Классический китайский танец, созданный на основе 5-тысячелетней многогранной китайской культуры, является одной из областей искусства, где тело используется в качестве выразительного средства.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Отличительные особенности классического китайского танца
Движения классического китайского танца очень богаты, они могут выразить всё многообразие чувств: счастье, горе, радость, гнев, печаль, восторг, эмоции при встрече и разлуке, безумие, страстное увлечение, болезнь, опьянение, торжественность, низость и величие; воплотить образы мирских людей и воинов, а также другие сюжеты и персонажи.
Фото: Shen Yun Performing Arts
В классическом китайском танце мысль преобразуется в движение. Другими словами, эта форма танца позволяет достичь полной выразительности только тогда, когда телом управляет внутреннее чувство.
Фото: Shen Yun Performing Arts
В классическом китайском танце используются естественные возможности человеческого тела; он не требует специальной тренировки отдельных мышц. Иначе говоря, сила мышц приобретается естественным образом во время ходьбы, бега, прыжков, подъёма по лестнице, езды на велосипеде и т.п., так же, как сила верхней части тела естественным образом приобретается во время физической работы, мышцы продолжают укрепляться во время тренировок.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Обучение классическому китайскому танцу основано на четырёх составляющих:
1. «Форма» (танцевальные комбинации и основные упражнения у станка).
2. «Физический юнь» («манера», техника выражения специфических внутренних ощущений через «форму»).
3. Танцевальные приёмы (обучение сложным танцевальным движениям).
4. Акробатическая техника (главным образом, тренировка различных прыжков и выработка основных навыков).
Фото: Shen Yun Performing Arts
В театрализованном классическом китайском танце главным элементом является актёрская игра, которая отличается от таковой в области киноискусства, драматургии, оперы, традиционного китайского театрального искусства и бродвейских мюзиклах. Актёрская игра в классическом китайском танце включает согласование выражения лица и телодвижений: всё сливается в единое целое, что позволяет достичь большой выразительности.
Фото: Shen Yun Performing Arts
II. Истоки и историческая передача классического китайского танца
Несколько тысячелетий назад в Китае возникли боевые искусства (ушу). В то время многие виды исполнительского искусства испытали на себе влияние телодвижений, техник и прыжков, используемых в боевых искусствах. Изначальные формы многих телодвижений классического китайского танца очень похожи на аналогичные в боевых искусствах, просто они исполнялись иначе и к ним предъявлялись другие требования. Впоследствии, в ходе становления 5-тысячелетней китайской культуры, классический китайский танец постепенно обогащался, и именно это породило в нём аспект «физического юнь». Это также послужило источником стиля, который классический китайский танец заимствовал в процессе своей последующей передачи. Движения представителя какой-либо этнической группы отражают характерные особенности этой народности, поэтому движения китайцев естественно несут в себе китайский «привкус». Однако опыт обучения и практика показывают, что путём специальных тренировок «физического юнь» и «формы», движения людей других национальностей также могут приобрести этот «привкус».
Фото: Shen Yun Performing Arts
Классический китайский танец передавался из поколения в поколение различными путями, но главным образом - через театральные постановки. Исторически сложилось так, что во времена разных династий танцы, исполняемые в императорском дворце, отличались разной техникой и характерными особенностями. В народе танцы распространялись преимущественно путём подражания. Уличные исполнители демонстрировали, главным образом, приёмы боевых искусств. До династий Цинь и Хань (221 до н.э. - 220 н.э.) существовали актёры, демонстрирующие приёмы боевых искусств. Акробаты в основном предпочитали прыжки. Во времена династий Тан и Сун (618-1279) большинство танцев и уличных представлений представляли собой ранние формы и техники классического китайского танца. В частности, прыжки использовалось практически всеми уличными исполнителями. Это ещё один пример того, как в великой культуре Китая приёмы различных форм искусства воздействовали друг на друга.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Понятие «китайская династия» отличается от других принципов существования древних государств. Смена династии означала переход к совокупности культурных характеристик другой династии, так как в каждой династии был свой собственный император, собственный народ, собственная культура. Благодаря этому в историческом процессе становления цивилизации классический китайский танец непрерывно обогащался и непрерывно совершенствовался.
