам. Звон его очень понравился белозерам, но по каким-то причинам не нравился псковичам.
Но эта версия вызывает некоторые сомнения, а главные из них таковы. Первое - колокол был куплен в 1545 году, что на 8 лет раньше момента заложения храма в 1553 году. И, соответственно несуществующий на тот момент храм не мог иметь прихожан. Второе - как известно из описей белозерских храмов, этот колокол в Белозерске никогда не звонил, так как его никогда (правда, до совсем недавнего времени) не поднимали на колокольню. Этот колокол и не уместился бы в часозвоне Успенского храма. Тут-то и возникает закономерный вопрос - зачем было покупать?
Существует ещё и такая версия, которая мне кажется весьма правдоподобной, что этот колокол за какую-то «провинность» был сослан на Белое озеро Иваном Грозным (нельзя забывать, что это появление колокола в городе произошло во времена правления Ивана IV Грозного). Помятуя о крутом нраве грозного монарха, удивляться не приходится, тем более в истории есть подобные примеры - впомнить хотя бы, знаменитый угличский колокол, битый кнутами и сосланый в Сибирь Борисом Годуновым за «призыв» народа к бунту после загадочной до сих пор смерти царевича Дмитрия.
Но как бы там нибыло, этот колокол стоял много-много лет на паперти собора, став уже чем-то вроде местной святыни.
В первой половине 1990-х годов колокол решили отремонтировать - заварить большую трещину по новейшим технологиям лазерной сваркой. На ремонт колокол возили в Санкт-Петербург, а по возвращении водрузили его на колокольню Богоявленского храма, стоящего в нескольких метрах от Успенского.
(К сожалению, фотографии самого колокола, висящего на колокольне Богоявленской церкви у меня нет - все мои попытки его сфотографировать успеха не имели. Может, мне удастся его сфотографировать зимой - он не будет закрыт листвой растущих рядом с храмом деревьев.На вышеприведённой фотографии виден только маленький "кусочек" этого колокола.)
Однако, сразу появились ещё две большие проблемы. Первая - выяснилось, что дело не только в трещине, но и в сильно обломанных краях «юбки» колокола, а она-то и является главным резонатором, можно сказать, голосом колокола. Второй проблемой стали размеры самого колокола - ему на колокольне тесно, при размахе язык колокола бьётся в ограждения яруса звона колокольни.
Скорее всего, в недалёком будущем колокол вернётся на своё привычное место на паперти Успенского храма.
P.S.
При написании этого поста были использованы материалы из различных источников, в том числе, и из книги К.И. Козлова "Белозерск. Описание города, его храмов и достопамятностей".