Ислам, такфир и экстремизм

Jan 21, 2016 07:00

Мир вам, милость Аллаха и Его благословение!

В настоящее время нас беспокоит вопрос такфира (такфир - обвинять в неверии, чрезмерность). Молодежь юного возраста, увлечённая этой идеей, отказывается от молитвы со своими братьями по вере и наставниками, которые призывают мусульман к единению. У многих молодых людей разрушен разум и человеческий облик, что они готовы убивать своих братьев по вере. В этом им помогают СМИ и особенно Интернет, которые наставляют их к греховности и заблуждению. На прилавках магазинов появились исламские книги и брошюры, авторы которых не имеют ни веры, ни богобоязненности. Они пишут или написали их под влиянием определенных условий и содержат семена такфира, что запрещено шариатским законом. Самое страшное, что они видят в нас только плохое. Они ссылаются на аяты Корана из суры «Трапеза»: «Те же, которые не принимают решений в соответствии с тем, что ниспослал Аллах, являются неверующими» (Коран 5,44), а также из хадисов, как, например, хадисы, приписывающие неверие за некоторые погрещения. Поистине, со всеми, кто не согласился с ними в их понимании текстов и сказали, что у этих текстов есть толкование ученых ахлю сунна валь-джамаа, они отвергли, а несогласных с их доводами отвергли и обвинили в неверии.

[Spoiler (click to open)]

Хьасан аль-Банн - основоположник организации «Братьев мусульман» - отличался умеренностью и мягкостью. Этим он воспитал своих сторонников среди осужденных. Однако впоследствии появились среди них молодые люди (джамааты), обвинявшие друг друга в неверии. Когда об этом узнал терпеливый и обладающий знаниями наставник «братьев» Хасан аль-Худайби, сидевший в тюрьме, отверг джамааты чрезмерности и объявил свою непричастность к их идеям, заявив: «Мы проповедники, а не судьи».

Судья анализирует сущность людей, исследует их, чтобы затем вынести решение за или против них. Однако, проповедник призывает всех, доводит до всех, обучает, призывая к слову ислама всех людей, чтобы тот, кто был заблудшим, стал на правильный путь, кто был грешником - покаялся… И даже кто был неверным, чтобы он принял ислам. Т.е. проповедник не убивает сбившегося с пути, а возвращает его в лоно ислама.

Поистине, Пророк (С.А.В.) предостерегал свою умму от чрезмерности и сказал то, что передал ибн Аббас: «Избегайте чрезмерностей в религии. Поистине, она погубила тех, кто был до вас». Чрезмерность привела молодежь к обвинению в неверии тех, кто ей противоречит, а также дозволению их крови и их имущества - эта та же чрезмерность, которая привела хавариджей в прежние века к подобному пути. Они объявили дозволенной кровь правителя правоверных Али (да будет доволен им Аллах), который являлся двоюродным братом Пророка (мир ему и благословение Аллаха), и был одним из первых принявших ислам, а также воином на пути Аллаха. Хавариджи много постились, долго выстаивали в молитвах и часто читали Коран. Существует достоверный хадис относительно хавариджей, где содержится предостережение от них. Данный хадис передан десятью цепочками, как это сказал имам Ахмад, некоторые из которых содержатся в Сахихах аль-Бухари и Муслима. В этих хадисах сказано: «Любой из вас посчитает ничтожной свою молитву по сравнению с их молитвами и свое выстаивание с их выстаиваниями, а свое чтение Корана с их чтениями». Однако вместе с тем они описаны как те, кто вылетают из религии, как вылетает стрела из лука», и разъяснены их отличительные признаки: «Они не трогают многобожников, а убивают мусульман». Также в хадисах существует указание на поверхностность, а также отсутствие глубокого понимания Корана: «Они читают Коран, который не поднимается выше их ключиц».

Решение проблемы увлечения молодежи чрезмерности в такфире не может быть решена со стороны власти преследованиями, репрессиями, арестами и другими жесткими мерами. Против их идеи у нас должна быть идея диалога, чтобы объяснить им подлинные смыслы Корана, хадиса и фетвы величайших исламских ученых. Все спорные вопросы необходимо решать с помощью убеждения и разъяснения, устранения сомнений.

