Святитель Нико́ла, архиепископ Мир Ликийских
Никола Чудотворец. Роспись собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря. Дионисий, 1495-1496 гг.
Память святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, Церковь чтит несколько раз в году. Главный праздник - «зимний» Нико́ла, в честь преставления святителя - 19 декабря (6 декабря по старому стилю). Вешний, то есть весенний - 22 мая (9 мая по старому стилю), когда вспоминается перенесение его мощей в итальянский город Бари. В церковном календаре есть также дата рожества Святителя и перенесение его св. образа от Вятки в Москву - 11 августа (29 июля по старому стилю). Также еженедельно, по четвергам, по церковному Уставу, совершается служба апостолам и святителю Нико́ле - в тех храмах, где служба ежедневная.
На Руси почитание Николы Чудотворца было очень распространено, а количество посвящённых ему храмов и написанных икон было самым большим после Богородицы. Его имя вплоть до начала XX века было одним из самых популярных при наречении младенцев.
Содержание
Жизнь святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских
Святитель Никола - скорый помощник и теплый заступник
Богослужение на праздник св. Николы. Тропарь и кондак
Храмы на Руси во имя св. Николы Чудотворца
Святитель Никола Чудотворец. Старообрядческие храмы
Святитель Никола Чудотворец. Иконы
Народные традиции праздника св. Николы Чудотворца
Жизнь святителя Николы, архиепископа Мир Ликийских
Святитель Нико́ла - так зовут его старообрядцы. Или, по-современному, Никола́й Чудотворец. Икона этого святого есть в каждом христианском доме. И в машине ее возят. В жизни каждого человека бывали случаи чудесной помощи «скорого помощника и теплого заступника». Многие старообрядцы так часто молятся канон святителю Нико́ле, что выучили его наизусть.
Ну а на Западе, да и у нас теперь известен Санта-Клаус, современный мифический и коммерческий символ. А ведь это искаженный, но все же узнаваемый святитель Нико́ла, архиепископ Мир Ликийских, живший в IV веке. Самый известный святой, которого почитают не только христиане!
Святитель Нико́ла родился около 270 года в Ликии, в городе Патара (на южном побережье Малоазийского полуострова). К тому времени эта страна на территории Малой Азии вошла в состав Римской империи. В настоящее время - это территория Турции. Святитель Нико́ла был единственным сыном состоятельных и благочестивых христиан. В старинных житиях святого сказано, что родителей его звали Феофан и Нонна. Но современные исследователи говорят, что так звали родителей другого святителя Нико́лы, епископа Пинарского (Синайского), жившего в VI веке, также уроженца Ликии. Из-за похожих жизненных обстоятельств двух епископов, причисленных к лику святых, возникло мнение, что это был один и тот же святой. Потому и в житие святителя Нико́лы, архиепископа Мир Ликийских, присутствует описание паломничества на Святую Землю и посещения построенного гораздо позднее храма Воскресения Христова на Голгофе.
Но, несомненно, святитель Нико́ла был воспитан родителями-христианами в благочестии и получил хорошее образование. Новорожденный младенец еще в купели крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице. Святой Никола во младенчестве начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. После смерти родителей он, раздав все «имение», ушел в монастырь, но вскоре получил повеление Божие вернуться в мир, чтобы служить людям. Тогда он поселился в столице Ликии - Ми́ра (в настоящее время - турецкий город Демре). Жил он бедно и скромно, неукоснительно посещая все церковные службы. Когда скончался архиепископ Мир-Ликийский Иоанн, для избрания нового главы архиепископии собрались все епископы той области. Много было достойных кандидатов, но епископы никак не могли прийти к согласию. Тогда все стали усердно молиться Богу, прося указать наиболее достойного человека. Самому старшему епископу Господь открыл, что архиепископом будет тот, кто первым придет утром в храм. Это был святитель Нико́ла.
Шитая пелена святитель Нико́ла Можайский. Вторая половина XVI века
Это было время правления римских императоров Диоклетиана и Максимиана, известных мучителей христиан. В 303 году был издан эдикт, положивший начало самым продолжительным гонениям в Римской империи. В западной части их прекратил в 305 году преемник Максимиана Констанций Хлор. Император восточной части Римской империи Галерий продолжил гонения, прекратив их только в 311 году. Умирая, он издал эдикт веротерпимости.
