Всероссийская научно-практическая и богословская конференция «Старообрядчество и революция»

Jul 24, 2017 19:38

24 июля 2017 года в г. Казани пройдет Всероссийская научно-практическая и богословская конференция с международным участием «Старообрядчество и революция», приуроченная к 100-летию революционных событий в России. Торжественное открытие конференции состоялось в восстанавливаемом кафедральном соборе Казанско-Вятской епархии РПсЦ.



Участники конференции

Организаторами Всероссийской научно-практической и богословской конференции являются Казанско-Вятская епархия Русской Православной старообрядческой Церкви (РПсЦ), Казанская община христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия, ГБУК «Национальный музей Республики Татарстан», ГБУК «Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан» и ГБУК РТ Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Остров-град Свияжск». Мероприятие проводится во всероссийском формате с международным участием при поддержке Республики Татарстан.

На открытии конференции было оглашено обращение к участникам и гостям конференции Президента Республики Татарстан Р.Н. Минниханова. С приветственными словами выступили: митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий (Титов), министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин, епископ Казанско-Вятский РПсЦ Евфимий (Дубинов), духовный настоятель христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е. Хрычёв, от имени митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (РПЦ) выступил протоиерей Владимир Самойленко. Участие в конференции также приняли представители старообрядческого духовенства и общественности, учёные и деятели культуры из различных регионов России, Молдавии, Румынии и Украины.



Выступает митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий

Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий в своем приветственном слове рассказал участникам и гостям конференции о духовных итогах революции: "Это уничтожение исторической памяти, репрессии против церкви, гонения на верующих, кощунство и богохульства".

Министр культуры РТ А.М. Сибагатуллин рассказал о том, что власти Татарстана создали атмосферу благоприятствования развитию старообрядчеких общин и готовы к взаимодействию с ними.



Приветственное слово епископа Казанско-Вятского Евфимия

Епископ Казанско-Вятский РПсЦ Евфимий (Дубинов) в своем выступлении отметил, что старообрядчество и революция несовместимы: "Старообрядчество созидает - революция губит".

Затем выступил протоиерей Владимир Самойленко (РПЦ), который зачитал обращение митрополита Казанского и Татарстанского Феофана (РПЦ): "События 100-летней давности коснулись всех верующих. По масштабности им не было равных в истории христианства. Даже гонения на первых христиан были не такие жестокие, в сравнении с гонениями ХХ века от безбожников".

Также к участникам и гостям конференции обратился духовный настоятель христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старо-поморского согласия А.Е. Хрычёв. Он рассказал о федосеевской старо-поморской общине г. Казани, её знаменитых купцах и попечителях, почетных гражданах:"Татарстан - уникальный регион России, где присутствуют все старообрядческие согласия. Это не случайно, потому что во все времена местные власти губернии всегда поддерживали межконфессиональный мир, благоприятное отношение для всех конфессий. И сегодня старообрядчество региона развивается, хотя не все проблемы еще решены. Так, я обращаюсь ко всем участникам конференции с просьбой поддержать идею возвращения Прилуцкой старообрядческой моленной г. Казани".

Доктор филологических наук, профессор-консультант в Бухарестском университете «Спиру Харет», член координационного совета общины русских-липован Румынии Кирилэ Феодор Иванович отметил, что на подобных конференциях возрождается дух старообрядческой соборности, братства:"Мои предки покинули Россию, чтобы сохранить русскость. После периода безбожия нужно возрождать русский мир через возрождение русской соборности, через подлинную общинную жизнь, включая институт семьи".



Во время пленарного заседания

В завершении пленарного заседания митрополит РПсЦ Корнилий рассказал о своей поездке в г. Елабугу на могилу поэтессы М.И. Цветаевой. Он высказал мнение, что ее самоубийство было не вполне самоубийством: "Ее довели фактически, постоянно преследовали, как и многих других людей, которые погибли в 30-40-е годы".
Он зачитал стихотворение Марины Цветаевой, посвященное событиям революции:

Мракобесие. Смерч. Содом.
Берегите Гнездо и Дом.
Долг и Верность спустив с цепи,
Человек молодой - не спи!
В воротах, как Благая Весть,
Белым стражем да встанет -Честь.
Обведите свой дом - межой,
Да не внидет в него - Чужой.
Берегите от злобы волн
Садик сына и дедов холм.
Под ударами злой судьбы -
Выше -прадедовы дубы!

В этот же день в кафедральном соборе и в Национальном музее Республики Татарстан пройдут две секции по темам: «Богословская мысль в эпоху гонений и богоборчества» и «Исторические судьбы старообрядчества в XX веке». Участники конференции смогут ознакомиться с планами возрождения старообрядческого храмового комплекса в Казани и создания здесь Музея старообрядчества. Подведение итогов конференции запланировано на 25 июля в Свияжске, где будет принята её итоговая резолюция.

В рамках проведения конференции также состоятся: выступление молодёжного старообрядческого хора, презентация выставки «Казань старообрядческая», возложение цветов к памятнику митрополита Московского и всея Руси РПсЦ Андриана (Четвергова), экскурсии в Казанский Кремль и Национальный музей Республики Татарстан, посещение места обретения чудотворной Казанской иконы Божией Матери и монастырских комплексов острова-града Свияжск. Планируется издание сборника материалов конференции, в которых анализируются влияние революционных событий на судьбу старообрядчества, состояние богословской мысли в советскую эпоху, рассматриваются различные аспекты развития старообрядчества в конце XIX - начале XXI вв.

Доклады I секции «Богословская мысль в эпоху гонений и богоборчества»:

1. Митрополит Московский и всея Руси РПсЦ Корнилий - «Старообрядцы и революция».

