Всемирный день гор...

Dec 12, 2015 01:42

Вчера отмечался всемирный день гор. Отмечался, понятно, не теми, для кого горы - это "сильно расчленённые части суши, приподнятые над прилегающими равнинами", а теми, кто "сердце оставил в этих горах"...
Я отношу себя к последним. Я категорически считаю, что "лучше гор, могут быть только горы"...
Поэтому я вспомнил четыре эпизода моей горной жизни...




Эпизод первый. Кавказ.

Это был, по сути, самый первый "правильный" выход в горы. Мы решили, что мы очень крутые горные туристы и укомплектовавшись китайскими спальниками, ашановскими палатками, непонятными "ноунейм" рюкзаками, рванули в кавказские горы на несколько дней... Это было прекрасно, если не считать, что по пути мы потеряли одного участника и нашли его только на обратной дороге. Как это произошло, я не понимаю. Как вообще мы могли уйти дальше, я тоже не понимаю. Вообще, многое из того похода, для меня осталось тайной... Но, наверное, на то он и первый раз, что бы быть странным и непонятным...



Но непередаваемое чувство восторга, когда ты "трогаешь горы своими руками", когда ты ощущаешь горы всеми своими чувствами. Это чувство, наверное, никогда не забудется...



Эпизод второй. Зимние Альпы.

Это случилось со мной в феврале 2012 года, когда, устав сидеть дома, я бросил в машину спальник и помчался прокатиться в австрийские Альпы...

Двигаясь на юг или юго-запад, я двигался в сторону Альп. Все чаще дорога уходила под землю. Туннели становились все длиннее. Значит начились горы. Я съехал с автобана и начал поиски гостиницы.

Я не учел, что в горах в самом разгаре горнолыжный сезон, да к тому же были выходные. В итоге все гостиницы были забиты лыжниками, сноубордистами и прочими саночниками… Я даже не мог въехать на гостиничные парковки. Машин было столько, что кое-кому приходилось парковаться в сугробы. Увидев какое-то заведение, напоминающее гостиницу, и возле которого было немного машин, я решил, что мне повезло и припарковался. Но оказалось, что это ресторан. Я подошел к барной стойке и на "безупречном английском" спросил как мне найти поблизости отель. Фрау что-то ответила мне. Я не понял. Но я знал, что нужно делать в таких ситуациях. Я улыбнулся. Она тоже улыбнулась и сказала, что у них не отель, но она позвонит в ближайший и спросит, есть ли свободные номера. Я обрадовался и стал ждать. Фрау некоторое время говорила по немецки в телефон, потом спросила меня на сколько дней мне нужен номер. Я сказал, что на одну ночь. Она еще что-то сказала в трубку, а потом повернулась ко мне и радостно сообщила, что есть свободный номер и меня будут ждать. Она подробно рассказала мне, как пройти к этому отелю, где свернуть и на что обратить внимание, что бы не ошибиться. Я кивал, пытаясь понять и запомнить, что она говорит. Особенно название отеля. Она спросила все ли я понял. Я ответил, что да, я все понял. Мы поулыбались, я поблагодарил ее и вышел а ночь…



Конечно первое, что я забыл - было название отеля. Вообще немецкие названия сложно выговорить и еще сложнее запомнить. В итоге, проблуждав по окресностям, я вышел к месту, где должен был находиться отель. Но вместо этого, я обнаружил лес и сугробы. Зато небо надо мной было усеяно звездами…
В общем ночевал я на обочине дороги в машине. Что тоже было неплохо… Спальник, который был куплен мною в Москве был, вероятно, хорош для летних путешествий, но зимой в Альпах, я едва не помер в нем… Я честно старался продержаться, но ближе к утру не выдержал и завел машину, что бы согреться… Естественно, что в таких условиях мне не очень хотелось нежиться в "постели", и как только рассвело, я вылез из спальника, сожрал шоколадку и двинулся дальше… Зато я увидел восход в горах...



Эпизод третий. Гималаи.

Когда планировалась поездка в Непал, предпологалось, что это будет несложная прогулка по Гималаям, в окрестностях Эвереста. То есть неспеша прогулялись по одной горе. Неспеша по другой. Пофотографировали, полюбовались видами и пошли спокойно дальше… В итоге - из семи человек - троих эвакуировали вертолетами.