В эти страшные для христиан годы святитель Нико́ла поддерживал паству, открыто проповедовал веру христианскую, за что и был заключен и темницу. Многие христиане приняли тогда мученическую смерть, но святителя Нико́лу Господь сохранил для служения Церкви и людям. После окончания гонений святитель Нико́ла вновь занял Мир-Ликийскую кафедру. Он участвовал в числе прочих 318 епископов в Первом Вселенском Соборе, созванном в 325 году императором Константином. Собор осудил арианскую ересь.
По преданию, на одном из заседаний святитель Нико́ла, не вытерпев богохульных высказываний Ария, ударил его по щеке. За этот поступок, недостойный архиерея, он был лишен омофора (знака епископского сана) и заключен в тюрьму. После этого нескольким епископам было видение, что Господь подает святителю Нико́ле Евангелие, а Пресвятая Богородица возлагает на него омофор. И действительно, войдя в тюремную башню, они увидели святого в епископском облачении. В память об этом на иконах святителя Нико́лы над его головой пишут Спасителя и Богородицу.
Святитель Нико́ла дожил до глубокой старости. После непродолжительной болезни он мирно скончался и был погребен в главном храме города Миры. Известно, что кончина святителя наступила 6 декабря, но точный год неизвестен. Предполагается, что произошло это около 345 года. Мощи его, находящиеся в итальянском городе Бари (часть мощей - в Венеции), и теперь источают благоуханное ми́ро.
Местное почитание Николы, архиепископа Мир Ликийских, началось вскоре после его кончины, а почитание на территории всего христианского мира устанавливается в IV - VII веках. Праздник перенесения мощей святителя Николы вначале отмечался только жителями итальянского города Бари. На Руси празднование памяти перенесения мощей св. Николы из Мир Ликийских в Бари установлено в XI веке на основе глубокого, уже упрочнившегося почитания русским народом великого угодника Божия.
Гробница Николы Чудотворца в Бари. Италия
Святитель Никола - скорый помощник и теплый заступник
Святитель Никола в христианстве почитается как чудотворец и является покровителем путешествующих, особенно моряков, а также оклеветанных, невинно осуждённых и сирот. Известно множество чудес, совершенных святителем Нико́лой еще при жизни. Он заботился не только о духовных нуждах паствы, но и хлебе насущном. Когда в Ликии случился сильный голод, одному торговцу зерном явился во сне святитель, дал три золотые монеты в задаток и велел привезти хлеб в Ликию. Проснувшись, купец действительно нашел у себя в руке три золотые монеты. Он привез хлеб в Ликию и рассказал там о чудесном видении. Верующие узнали по описанию своего архиепископа.
В то время в Патарах жил отец с тремя дочерьми. Раньше он был богат, но разорился. Его бедность и отчаяние были настолько велики, что он решился пожертвовать честью дочерей ради спасения от голода. Узнав об этом, святитель Нико́ла тайно глубокой ночью подбросил в его дом мешочек золота. Девушки были избавлены от греха и позора, и вскоре старшая из них вышла замуж. Увидев, что благодеяние пошло на пользу, святитель Нико́ла таким же образом подбросил и второй мешочек золота. И вторую дочь отец выдал замуж, надеясь, что неизвестный благодетель и в третий раз окажет свою помощь. Так и случилось: подбросив сверток, святитель Нико́ла поспешно пошел прочь от дома, чтобы его не узнали, но отец троих дочерей нагнал его и упал в ноги, благодаря за спасение своей семьи.
Известен святитель Нико́ла и как защитник невинно осужденных. Когда правитель города Миры осудил на казнь трех горожан, оклеветанных врагами, архиепископ поспешил спасти их. Предание говорит, что он поспел к самому моменту казни и вырвал занесенный меч из рук палача. При этом событии присутствовали трое воевод, посланных императором Константином усмирять мятеж во Фригии. Исполнив повеление, они вернулись в Константинополь. Завистники оклеветали их перед императором в подготовке захвата власти. Находясь в тюрьме в ожидании казни, воеводы вспомнили о святителе Нико́ле и заочно стали просить его заступничества. В ту же ночь святитель явился во сне императору Константину и градоначальнику Евлавию, требуя освобождения невинно осужденных. Казнь была отложена, обвинения вновь рассмотрены. Император, убедившись в невиновности воевод, повелел их освободить.
