Книга вторая
(Продолжение.Начало в №№ 164-165)
КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ О НАРОДЕ “ИНГУШИ”
1. Народ, который официально называется русскими “ингуши” населяет в настоящее время горную часть Терской области между рр. Тереком и Фортангой, простираясь до сев. склона горы Шан, хребта Охкар-лам, - пересекаемого Тереком у станции Ларс, затем выдвигаясь из гор в плоскостную часть, занимает своими поселениями окрестности бывшего укрепления Назрань. В горах числится (?) населенных мест, а на плоскости (?). Общее народонаселение ингушей, по статистическим данным, заключает 55 тысяч душ обоего пола.
В административном отношении ингуши населяют Назрановский округ и делятся на общества: Мецхальское, Джераховское, Хамхинское и Цоринское. В этих географических границах, включая древних жителей местечка Гвилеты, на Военно-Грузинской дороге* (Примечание* Основываясь на преданиях и историко-топографических названиях местностей видно, что ингуши раньше населяли район между нынешним сел. Казбек, Гергеты, Гвилеты, верховья р. Кистинки и т.п. В этих местах они издревле слыли под назв. бyэний, в грузинских летописях чартульцы (правильнее джартульцы, каковое затем перешло в Джарего), кисты (кистани), гели или гелатха. Поселения эти ныне слились с грузинами, сохранивши названия своих фамилий (Мальсаговы) или же переселены к Назрани. Жители этих мест до сих пор носят древнейшее название “гелтхой”, а местность “Гелатха”. Коренные жители ингуши остались на старом месте лишь в поселке Гвилети, на Военно-Грузинской дороге в количестве до 40 душ, из фамилии Безуртановых, известных как неустрашимые постоянные проводники на вершину Казбека), народ говорит одним языком и исповедует ныне религию Магомета.
Сами себя ингуши (л.16) в настоящее время называют одним общим именем “галга”. Название ”ингуш” стало известно русским в конце XVIII в. и распространялось тогда лишь на бывшие поселения туземцев в Тарской долине, называвшиеся “ангаштэ”* (Примечание*. Слово ангуж или ингуж означает: ан или ин - древний народ; гу - жилище, башня; ж - есть примета множеств.числа и все вместе - башни или поселения ан(ов) или ин(ов). Могилы ан(ов) были раскопаны Гр. Вертеповым в Бамуте, Урус-Мартане. Могильные предметы хранятся в областн. музее).
Соседние осетины называют ингушей - маqqал, кабардинцы - мышхиш, грузины - (пропуск-Б.Г.).
Ингуши же называют своих соседей: иpи (осетины); черси (черкесы, кабардинцы), нахчоj (чеченцы), гурж (грузины) шоj (тушинцы), пhej (хевсуры), газки (русские).
2. Все ингуши разделяются на группы: галга, фепи, арштхой (аршстагоj). Такое деление их можно предполагать произошло гл. обр. от условий местообитания и на почве религиозной.