Слабость этой молодежи в отсутствии глубокого изучения исламских и других наук. Это привело их к тому, что они берут некоторые тексты и оставляют другие, или же обращаются к неоднозначным текстам, оставляя ясные, или же ухватываются за детали, забывая общие принципы и основы, или же понимая некоторые тексты поверхностно и т.д., при этом их вдохновители выносят фетвы с легкостью в этих опасных вопросах. Поэтому имамы прошлого побуждали в первую очередь к получению знаний до начала поклонения и джихада, чтобы не сойти с пути Аллаха. Хасан аль-Басри сказал: «Действующий, не имея знаний, подобен идущему неправильной дорогой, делающий, не имея знаний, больше портит, чем исправляет. Поистине, часть людей стремились к поклонению и оставили знания так, что в итоги вышли со своими мечами против общины Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха). А если бы они стремились к знанию, то оно бы не привело их к тому, что они сделали».

Иногда в юном возрасте человек может не знать о запретном, или же он покаялся в совершенном, или же у него может быть большое количество благих дел, которые сотрут наказание за совершение запретного, или же он может быть испытан бедами, которые искупят этот поступок, или же он может получить заступничество того, кто имеет право на это.

Мусульманин не может спешить с обвинением в неверии огромных масс людей, которые свидетельствуют «Нет божества, кроме Аллаха, и Мухаммад - Посланник Аллаха», даже если в их поведении смешались благие и непристойные поступки. Поистине, произнесенные ими два свидетельства сделали запретными их кровь и их имущество (кроме как по праву), а их отчет будет перед Всевышним. Достоверный хадис-мутаватир (в достоверности которого нет сомнений) гласит: «Мне было велено сражаться с людьми, пока они не произнесут: «Нет божества, кроме Аллаха», а если они скажут это, то защитят от меня свою кровь и своё имущество, кроме как по праву, а их отчет перед Аллахом». Человек, который произнес два свидетельства своим языком, становится мусульманином, даже если он останется неверующим в своем сердце, т.к. нам велено судить по внешнему и оставлять Аллаху скрытое.

Суюти в своей работе «Аль-Джами ас-Саг1ир» говорит: «Данный хадис является мутаватир (не подлежащий сомнению в своей достоверности). Аль-Манави, толкующий этот хадис, говорит: «Потому что его передали пятнадцать сподвижников».

Стоит отметить, что если человек произнес: «Нет божества, кроме Аллаха», он в исламе, на что указывает неприкосновенность его крови и имущества. Пророк проявил сильное негодование в отношении Усамы бин Зейда, который убил того, кто произнес: «Нет божества, кроме Аллаха», когда тот поднял над ним меч. Передается, что Пророк (С.А.В.) принял от группы людей ислам, хотя они поставили условия, что не будут выплачивать закят.

В «Муснаде» имама Ахмада от Джабира (А. С.) передается, что на их условие Пророк (С.А.В.) сказал: «В будущем они будут платить закят и совершать джихад».

Хадисоведы приводят в качестве аргумента то, что Хаким бин Хизам сказал: «Я принес присягу Пророку (С.А.В.) на условии, что я буду молиться только стоя». Имам Ахмад подчеркивает о гибкости и мягкости, с помощью которых Пророк (С.А.В.) решал вопросы, в особенности в отношении тех, кто принимал ислам. От Абу Зара (А.С.) передается: «Я пришёл к Посланнику Аллаха (С.А.В.), который сказал: «Непременно выйдет из Ада тот, кто произнес: «Нет иного божества, кроме Аллаха», а в его сердце было благо весом хотя бы в пшеничное зернышко».

В сборниках хадисов аль-Бухари и Муслима передается хадис от Абу Зара, что Пророк (С.А.В.) сказал: «Ко мне пришел ангел Джабриль и обрадовал меня тем, что тот, кто умер из моей общины, не предавая Аллаху сотоварищей, войдет в Рай. Я спросил: «И даже если он совершал прелюбодеяние и воровал?» Он ответил: «И даже если он совершал прелюбодеяние и воровал».