Невозможно описать все случаи чудесного заступничества святителя Нико́лы, его помощи. И в наше время ежедневно разные люди, даже не христиане, обращаются к чудотворцу, прося его молитв к Господу, и получают просимое. Особенно усердно обращаются к чудотворцу мореплаватели и путешественники. Одна благочестивая женщина рассказала произошедший с ней в молодости случай. Поздним вечером возвращалась она домой, навестив родителей. Дорога шла через пустырь, на котором расположилась компания выпивших парней. Читая по памяти канон святителю Нико́ле, молодая женщина спокойно пошла мимо них и услышала вопрос: «Что это за дедушка с тобой идет?» Поняв, что ее сопровождает святитель Нико́ла, она с благодарностью продолжила молитву и благополучно вернулась домой.
Богослужение на праздник св. Николы. Тропарь и кондак
У каждого из праздников в честь св. Николы своя гимнография. Точно известно о греческом происхождении только одной из памятей - преставления св. Николы. В Византии была составлена и служба на этот праздник. Остальные праздники, вероятнее всего, принадлежат Русской Церкви и богослужение к ним составляли русские песнотворцы.
В стихерах службы святителю Нико́ле, совершаемой в день его памяти 19 декабря, мы слышим о том, что угодник Божий посещает людей в скорбных обстоятельствах, спасает находящихся в морской глубине, питает голодных. В весьма пространной стихере «на хвалитех» (в конце вечерней службы) содержится благодарное восхваление святителя Нико́лы:
Фрагмент стихеры
«Доброго пастыря, единоревнителя (единомышленника) пастырям Христовой Церкви, сошедшеся на праздник, восхвалим. В недугах - врача, в бедах - избавителя, грешные - заступника, нищии - сокровище, спутника - путешественники, находящиеся в море - правителя (указывающего безопасный путь). Всегда с любовью, с теплотой встречающего великого святителя, восхваляя, так скажем: пресвятыи Нико́лае, предвари и избавь нас от беды, в которой мы находимся в настоящее время, и спаси свое стадо своими молитвами».
Крюковая стихера святителю Нико́ле из старообрядческой певческой книги «Трезвоны». Начало XX века
Тропарь глас 4, в день преставления св. Николы
Правило вере, и образ кротости, воздержанию учителя яви тя Господь стаду Своему, яже веще́м истина. Сего ради стяжав смирением высокая, нищетою богатая, отче наш святителю Николае, моли Христа Бога спастися душам нашим.
Кондак глас 4, в день преставления св. Николы
В мирех святе Николае святитель быв, Христово бо преподобне евангелие исполни, положил еси душу свою за люди своя, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятися, и явися великии таинник Божия благодати.
Тропарь глас 4, на перенесение мощей св. Николы
Отечество свое Мирскии град не оставль духом, предивно же во град Барскии, преславно телом пренесеся, архиерею Николае. И повсюду множества человеческая, своим пришествием возвеселил еси, болящия исцеляя. Тем же тя молим святителю Николае, моли Христа Бога, да спасет душа наша.
Ин тропарь:
Приспе день светлаго торжества, град Барскии радуется, и с ним вселенная вся сликоствует, песньми и пеньми духовными. Днесь бо священное торжество в пренесение честных и многоцелебных мощей, святителя и чудотворца Николы, яко же солнце незаходимое возсия светозарными лучами. И разгоняя тьму искушения же и бед от вопиющих верно, спасай нас, яко предстатель наш, великии Нико́лае.
Кондак глас 3, на перенесение мощей св. Николы
Взыде яко звезда от востока до запада, твоя мощи, святителю Николае. Море же освятися шествием ти, и град Барскии приемля тобою благодать. Нас бо ради показася чудотворец изящен, предивен и милостив.
Храмы на Руси во имя св. Николы Чудотворца
Имя великого угодника Божия, святителя и чудотворца Николы, скорого помощника и молитвенника за всех, притекающих к нему, прославилось во всех концах земли, во многих странах и народах. Первый храм, построенный на Руси, в Киеве, княгиней Ольгой еще до принятия христианства, был освящен во имя святителя Нико́лы. Построен он был над могилой князя Аскольда, которого крестил в 866 году патриарх Фотий с наречением имени Нико́ла.
На Руси множество соборов, монастырей и церквей посвящено святому Николе. В Великом Новгороде, Пскове, Киеве, Смоленске, Архангельске - невозможно все перечислить, ведь храм во имя святителя Нико́лы был в каждом городе и почти в каждом селе. Существует даже северная поговорка «От Холмогор до Колы 33 Нико́лы». Больше было только богородичных церквей.