Группа Гал-га, напр., называется потому, что с древнейших времен, в числе светил небесных, в особенном почитании была у них одна звезда, называвшаяся священной кобылицей - гила, а в Ассинском ущелье на горе Гель-ерды-корт стоит доселе капище священной кобылицы, покровителя народа Гель-ерды (Галь-ерды). Это есть одно и то же общераспространенное божество у древнейших народов, известное под именем Ма, как божество зачатия и плодородия на земле. Как весна открывает собою начало жизни в природе после зимы, то и божеству этому как приличествовало, приносились жертвы гл. обр. весною на горе Гель-ерды-корт и здесь же располагалось пастбище (л.17) для лошадей-кобыл (гила) под покровительством их священного небожителя. Так как народ содержал в своем районе священные места (капище, храм), то и почитатели его названы Гель-га, т.е. Гель или Галь есть небесная священная кобыла, а га - есть место стоянки идола, капище, храм. В 1810 г. ингуши, заключая договор с командующим Владикавказской крепостью полковн. Дель Поццо и присягая на верноподданство России, клялись: “В том по обычаю нашему, по особому присяжному месту, пред всемогущим Богом небесным и почитаемым нами за святость кумиром, находящимся в горах, именуемым Галь-ерд, утверждаемся клятвою”. (л.19)
Фепi - собственно называется у ингушей рой пчел, вышедший после первого, а также люди переселенцы, идущие нестройною толпою. Существует предание, что несколько родов, жившие раньше в местности, что теперь Мецхальское общество, вследствие ряда неурожаев переселились в Грузию, где стали именоваться “цова" или "бацби”, а ингуши называют их, “фепи бацой”, т.е. переселенцы бацой. На место этих переселившихся пришли другие, из соседней горной местности Акко, спускаясь с перевала “Ко-джар-догочи” они шли длинною нестройною толпою, осели на брошенных, ушедшими в Грузию, местах и стали называться у галгаев тоже фепи, или переселенцы. Действительность такового предания оправдывается тем, что многие из родов Мецхальского общества не имеют той длинной родовой генеалогии, каковую мы находим среди Галгая, равно и среди другой жизненной обстановки, например, при выдаче кровной платы в происхождении их родовых предков и в делах религии они не стоят на той высоте, как горделиво ставят себя галгаевцы.
Аршстхой - значит жители равнины, в отличие от жителей гор - ломрой. Ар - плоскость, равнина; ш или ж - окончание множ. числа и стаг по чеченскому собств. мужчина, но и в значении - люди.
Группы эти издревле имеют свои поселения в вышеуказанных территориальных границах, но есть много топографических ингушских названий и далеко к северу за пределами этих границ. Это может служить указанием на то, что в отдаленное время ингуши и сродные им мелкие племена, удаляясь от подножья Северного Кавказа, кочевали здесь со своими стадами.
В частности же, собственно Галга (что теперь (л.20) Цоринское и Хамхинское общество) с отдаленных времен граничился от фепи (что теперь Мецхальское общество) от сел. Шан на Салги до места на хребте “Ко-джар-догочи”, составляющего небольшой перевал; от сел. Бишт до сел. Дошакал и Кост. От фепи в свою очередь отделялась часть жителей, расселившихся по левую сторону р. Арма-хи (по осетински Маккалдон) под назв. Джерахой.
Аршстхой занимали район от нынешних Сунженской и Карабулакской станиц, граничась рекою Сунжею до речки, на которой стоят теперь три селения Ачалук. Отсюда по хребту до ст. Закан-Юрт и вверх по р. Нитхи до сел. Мереджой-Берем, Мереджи, Цеч-ахки, Алкун, гору Лонжа-корт и до первоначального пункта. Некоторые из родов Аршстхой переселились в теперешний Хасав-Юртовский округ, в место “Пhарчхой-Ахк”. Около места Серали, во владении рода Бока Цечоева был медный завод. В Мереджой-берем и Датыхе добывали соль. О происхождении названия этой части ингушей П.И. Головинский (Терские ведомости. 1871) говорит следующее: “Некий аккинец по имени Арштхоо, выселившись из своего горного Аккинского общества, спустясь со своим родом в Бумутское ущелье, основался у источников называемых Черными ключами (по кумыкски карабулах) и образующих речку, впадающую в Мартанчу и названную по имени Арштхоо Арштинкою.
От населения основанного здесь Арштхоо, образовалось особое общество, называвшее себя и до селе Арштхой. Кумыки же назвали его по источникам, у которых оно жило - Карабулах”. Говорят теперь, что первый родоначальник группы Аршстхой жил в Нашахе (л.21), откуда потомки расселились по окрестностям, заняв указанные границы. Во время движения кавказских горцев к переселению под защиту единоверной Турции, арштхойцы или карабулаки тоже выселились туда в числе других.