Также у Муслима приводится хадис от Ибада, который сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха (С.А.В.) говорил: «Кто засвидетельствовал, что нет иного божества, кроме Аллаха, и что Мухаммад - Посланник Аллаха, для того Аллах делает запретным Ад».

Из этих хадисов ясно, что слова свидетельства являются причиной вхождения в Рай и спасения от Ада. Под вхождением в Рай здесь понимается попадание в него после перенесения мучений в Аду в течение определенного времени за содеянное.

Несомненно, слова свидетельства являются первым шагом вхождения в ислам. При этом надо знать обязывающие и запрещающие нормы религии Аллаха. Например, обязательность молитвы, закяты, столпы ислама, запрет на убийство, прелюбодеяние, ростовщичество, употребление спиртного и другие большие грехи…

К сожалению, наступило время, когда люди все больше равнодушно относятся к убийству человека в т.ч. с проявлением жестокости и зверства. На Северном Кавказе, в частности у нас, в Ингушетии, примирительная комиссия с участием религиозных и общественных деятелей проводит большую работу по примирению кровников и сведению на нет убийства и вражды среди людей. Жизнь нам дарована Творцом и только Он имеет право посягнуть на неё. Но если даже совершено умышленное или случайное убийство, религиозное братство (ухувватул иман) сохраняется. Вот что сказано об этом в Коране: «Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернется к повелению Аллаха. Когда же она вернется, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны. Воистину, Аллах любит беспристрастных. Воистину, верующие - братья. Поэтому примиряйте братьев и бойтесь Аллаха - быть может, вы будете помилованы» (Коран: 49. 9-10). Этот аят Корана повелевает нам не быть равнодушным, когда проливается человеческая кровь. Однако проявлять агрессию и убивать своих братьев и иноверцев, которые проживают среди нас без права на это - величайший грех. Вот что сказано по этому поводу в достоверном хадисе: «Не становитесь после меня неверными, которые рубят друг друга по лицам». Есть и другой хадис: «Если встретились два мусульманина с мечами, то убийца и убитый - в Аду». Бухари, в отношении последнего хадиса сказал, что грехи не являются причиной для такфира, так как Пророк (мир ему и благословение Аллаха) назвал их мусульманами, в то же время угрожая им огнём Ада.

Один из участников сражения при Бадре оклеветал мать правоверных - Айшу (да будет доволен ею Аллах). Абу Бакр поклялся, что не будет поддерживать с ним отношения. Однако Всевышний сказал: «Пусть обладающие достоинствами и достатком среди вас не клянутся, что не будут помогать родственникам, беднякам и переселенцам на пути Аллаха. Пусть они простят и будут снисходительны. Разве вы не желаете, чтобы Аллах простил вас? Аллах - Прощающий, Милосердный (Коран: 24,22). Бухари приводит от Абу Хурайры рассказ о распивавшем спиртное, которого Пророк (мир ему и благословение Аллаха), повелел наказать, а когда это сделали и он удалился, некоторые сказали: «Да унизит тебя Аллах». И Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Не говорите так. Не помогайте шайтану против него». В другой версии хадиса говорится: «Не будьте помощниками шайтана против нашего брата». Также в «Сунам» Абу Дауда есть дополнение относительно этого рассказа: «Однако говорите: «О Аллах, прости его. О Аллах, помилуй его». Неужели нам недостаточно, чтобы мы научились не проклинать друг друга, а просить Аллаха направить нас на правильный путь. Наподобие этого есть рассказ Бухари от Умара бин-аль-Хаттаба как за распитие спиртного, человека наказывали несколько раз. Несмотря на это, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) запрещает проклинать его. Все это для размышления тем, кто считает совершившего большой грех неверным, т.к. его запрещено проклинать и было велено совершать мольбу за него. Пророк (С.А.В.) часто говорил про человека, совершившего грех: «Мне неизвестно, что он не любит Аллаха и Его Посланника». Получается, что нет взаимного исключения между совершением запретного и наличием любви к Аллаху и Его Посланнику (С.А.В.). Совершение грехов не является причиной отвержения любви Всевышнего по отношению к нему.