Фото: Shen Yun Performing Arts
В древнем Китае отсутствовали сегодняшние методики обучения. В театре старшее поколение наставляло новичков - так передавались знания из поколения в поколение. С юных лет ученик поступал в обучение к опытному мастеру, постепенно становясь профессионалом. При императорском дворе танцовщицы передавали искусство, учась друг у друга; многие виды уличного искусства передавались в форме семейных традиций; боевые искусства передавались от предков, либо обучение проводилось мастером. Это так же, как в буддийских и даосских религиозных практиках: после того как ученик облачался в рясу, мастер его обучал. Современные систематизированные методы обучения появились лишь в первой половине прошлого века.
Фото: Shen Yun Performing Arts
III. Различия между классическим китайским танцем и новым, современным боевым искусством
С тех пор как начали выходить фильмы и телевизионные шоу, демонстрирующие приёмы кунг-фу, многие люди приукрасили движения боевых искусств и превратили их в нечто показное, но непрактичное и пригодное лишь для использования в фильмах и телевизионных шоу. Эти движения очень похожи на танец, но на самом деле полностью отличаются от классического китайского танца. По сути говоря:
В классическом китайском танце главное - это выразительность тела, тогда как в боевых искусствах главное - это быстрота, взрывной характер и завершённость движений. Чем выше скорость движения в боевых искусствах, тем большего эффекта они достигают.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Классический китайский танец соединяет движения тела с внутренним «физическим юнь».
Классический китайский танец является языком тела. Для того, чтобы передать характер или историю во всей полноте, тело должно максимально растянуться. Вот почему длинные ноги являются основным критерием при выборе ученика для обучения танцу. В боевых искусствах использование такого рода растяжек во время рукопашного боя сделало бы человека уязвимым.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Боевые искусства не могут передать сюжетную линию, выразить характер, настроение и эмоции так, как это делает классический китайский танец.
В боевых искусствах нет элемента «физического юнь», необходимого для классического китайского танца.
IV. Влияние классического китайского танца на другие танцевальные формы и практические навыки
Фото: Shen Yun Performing Arts
С появлением в Китае так называемой политики «реформы и открытости» (начиная с конца 1970-х годов) приёмы, техника и прыжки классического китайского танца внезапно появились на мировой арене. Примечательно, что эти приёмы и прыжки вызвали потрясение в международном танцевальном сообществе. Балет, таким образом, перенял некоторые приёмы классического китайского танца, а современный балет использует их в ещё больших масштабах. Однако они [те, кто применяет это] не понимают критериев и требований, предъявляемых к этим приёмам, и используют их очень нестандартным способом. Уличные танцоры обладают ещё меньшим пониманием технических требований и стандартов, и в результате такого использования классического китайского танца они исказили его.
Фото: Shen Yun Performing Arts
Классический китайский танец также оказал огромное влияние на физическую культуру. До 1970 года обучение элементам художественной гимнастики, гимнастическим упражнениям на бревне и брусьях включало только простые балетные движения и физическую подготовку. Затем сборная команда Китая по гимнастике включила в свою программу танцевальную технику, приёмы и прыжки китайского классического танца и стала широко использовать их в соревнованиях по спортивной гимнастике. Как только эта техника появилась на международных соревнованиях в 1970-е годы, гимнасты всего мира были поражены. Некоторые китайские спортсменки смогли выиграть в многоборье сразу по пять золотых медалей. Гимнасты по всему миру начали изучать приёмы и прыжки китайского классического танца и сразу соревнования по гимнастике поднялись на более высокий уровень технического мастерства.
Фактически многие танцевальные формы, формы физической культуры и спорта во всём мире заимствовали технику, приёмы и прыжки классического китайского танца. Некоторые копируют их сравнительно хорошо, в то время как другие находятся не на должном уровне, применяя их неточно, нестандартно и даже уродливо, тем самым искажая изысканную 5-тысячелетнюю культуру.
источник:
http://www.epochtimes.ru/content/view/76694/86/