Церковь Николы Белого в Великом Новгороде (1312-1313 гг.). Единственная постройка сохранившаяся от монастыря Николы Белого, разрушенного во время польско-шведской интервенции в 1611 году
Москва славилась несколькими десятками храмов, посвященных святителю, три Никольских монастыря находились в Московской епархии: Николо-Греческий (Старый) - в Китай-городе, Николо-Перервинский и Николо-Угрешский.
Николо-Перервинский монастырь. Рисунок из журнала «Нива». Фото 1880 года
Одна из главных башен Московского Кремля называется Никольской.
Роспись на Никольской башне Московского Кремля. Конец XV - начало XVI века
Святитель Никола Чудотворец. Старообрядческие храмы
В старообрядчестве сохранилась традиция почитания святителя Нико́лы, в честь него освящено множество старинных и новопостроенных храмов всех согласий. В РПсЦ сегодня престольный праздник отмечают на Рогожском (во имя святителя Нико́лы освящен приде́л - дополнительный алтарь - Покровского собора) и
Тверская общины г. Москвы. Храмовый праздник также отмечают в Нижнем Новгороде и Калуге, где во имя святителя Нико́лы освящены приделы храмов. В
Омске,
Коломне и селе
Устьяново Московской области,
Арзамасе Нижегородской области. В Пермской области в честь святителя Нико́лы освящены храмы в
Верещагино,
с. Бородулино и
д. Морозово. Никольские храмы РПсЦ есть в
Вилково,
Измаиле,
Белой Кринице (Украина). В белокриницких общинах Румынии в Браиле, с. Камень, с. Сарикёй и некоторых других сегодня престольный праздник. Никольский храм построен старообрядцами белокриницкого согласия в Николаевске на Аляске.
Храм РПсЦ во имя святителя Нико́лы. Коломна Московской области
Храм РПСЦ святителя Николы Чудотворца. Чернопенье
Храм РПсЦ во имя святителя Нико́лы в селе Залесово Алтайского края
Храм РПсЦ во имя святителя Нико́лы в селе Белоусовка Черновицкой области (Украина)
В честь святителя Нико́лы освящены храмы Русской Древлеправославной Церкви в
г. Камышине Волгоградской области,
г. Семенове Нижегородской области,
г. Нижнем Новгороде,
дер. Ванькове Пермской обл.,
с. Куйтун р-ки Бурятия и др.
Храм святителя Николы Чудотворца. Куйтун (РДЦ)
Престольный праздник сегодня в поморских общинах
Пскова,
Старой Руссы, Перми, Архангельска,
Нарьян-Мара,
Екатеринбурга,
г. Пугачеве и
с. Корсаковка Саратовской области, а также во многих зарубежных поморских общинах Украины, Белоруссии, Латвии, Литвы, Польши и США.
Поморский храм во имя святителя Нико́лы в Пскове
Храм святителя Николы Чудотворца. Нарьян-Мар
Сегодня также престольный праздник для женского Николо-Улейминского монастыря (Россия) и мужского Мануйловского (Румыния). Возле города Миасса Челябинской области также существовал Никольский женский монастырь, разоренный в 20-е гг. XX века. Более полный список Никольских храмов можно найти на нашем сайте в разделе
«Храмы и общины» Святитель Никола Чудотворец. Иконы
Священное Предание точно сохраняло на протяжении веков портретные черты святителя Николы Чудотворца. Его внешний облик на иконах всегда отличался ярко выраженной индивидуальностью, поэтому даже неискушенный в области иконографии человек без труда узнает образ этого святого. Самое древнее из известных нам иконописных изображений св. Николы, Мир Ликийского чудотворца, - образ св. Николы со Спасителем и избранными святыми на полях из собрания Синайского монастыря св. Екатерины.
Никола Чудотворец со святыми на полях. Кон. X - нач. XI в. Константинополь. Монастырь св. Екатерины, Синай
Фресковые и мозаичные образы (в рост или поясные) святителя Николы сохранились в константинопольском соборе св. Софии, в киевском Софийском соборе, в церкви Успения в Дафни, в Георгиевском соборе Старой Ладоги и во многих других храмах.
Фреска Георгиевского собора в Старой Ладоге. Последняя четверть XII в.
