Оригинал взят у
tromentano в
Занятие №56: "Пиратский жребий", "Не-фасоль-не-горох беготня", шпатлёвочная аппликация Давно собирался в каком-то явном виде подступиться к теории вероятностей. В школьной программе её почему-то вовсе не касаются - а тема суперважная и для бытового применения, я для формирования мировоззрения в целом.
Начали мы с игры в "пиратский жребий". Каждому для начала досталось по 10 стекляшек, для игры мы использовали деревянные палочки, часть из которых была с цветными метками с одного конца.
Игровая механика проверена тысячелетиями. Я предлагаю какое-то соотношение палочек (например, 1 цветная и 2 не-цветных) и какую-то ставку - (например, 1 моя стекляшка против 1 стекляшки оппонента). Тот, кто соглашается на эти условия делает ставку и вытягивает палочку. Если она цветная - то все стекляшки забирает он, а если нет - то я.
Начал я с комбинации 1 цветная и 1 обычная, попытался с кем-нибудь сторговаться на ставку 1 моя стекляшка против 2 его - все дети вполне разумно отказались. Сошлись на ставке один к одному - поиграли так немного, стекляшки перетекали туда-сюда, но принципиально их количество у игроков не изменялось.
Я стал предлагать всякие другие комбинации (2-3 цветные и 1 обычная, или 1 обычная и 2-3 цветные) - в целом, дети были достаточно разумны при оценке предлагаемых условий по ставкам, но у Маруси и Ильи я почти половину стекляшек отыграл (например, убеждая при комбинации 2 цветные и 1 обычная ставить три стекляшки против одной моей).
Ситуация переломилась, когда я стал предлагать комбинации типа 4 цветных и 1 обычная, а ставки делать семь против моей одной. На это купились абсолютно все - ну как же, "там всего одна не-цветная из пяти, она точно мне не попадётся"! Это заняло где-то 15-20 игр, в большинстве из которых по одной моей стекляшки выигрывали дети, куражась всё сильнее, но когда я изредка выигрывал - я сразу оставлял их банкротами, забирая по семь стекляшек. В общем, через полчаса все стекляшки были у меня - настало время подводить итоги.
Я поинтересовался, почему мне удалось выиграть все стекляшки. Никита выдвинул версию, что я разгадал способ его расчёта (брать то с краю, то из середины) - и стал по-другому раскладывать палочки. Я напомнил, что всегда их перемешивал, и даже не смотрел на них, но Никита так и не расстался с "
иллюзией контроля" (впрочем, я этого и не ожидал так скоро - многие люд с ней и за всю жизнь не расстаются). К слову, вот даже популярную
статью на эту тему когда-то написал. Маруся сказала, что я предлагал плохие условия - я подтвердил, что особым образом рассчитывал условия.
На этот раз остановились на этом, но, естественно, я сделал важно внушение на тему того, что если кто-то предлагает играть в какую-то игру на что-то ценное - то наверняка он либо знает об этой игре что-то, чего не знаете вы, либо будет жульничать; в любом случае он будет иметь преимущество перед вами.
Ну, в середине занятия надо конечно размяться - я расставил три стульчика по углам, под один положил горошину, под другой - фасолину, под третий - макаронину. Задания сегодня были на исключения, если я говорил "не макароны и не горох" - нужно было занять стул под которым фасоль.
Вдоволь набегавшись, перешли к следующему делу: шпатлёвочной аппликации. Каждый получил пенопластовый поддончик с нанесённой высококачественной полимерной шпатлёвкой, на которую так удобно вдавливать любые вещи вроде гороха, фасоли, макарон или ракушек, и с энтузиазмом взялись за дело - а я пошёл сделать чай.
Когда я вернулся - я был действительно сильно удивлён качеством работ - дети растут на глазах! Я ведь даже не то, чтобы помогать - ни одного совета никому не дал!
Потом все собрали ещё по одной картине и довольные понесли их по домам :)