Омела (Mistletoe) - магическое растение, с которым связаны древние рождественские поверья и ритуалы. В декабре, перед Рождеством и Новым годом, принято покупать изящную веточку омелы с белыми ягодами и подвешивать ее дома где-нибудь повыше. И каждый раз, проходя под ветвью омелы, целоваться, как предписывает старинная традиция. Считалось, что именно под Рождество омела полностью проявляет свои магические свойства, привлекая любовь, здоровье и достаток.
Омела белая (Viscum album, птичий клей, белый) - вечнозеленое растение-полупаразит из подсемейства омеловых (Viscaceae). Омела естественно произрастают в Европе, Азии, Африке и Австралии. Самый распространенный вид омелы в западной и южной Европе - омела белая (Viscum album). Омела белая - растение с тонкими веточками, узкими парными листочками и желтовато-белыми ягодами. На севере и востоке Европы встречается омела окрашенная (Viscum coloratum), очень похожая на омелу белую, только с желто-оранжевыми ягодами. Каждая ягода омелы содержит только одно семя.
Омела укореняется и разрастается в кустики шарообразной формы высоко в ветках старых деревьев. Влагу и питательные вещества омела берет из дерева, на котором растет, запуская свои корни глубоко под кору хозяина. Омела предпочитает селиться на яблоне, однако можно увидеть омелу и на других деревьях с мягкой корой: боярышнике, тополе, липе, каштане, рябине, березе, дубе и даже на некоторых хвойных породах. Зимой, когда листья облетели с лиственных деревьев, кустики омелы особенно хорошо заметны на оголенных кронах. В нашей полосе омела цветет в конце зимы, а белые ягоды держатся на омеле больше года.
Средневековые лекари считали омелу белую панацеей и универсальным противоядием. Много веков омела находила применение в качестве лекарства от эпилепсии. В современной медицине молодые побеги и листья омелы белой применяются в составе кровеостанавливающих препаратов, средств для понижения артериального давления и снижения активности центральной нервной системы. Содержание биологически-активных веществ в омеле изменяется в зависимости от того, на каком "хозяине" эта омела росла. При контакте с омелой следует помнить, что сок растения может вызывать раздражения кожи и слизистых, а самолечение с применением омелы недопустимо.
Загадка и мистика окружали омелу в течение веков. Омела была важной частью языческих ритуалов и торжеств многих европейских племен. Друиды - жрецы древних кельтов, в чьей культуре омела играла наиболее значительную роль, считали растение святым и верили, что омела исцеляет любые болезни и предохраняет от зла. Особенно сильные качества они приписывали той редкой омеле, которую находили на дубе. В древнеирландской письменности омела олицетворяла знак исцеления и развития духа. Позже омела заняла почетное место в колдовстве и магии: омеле приписывали силу оберега, любовного приворота, а также средства для увеличения плодородия и успешной охоты. Женщины, желавшие зачать ребенка, носили веточки омелы на талии или на запястьях. Среди национальных названий омелы - дубовые ягоды в русском, трава распятья (Herbe de la Croix), отражающее верования, что крест Иисуса Христа был сделан из древесины омелы, во французском, а также птичий клей (Birdlime) из-за клейковины, содержащейся в ягодах и привлекающей птиц) и панацея (all-heal) в английском языке. В Швейцарии омелу называли «громовой метлой» - думали, что она появляется на деревьях от молнии. В Богемии верили, что «громовая метла», сожженная в огне, должна служить защитой дома от молнии. Омела играла не только роль громоотвода, но и универсальной отмычки: ей приписывалась способность открывать любые замки. Но наиболее драгоценным ее свойством была защита от магии и колдовства. Негры вало из Сенегамбии носили листья омелы в качестве талисмана «григри», предохраняющего от ран на войне. В Австрии ветку омелы клали на порог дома, чтобы избавиться от кошмаров. В Швеции пучок омелы подвешивали к потолку дома, конюшни и коровника для того, чтобы тролль не мог причинить вреда ни людам, ни животным.