Образ святителя Николы мог помещаться как отдельно, так и в составе композиции «Святительский чин» в алтаре. Правой рукой святой благословляет, а в левой, часто покрытой фелонью и омофором, держит Евангелие. Облачение составляют риза, поручи, фелонь, под которой видна палица, и омофор.
Икона святителя Нико́лы. Конец XIII века. Новгород
Икона святителя Нико́лы с избранными святыми на полях. Конец XII века. Новгород
В связи с иконоборческими гонениями, иконография святого складывается достаточно поздно, только в X - XI веках. Много чудотворных икон святителя Николы явилось в России и пришло из других стран. Прославившись чудотворениями, такие иконы получали общерусскую известность и индивидуальные наименования, обычно связанные с местом обретения. Найденная в вятском регионе на берегу реки Великой икона стала называться «Никола Великорецкий», обретенная у калужского села Гостунь - «Никола Гостунский». В честь Великорецкой иконы святителя Николы с 9 по 13 августа ежегодно проходит старообрядческий Великорецкий Крестный ход из г. Кирова (Вятки) в село Великорецкое.
Икона святитель Нико́ла Зарайский с житием. Первая половина XVI века. Вологда
Икона святителя Нико́лы. Первая половина XIV века. Ростов
На Руси, терзаемой в XV - XVI веках набегами и войнами, стал особенно популярен образ святителя Николы, святого ратника, защищающего православный град от иноплеменных. Самыми распространенными являются образы святителя Николы Зарайского - в рост, с благословляющей десницей и Евангелием (образ в 1225 году был перенесен из Корсуни в пределы рязанского княжества, где прославился многочисленными чудесами), и святителя Николы Можайского - тоже в рост, с мечом в правой руке и городом в левой - в память чудесного спасения, по молитвам святителя, города Можайска от нападения врагов. Меч в руках святителя истолковывался и как воинское оружие, и как «меч духовный, который есть Слово Божие».
Святитель Нико́ла Зарайский. Миниатюра из старообрядческой певческой книги «Трезвоны». Начало XX века
Никола Можайский. Литая икона. Россия. XVIII в. Музей им. А. Рублева, Москва
Народные традиции праздника св. Николы Чудотворца
Никола Чудотворец (в народе Угодник Божий, Микола Милостивый) на Руси почитался наравне с Исусом Христом и Богородицей, как самый близкий к Богу из всех святых. «Два Николы: теплый да холодный, сытый да голодный», «Никола зимний лошадь на двор загонит, весенний - откормит», «Сколько Никола Зимний даст снегу, столько Никола Вешний даст травы».
Народные названия Николы зимнего: Николин день, Никольщина, Никола морозный, Никола холодный, Микола зимний, Свечи. В этот день, по преданию, «Никола-угодник спускается с небесных полей на оснеженную землю и шествует по лицу Земли Русской, обходя её - обыденкой (в один день) - из конца в конец. И убегают от него, ещё загодя, все духи тьмы». Под именем «Никольщины» следует разуметь неопределенный числом праздничных дней период времени, предшествующий и следующий за зимним Николой. Это празднество всегда справлялось в складчину, так как одному не по силам принимать всех соседей. В отличие от прочих, это праздник стариковский, большаков семей и представителей деревенских и сельских родов. На западе Великороссии, в Смоленщине, а также в Белоруссии, в среде стариков наблюдался старинный обычай «свечу сучить»: после молитвы св. Николе жевали соты и выплевывали в чашку с водой; из этого воска изготавливалась затем мирская свеча Николе угоднику.
Народные названия Николы весеннего: Никола вешний, Никола теплый, Никола травной, Никола с теплом. Никола вешний называется так потому, что с этого дня (22 мая) устанавливается теплая погода. «Никола осенний лошадь на двор загонит, а Никола весенний лошадь откормит», - говорят крестьяне, характеризуя приволье подножных кормов. Никола вешний считается покровителем лошадей: в этот день заказываются молебны с водосвятием, чтобы святой уберег коней от волков и медведей и даровал табунам здоровье. Также этот день считается мужским праздником, так как в этот день парни первый раз ехали в ночное и на лугах, при свете костров, пировали.
Никола Чудотворец считается и покровителем браков. На Николу любят приговаривать: «Суженого конем не объедешь», «Кому на ком жениться, тот в того и родится», - тем самым подтверждая веру в могущество святого Николы связывать судьбу суженых. После свадебного сговора обычно творили молитву этому святому, чтобы оградить будущий брак от неудачи.
http://ruvera.ru/nikola