Ибн Хаджар говорит о хадисе: «Не употребляет спиртное верующий», что отрицание веры употребляющего спиртное не подразумевает полное его отсутствие.

Известно, что Пророк (С.А.В.) станет заступником за совершивших большие грехи из его уммы.

Аллах может помиловать верующего по причине заступничества, либо простив грехи и сняв наказание Ада, которое он заслуживает, либо выведя его из Ада после испытания наказания, т.к. верующий не относится к числу вечных обитателей Ада. Единственным непростительным грехом является многобожие, а все, что помимо него (большие и малые грехи), если пожелает Аллах, то простит их, а если пожелает, то накажет за них.

Под многобожием мы понимаем признание наряду с Аллахом другого бога или богов, таков основной смысл слова «ширк».

Не только в Ингушетии, но и в целом на Северном Кавказе существуют молодые люди, которые часто называют правоверных, произносящих в течение дня тысячи и более раз «нет бога, кроме Аллаха» мушрикинами. Если эти люди с покаянием не обратятся к Аллаху, есть вероятность, что они и стали мушрикинами. Лучше всего нам всем чаще обращаться к Аллаху о прощении грехов и надеяться на милосердие Творца. Достаточно вспомнить хадис: «Кто сказал своему брату (по вере) «О, неверный!», то постигло это одного из них». При этом нам известно и то, что неверие, указанное в некоторых текстах, не является выводящим из религии. Были случаи, что сподвижники сражались друг с другом, однако не обвиняли друг друга в неверии.

Правитель правоверных Али (да будет доволен им Аллах) не обвинил в неверии тех, кто выступил против него, однако он расценил это как бунт.

Пророк (С.А.В.) сказал Аммару: «Тебя убьет группа бунтарей», а также достоверно передан хадис: о хавариджах, что с ними покончит ближайшая к истине группа и известно, что сразился с ними Али (да будет доволен им Аллах) и его сторонники. Известные мусульманские ученые в прошлые века иногда порицали людей, объявляя их заблудшими или называя нечестивцами, однако не выносили решение об их вероотступничестве и не расторгали их браки с супругами, и не запрещали молиться над ними после их смерти и хоронить их на мусульманских кладбищах.

Если бы все мусульмане были одинаковы в поклонении и подчинении повелениям Аллаха, а также отстранении от запретов Аллаха, то отсутствовало бы разногласие.

Мы не ангелы, чтобы не совершать ошибок, а земляне. Каждому из нас придется отвечать за свои поступки и грехи в Судный день. Поэтому лучше с покаянием обращаться к Аллаху, а не обвинять наших братьев в неверии.

Правитель правоверных Али не обвинил хариджитов в неверии, хоть и сражался с ними. А на вопрос: «Неверные ли они?» - он отвечал: «Бегите от обвинения в неверии».

Я убежден, что среди молодежи, которая избегает совместной молитвы с нами, есть те, которые ищут довольства Аллаха, однако они не получили исламского воспитания и глубокого познания ислама. Имам аль-Газали сказал: «Избегайте обвинения в неверии насколько это возможно, т.к. назвать дозволенной кровь и имущество тех, кто молился в направлении одной киблы и свидетельствует: «Нет иного Бога, кроме Аллаха», является ошибкой.

Часто на страницах газет и журналов мы читаем, что ислам - религия экстремизма. Впервые о религиозном экстремизме заговорили, когда испанцы и другие европейцы огнем и мечом покоряли Америку, уничтожая индейцев. Однако, все же в обществе бытует это мнение. Но оно не однозначно. Можно выделить два основных аспекта - внутренний и внешний. Внутренний - это есть поверхностное, неправильное, искаженное понимание религии. В первые три века после Пророка Мухаммада (мир ему и милость Аллаха) в исламском богословии были разработаны четыре основные школы - мазхабы. Основатели этих школ - величайшие умы в истории ислама. Обладая колоссальными знаниями, они собрали и классифицировали все, что содержится в Коране, хадисах, в поступках Пророка и его сподвижников - в единую систему. Испокон веков все величайшие ученые суннитского толка придерживались этих школ. И вот, спустя более чем тысячи лет, появляются люди, которые отвергают это наследие и объявляют свое понимание религии единственно верным. Мало того, они начинают обвинять тех, кто придерживается традиционных школ в том, что они отошли от ислама, отошли от Сунны Пророка. Своими громкими лозунгами они находят отклик среди той части, которая не обладает глубокими познаниями, а те - начитавшись их брошюрок, становятся приверженцами их заблуждений.