Омела - вечнозелёное растение, растущее на ветвях различных деревьев, в различных мифопоэтических традициях выступает как символ жизни. Римские писатели (Цезарь, Плиний Старший и др.) описывают окружённый таинственностью друидский ритуал собирания омелы. Вергилии в «Энеиде» (VI) сообщает о том, как Эней по совету Сивиллы добывает ветвь омелы («золотую ветвь»), приносит её в жертву Просерпине и попадает в подземное царство для свидания со своим отцом (ср. отражение соответствующего сюжета в картинах Дж. М. У. Тёрнера «Золотая ветвь», «Эней и Сивилла - Авернское озеро», «Озеро Неми»). Дж. Фрейзер связывал ритуал добывания омела друидами и «золотой ветви» Энеем с обычаем, при котором жрец святилища Дианы на озере Неми убивал своего предшественника (этот обычай Фрейзер связывал с ритуальным убийством царя растительности). В развитие идеи Фрейзера в литературе высказывалось мнение о срезании омелы с дуба как символическом обряде лишения мужской силы старого царя, совершаемом его преемником. В этом смысле об омеле можно говорить и как о сексуальном символе, образе жизни обвитого ею дуба. В мифопоэтическом сознании омела, вероятно, могла связываться и с солнцем: именно этой связью можно объяснить обычай срезать омелу во время летнего и зимнего солнцестоянии, соотносимых соответственно с жизнью и смертью . В этом контексте показательна и одна из эпиклес Аполлона - Иксиос, т. е. букв, «омеловый» (от греч. «омела»).
В своей книге Иллюстрированная энциклопедия традиционных символов Дж.С. Купер предположил, что, поскольку омела - ни дерево, ни кустарник, и таким образом - ни одно и ни другое, это символизирует "свободу от всех запретов, так что любой под этим растением получает свободу от ограничений"). Именно омела была первым растением, принятым в качестве символа американского штата - это произошло в 1893 году в Оклахоме.
Целительные свойства этого растения серьезно исследуются в Новое время. Доказаны его мочегонное действие и способность слегка понижать кровяное давление. Английский обычай вывешивать в рождественские дни ветки омелы, возможно, имеет свои истоки в высокой оценке этого растения кельтами. В германской мифологии омела, из-за заговора злокозненного Локи, стала в руках слепого бога Хёда смертоносным копьем, которое принесло смерть богу света и растительности Бальдру; только после гибели богов и всего мира Бальдр и его убийца получают возможность начать новую жизнь в новом райском царстве Гимле. В этом мифе омела является символом орудия, самого по себе безобидного, но из-за вредоносных чар становящегося гибельным.
Традиция поцелуя под веточкой омелы на Рождество берет начало в древнескандинавской мифологии, где омела находилась в подчинении богини любви, красоты и плодородия Фрейи. Воины-враги, встретившись под омелой, должны были сложить оружие до конца дня. Другие исследователи считают, что она происходит из свадебных церемоний, которые традиционно отмечались во время сатурнианских зимних празднеств в Древнем Риме (вместо них с приходом Христианства стали отмечать Рождество). В процессе борьбы за искоренение язычества христианская церковь пыталась запретить омелу, однако не достигла в этом успеха.
Добывание омелы в канун рождества в ряде традиций и поныне является ритуалом, в определённой мере напоминающим друидский. Вместе с тем бытуют представления, что срезание ветви омелы является опасным. Ветвями омелы украшают дома снаружи и внутри, её ветки (или изготовленные из омелы фигурки) развешивают в помещениях для скота с целью изгнания злых духов и ведьм и т. п. Согласно многочисленным поверьям «золотая ветвь» омела способна помочь отыскать золотой клад или открыть замок, а напиток из омелы обеспечивает человеку неуязвимость. Широко известно использование омелы в магии и народной медицине, где она относится к растениям Иоанна Крестителя и считается всеисцеляющим средством.
В естественной среде омела распространяется с помощью птиц, которые поедают ягоды. Пройдя через пищеварительную систему птиц, семена омелы попадают на кору и деревьев и прорастают. Иногда размножение омелы происходит еще интереснее: клейкая ягода прилипает к клюву птицы и, пытаясь ее отодрать, птица трет клюв о древесину уже другого дерева, перенося семена омелы. Семя омелы приклеивается к коре нового "хозяина" и сохраняется на ней до тех пор, пока не даст корень, который прорастает под кору. Таким образом клейковина, содержащаяся в ягодах омелы и сохраняющаяся на ее семенах, является исключительно важным качеством для сохранения рода.
Как вырастить омелу в своем саду. В середине весны возьмите семена из полностью созревших прошлогодних ягод омелы, оставшейся после Рождества, и положите в небольшие углубления, специально проделанные шилом на одной из верхних веток дерева - будущего "хозяина". Закрепите семена омелы садовым материалом, пропускающим воду. Чтобы получить и женские, и мужские особи омелы, необходимые для образования ягод, следует посеять несколько семян в одно место. Процент прорастания семян омелы, однако, достаточно низок. Плодоносить женские особи начинают на 5-ый год. Не стоит забывать, что омела - растение-паразит, способное сильно истощить дерево "хозяина", иногда доводя его до гибели.