2. о. Никола Татауров, настоятель храма в г. Пермь - «Религиозное состояние общества на Урале накануне революции».

3. о. Сергий Махнев, настоятель храма в г. Йошкар-Ола - «Христианский патриотизм и светское государство».

4.о. Валерий Шабашов, настоятель храма в г. Верещагино - «Судьбы старообрядцев во времена революции 1917 года».

5. о. Александр Панкратов, настоятель храма в г. Великий Новгород - «Современные мифы о старообрядчестве и революции».

6. о. Андрей Вознюк, настоятель храма в г. Кишинев - «Кишиневская епархия как убежище для старообрядческой интеллигенции в революционное время».

7. Диакон Валерий Тимофеев, кандидат исторических наук, г. Чебоксары - «Старообрядцы в 1917 году: общественная и церковная жизнь».

8. Чтец Иоанн Распопин, Покровский собор в г. Ростов-на-Дону - «Старообрядчество и революция 1917 года (по материалам духовной периодической печати)».

9. Гусев Максим Олегович, редактор и издатель газеты уральской старообрядческой газеты «Община»: «Тишь да гладь… (Уральские общины и храмы в период революции 1917 года - почему потрясение мирового масштаба де-факто обошло их стороной?)».

10. Долнакова Елена Алексеевна, прихожанка старообрядческого храма в г. Новосибирск - «Из истории Новониколаевской старообрядческой общины Рожества Пресвятой Богородицы».

11. Емельянов Александр Николаевич, регент старообрядческого храма в г. Новосибирск - «Новая власть в судьбах старообрядцев».

12. Свечников Владимир Константинович, исследователь (г. Казань) - «Некоторые аспекты жизни старообрядческой общины Белокриницкого согласия г. Казани в конце XIX - начале XX веков. Ее лидер М.Л. Свечников».

13. Иподиакон Феодор Афанасов, представитель Древлеправославной Белокриницкой Митрополии - «Русская революция в глазах старообрядцев Румынии».

14. Чистяков Глеб Станиславович, редактор Информационно-издательского отдела Московской Митрополии Русской Православной старообрядческой Церкви - «Старообрядчество и советская власть после октябрьской революции».

Доклады II секции «Исторические судьбы старообрядчества в XX веке»:

1. Агапов Олег Дмитриевич, доктор философских наук, профессор кафедры философии Казанский инновационный университет им. В.Г. Тимирясова - «Религиозные сообщества - субъекты российских революций начала XX в.»

2. Боченков Виктор Вячеславович, кандидат филологических наук, сотрудник Московской Митрополии РПсЦ - «Старообрядцы Казани и 1917 год».

3. Донцов Петр Артемьевич, сотрудник бюро межэтнических отношений при Правительстве Молдовы, Николаев Дмитрий Михайлович, сопредседатель Центра русской культуры Республики Молдова - «Старообрядцы Молдовы и русская революция».

4. Елдашев Анатолий Михайлович, доцент Казанской духовной семинарии, лауреат Макариевской премии - «Государство и церковь (1905-1920 гг). Казанский аспект».

5. Карташева Елена Ивановна, заместитель директора по научно-исследовательской работе государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Остров-град Свияжск» - «Казанская община старообрядцев Белокриницкого согласия в 1900-1910-е гг.: процессы, события и итоги «золотого периода» истории российского старообрядчества».

6. Кирилэ Феодор Иванович, доктор филологических наук, профессор-консультант в Бухарестском университете «Спиру Харет», член координационного совета общины русских-липован Румынии - «Русские-липоване, проживающие в Румынии. История и современность».

7. Михайлов Андрей Юрьевич, доцент кафедры общей и церковной истории Казанской православной духовной семинарии, кандидат исторических наук - «Епископ Михаил (Семёнов, 1873-1916): путь к старообрядчеству».

8. Старухин Николай Алексеевич, кандидат исторических наук, научный сотрудник ФГБУН «Институт истории СО РАН», сектор археографии и источниковедения - «Россия страдает от розни и насилия: из истории общественно-политических акций белокриницких староверов периода революции и гражданской войны».

9. Султанов Иван Галиевич, помощник попечителя Казанской общины христиан древлеправославно-кафолического вероисповедания и благочестия старопоморского согласия, Васильев Глеб Иванович, старший преподаватель кафедры государственного, муниципального управления и социологии Казанского национального исследовательского технологического университета - «Молельня старообрядцев Поморского согласия на Стекольном».

10. Таранец Сергей Васильевич, доктор исторических наук (Институт украинской археографии и источниковедения имени М.С. Грушевского Национальной академии наук Украины) - «Старообрядцы и российское революционное движение во второй половине ХІХ - начале ХХ в.».

11. Шахов Михаил Олегович, доктор философских наук, профессор кафедры управления в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова - «Социальное учение старообрядчества и революция».

12. Шемякина Елена Павловна, прихожанка старообрядческого храма в г. Ижевск - «Старообрядчество Удмуртии в XX веке. Люди и судьбы».

13. Алексеева Лада Игоревна, представитель актива Казанского русского национально-культурного объединения - «Что же касается А.В. Курятникова, то смерть его вполне установлена…».

14. Алексеев Игорь Евгеньевич, кандидат исторических наук, главный советник Управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Президента Республики Татарстан по вопросам внутренней политики - «Старообрядческие организации в Республике Татарстан на современном этапе в контексте государственно-религиозного диалога».

http://ruvera.ru/news/staroobryadchestvo_i_revolyciya

города России, история, советские репрессии, Старообрядцы, конференции

Previous post Next post
Up