Мусульманин должен понимать, у кого брать знания: у тех, кто стоял у истоков ислама, или же у тех, кто появился спустя более тысячи лет. Ведь именно первые поколения Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) назвал лучшими поколениями в исламе, и основатели всех четырех школ были представителями этих поколений. То, что было заложено первыми поколениями и позволило исламу создать такую блистательную историю.

Стремительно образовавшаяся исламская цивилизация внесла в мировую культуру вклад, который трудно переоценить. Это проявилось во всех сферах жизнедеятельности: поэзии, математике, астрономии, медицине, архитектуре и т.д. Исследователь Аль-Хорезми создал понятие о широте и долготе, ученый Аль-Фараби разработал изучаемые в современных школах логарифмы, а всемирно известный Омар Хаям за 500 лет до Декарта решил уравнения с тремя неизвестными. В Багдаде - столице халифата - был создан первый в мире научный центр - «Даруль-Хикма» - «Дом Мудрости», где хранились четыре миллиона книг. Вместе с мусульманами там трудились и христиане, и иудеи.

Другой аспект - внешний. Сейчас средствами массовой информации, и не только, создается определенный образ мусульманина - террориста. Акцент ставится на негатив, любому событию придают религиозный оттенок. К сожалению, большинство просто принимает все, что им показывают по телевизору и мало кто задумывается, что все это осуждается в первую очередь самой религией. Поэтому всегда возникает вопрос - а кто за этим стоит? Известно, что когда в Афганистане к власти пришли талибы - полностью прекратилось производство опиума. После того, как талибов отстранили от власти, производство снова возобновилось, но с экранов телевизоров нам то и дело показывают бородатых мужчин, собирающих мак, и хочется спросить - они что, сами себя снимают?

Зачем им это нужно? Чтобы их показывали по новостям? Вряд ли. Мы не всегда знаем, кто стоит за теми или иными терактами, но абсолютно ясно, что после таких терактов мусульманам объявляют войну. Получается, что это хороший предлог. Можно также взорвать шиитскую мечеть, чтобы потом взорвали суннитскую. Может быть, кому-то выгодно вносить этот раскол? Кто-то очень не хочет, чтобы мусульмане были едиными, потому что в единстве - сила. Вот это, пожалуй, два основных вектора, по которым нужно работать, противодействовать этой проблеме можно только знаниями, просвещением и образованием. Нельзя же все время быть марионеткой в чьих-то нечистых руках, надо изучать, просвещаться. Отсюда пойдет и правильное понимание в правильные пути выхода из нынешнего навязанного лживого образа, коим хотят нас представить. Тысячелетия горького опыта и постоянные новые несчастья должны, наконец, подвести человека к тому, чтобы он понял, что единственной альтернативой неизбежному уничтожению является предание себе пути Справедливости и Божественного руководства.

Ни одно общество не может пережить худшей катастрофы, чем потеря способности отличать хорошее от дурного; ни одно общество, пережившее эту потерю, не может достичь благосостояния или благополучия.

Необходимо вместо силы и оружия проявлять милость в отношении творений Аллаха и готовиться к встрече с Ним через богослужение и покаяние.

Хочется закончить эту статью словами великого суфийского учителя Кунта-Хаджи Кишиева: «Ваше оружие - четки, не ружье, не кинжал. Против этого оружия бессильны тираны, ибо никто из тиранов не сильнее Всевышнего Творца…»

Имам

Ахмед-Хаджи Пошев


Previous post Next post
Up