Разочаровавшись же в своей новой родине, многие вернулись и эти беглецы русскою властью были водворены в аулах Ачалук, на земле, купленной казною у князей Бекович-Черкасских. Та часть, которых мы собственно называем ингушами и назрановцами, есть переселенцы из Галгаевского аула Таргим из рода Ко-кале. Они около 1810 г. в количестве семи фамилий: Мальсагова, Бекова, Арчахова, Костай, Плиатова, Сульдигиатова и Гириатова поселились в Тарской долине, которая раньше их прихода называлась Ангуж или Ингуж, а также расположились в окрестности теперешнего Владикавказа и Назрани.
Первого родоначальника, переселенца в эту местность предание называет Орцха Кацхал из фамилии Мальсаговых. Это был первый плоскостной житель, вольнопоселенец, свободный казак, основавшийся у вершины речки Несер (Назрань), где еще раньше жил ингушский род “Несер-мол”.
Поселенцы Тарской долины и собственно расположившиеся по течению р. Камбилейки (Гельми) назывались раньше в отличие от других жителей плоскости, от ар-стагой - Гельмастэ, по названию, происходящему от почитания священного животного гель-ми (священной кобылицы).
Одно из русских древних посольств в Грузию (кажется указывается у Палласа? (Шардена?) называет место посещенное ими Калм-кау. Под этим названием нужно разуметь жилые места, селения на р. Камбелейке (л.22) и жителей сел. Фортаух на Военно-Грузинской дороге. Название Калм-кау неверно было передано соседями осетинами, у которых оно имеет извращенное понятие. У осетин Калм - означает змею, кау - селение, что означает - змеиное селение или селение, где много змей, как доселе утвердилось понятие у соседей осетин. Настоящее же значение будет ингушское где qал - кобылица, м или ма - земное рождающее-питающее животное, в отличие от Гал-м или Гил-м - кобылица, небесного священного животного. Народ же отсюда называется qалмий или гальмий, т.е. почитатели священного животного. Это нас опять приводит к первоначальному указанию происхождении названий гель-га, гель-ми. Такими же кобылятниками будут кал-мы-ки, по ингушски галь-мык.
В 1817 г. когда Ермолов заложил редут Назрань, то к нему для обеспечения Владикавказа от нападения чеченцев выселил в то время дружественных к русским окрестных туземцев ингушей. Затем в 1830 г. снова были переселения к Назрани и такие вольные и невольные переселения продолжались почти до наших дней. Т.обр. жители Тарской долины и бывшие поселения ингушей гелтхой по Военно-Грузинской дороге, были переведены к Назрани, а на их местах основались казачьи посты и станицы.
3. О происхождении ингушей, до настоящих исследований, нет точно установленных исторических данных. Все их прошлое хранится в массе разноречивых устных преданий, еще никем не оповещенных культурному миру.
При многократных моих посещениях ингушской местности, мне удалось (л.23) собрать предания и разные сведения историко-топографического, бытового, религиозного и т.п. характера.
Несмотря на разноречивость фактов, времени и действующих лиц, указываемых в преданиях, все же является возможность иметь критическое суждение и сделать выводы. Последние подкрепляются разбросанными данными из древних историй и сказаний греков, римлян, армян и грузин, а также предпринятым мною изучением языка и местности ингушей.
На основании этого видно, что современные ингуши и сродные им чеченцы, под различными названиями в отдаленной древности были известны соседям как воины-наемники или как беспокойные соседи. Эти мелкие племена управлялись в походах предводителями старшими в роде, были хорошие всадники. Они едва прикрывались шкурами животных или кусками грубого самотканого сукна, имели оружие - лук, двусторонний бронзовый топор и бронзовую булаву (борзаа чонкыр). В преданиях и в языке народа имеются указания, что среди разного оружия в глубине древности народ имел просто дубину из дерева гэринка (боярышника), пращу и особые щиты из обожженной глины, камня и кости со сквозным отверстием для продевания веревки. На случай безопасности народ укрывался в горах, занимая горные ущелья, как единственные проходы.
Подготовил Ахмет ГАЗДИЕВ
(Продолжение следует)
Общенациональная газета Республики Ингушетия "Сердало", № 166-167 (11100-101), 16 ноября 2013 г.
http://gazeta-serdalo.ru/