Сошествие с креста: Митькина вера

Dec 07, 2016 11:57

16 ноября 2016 года в рамках Второго международного кинофестиваля имени Саввы Морозова был показан игровой фильм режиссера Е.Е. Барханова «Сошествие с креста». Съемки фильма проходили в Ржевском районе Тверской области. Следует отметить, что это не первый фильм Евгения Барханова, снятый на ржевской земле. Так, в 2012 году под Ржевом проходили съемки художественного фильм «РэПэПэ. Режим полного погружения», а в 2013 году был снят художественный фильм «Живало-бывало».



Режиссер Е. Е. Барханов

«Сошествие с креста» - это история одного дня и ночи на Рождество Христово 1942 года. В оккупированной немцами деревне Ржевского района староста-старообрядец (играет С. В. Моряков) воспитывает сироту - мальчика Митьку (М. Бычков). Под влиянием старосты-старообрядца мальчик учит молитвы и готовится к встрече Рождества Христова. Когда в их хлев, скрываясь от преследования, приходит беременная еврейка Мариам, Митька «видит» в ней Богородицу и решает, что она пришла родить к ним Мессию и что войне будет конец и она-то вылечит умирающего политрука, которого скрывает дед в погребе. Но неожиданно в сюжете появляется обозленный на Советскую власть Сашка-полицай, которому Митька хвастается о Богородице.



Скрываясь от преследования, еврейка приходит в хлев. Кадр из фильма «Сошествие с креста»

Профессиональных актеров, кроме Ирины Яковлевой, в фильме больше нет. В нем задействованы ржевитяне, друзья и знакомые режиссера Евгения Барханова. Например, политрука, бежавшего из концлагеря, играет непрофессиональный актер Дин Тормо - Бирюков. Главную роль старосты-старообрядца исполняет ржевский краевед С. В. Моряков.



Сашка-полицай пытается задушить еврейку

Режиссерская работа заслуживает уважения, за исключением, быть может, музыкального сопровождения. В самые трагические минуты фильма, что называется, не в тему зритель слышит танго, фокстроты и джаз. Но, возможно, это авторская задумка? Вера Митьки, что еврейка Мариам и есть Богородица, которая пришла родить Мессию и которая способна исцелить умирающего политрука, - это то светлое и доброе, что не может не привлекать в этом фильме и напоминать каждому о своем детстве, когда все вокруг казалось чудесным. События в фильме разворачиваются на фоне войны, но ее проявлений, кроме гулких звуков бомбежки и Сашки-полицая, нет. Даже один из героев, Витька, во время рубки дров восклицает: «Благодать, будто и войны-то нету!». Сюжет фильма оригинален и непредсказуем. Оставив икону святителя Николы у дерева, дед, еврейка Мариам с младенцем и Митька уходят из деревни. На вопрос Митьки, зачем дед оставил икону, тот ответил: «Глядишь, обретут люди икону, и в Бога уверуют».

Но недоумение вызывают молитвословия главного героя - деда. Согласно сценарию, он старообрядец. Но маловероятно, что кто-то из старообрядцев или даже новообрядцев начнет молиться Трисвятое таким образом: «Святый Боже, святый грешный, святый безсмертный…»? Такого рода небрежность невольно напомнила ответ патриарха Никона правщику Арсению Греку на вопрос Арсения Грека о редактировании богослужебных текстов: «Правь, Арсений, как хочешь, лишь бы не по-старому».

Многие молитвословия в фильме произносятся главным героем по-новообрядчески, а некоторые и вовсе с добавлением чего-то еще более нового. Замечу, что режиссер Е. Барханов мог бы обратиться за консультацией к старообрядцам, хотя бы для того, чтобы научить главного героя осенять себя крестным знамением и читать дораскольный вариант молитвы «Отче Наш», но почему-то этого не сделал, в итоге откровенная нелепость молитв портит впечатление от фильма.

Печален и тот факт, что старообрядцы в лице главного героя показаны несколько жесткими людьми: стоит шестилетнему мальчику отвлечься от молитвы, как Дед сразу же раздражается этим. Во время чтения одной из церковных книг мальчик спрашивает: «А это что?», вероятно, указывая на непонятное слово, на что Дед яростно заорал: «Смотри в книгу!». Наверное, в этот момент затряслись стены комнатушки, в которой происходило действие. Думается, здесь присутствует некий народный стереотип. Старообрядцы воспринимаются неимоверно строгими людьми, настолько, что готовы наорать на малыша, если он отвлечется от чтения молитвы или задаст не во время вопрос. Но, несмотря на недостоверность эпизодов с молитвами, фильм производит самое положительное впечатление.



Дед, Мариам с младенцем и Митька покидают деревню. Кадр из фильма «Сошествие с креста»

Читайте на сайте "Русская вера" интервью с режиссером фильма Е.Е. Бархановым и актером С.В. Моряковым.

http://ruvera.ru/articles/soshestvie_krest

фильмы, Ржев, Старообрядцы, рецензии

Previous post Next post
Up