Меня каждый раз распирает от гордости, когда я вспоминаю, что я не был одним из этих троих. И тем не менее - полетал на спасательном вертолете... Тем не менее, я очень хорошо помню, как чуть не помер, пока полз на перевал Чола Пас...Холод был дикий. Весь перевал засыпало снегом. Спустя три часа вышли на промежуточную точку. Сначала я подумал, что это и есть вершина перевала, но оказалось, что это только начало… И самое сложное еще впереди. Дальше тропа кончалась. Начиналась морена. Под углом в некоторых случаях до 45 градусов. Идти, а точнее лезть с камня на камень было дико сложно. В какой-то момент, я отстал и шёл последним. Сил не было. Дышать тяжело. Я проходил пять шагов, после этого мне нужно было останавливаться и отдыхать… Четвертый час пути… Пятый…





В какой то момент, сердце как будто сжало тисками. Дышать стало совсем тяжело. Сел на камень. Прислонился к скале. Перед глазами пелена. Дышать не могу. Просто не могу вдохнуть. Очень хочется закрыть глаза. Дикая усталость. Думаю, что если закрою глаза - усну. Просто усну. Не спать! Не спать! Глаза закрываются. Совсем не страшно. Только холодно и нечем дышать. Темнота. Тишина.

Потом меня тряхнуло и глаза мои открылись. Передо мной стоял старший шерп. Он потряс меня, вроде даже дал несколько пощечин, отобрал рюкзак и буквально потащил наверх. Постепенно я пришел в себя и пошел почти не отставая. Через какое то время мы вышли на перевал. Перевал освещало солнце. Я лег на камень и закрыл глаза. Теперь все в порядке. Теперь только вниз.





Перевал Чола Пас. Высота - 5420м. Ничего более красивого я не видел. А на фото сверху, как вы понимаете - Эверест...

Эпизод четвертый. Летние Альпы.

Возвращаясь из трипа по Альпам, я решил строить себе небольшое восхождение. Я оставил машину на обочине, взял с собой камеру, штатив, флиску, теплые штаны и бутылку воды. Всё. Больше мне ничего не нужно. Я же не на неделю иду. Я не стал искать тропы, я начал подъём по прямой.
Покрытые снегом пики становились всё ближе. За каждой новой скалой открывалось еще несколько. Я шёл не спеша, останавливаясь, садясь на камни, дыша чистым, вкусным воздухом.



Я дошёл до снега. Мне надо было перейти от одной скале к другой. Идти надо было по снежнику. Горные туристы знают, что может произойти на снежнике. Убиться можно запросто. Но идти-то надо. Я сделал шаг и провалился по пояс. Это было в общем ожидаемо, и я особо не расстроился. Аккуратно выбравшись, я сначала ползком, потом на четвереньках, а потом, осмелев, и в полный рост, пересёк снежник и снова ступил на надёжные скалы.



Стало совсем холодно. Тучи начали закрывать небо. Я надел штаны и флиску. Идти становилось сложнее. Камни были влажными и скользкими. Но до вершины было все ближе и ближе. Я смотрел наверх и говорил себе - да тут идти-то осталось фигня… А потом шел еще час, и за каждой скалой вырастало еще две…

Когда я вышел на вершину, я обнаружил, что рядом есть еще несколько. Повыше и покрасивее. Ну не Монблан, конечно, но все равно красиво. Я решил идти по гребню к самой высокой, как мне показалось, ближайшей горе. Я устал, проголодался, но было ощущение, что если я дойду до намеченной цели, то и в обычной жизни я смогу это сделать. Вы знаете, когда вам тяжело, вы начинаете говорить себе - борись! Не останавливайся! Ты сможешь! Ты сильный!



А потом началась буря. Гору накрыло свинцовыми тучами. Пошел град. Дождь. Ветер. Я спрятался между двух скал и решил переждать, ибо мокнуть мне совсем не хотелось. Я сидел, пил воду, курил и думал о жизни. Думал, что ничего не происходит просто так. Я вообще не верю в совпадения и случайности. Все устроено в высшей степени разумно. И если с вами происходит что-то, это не просто так. Это для чего-то нужно. Потом я ударился в воспоминания. Я пытался припомнить все самые яркие моменты моей жизни. Радостные, грустные… Я сидел, укутавшись в флис, думал, курил. А снаружи завывал ветер и лил дождь…

Через некоторое время мне показалось, что ветер утих. Я выглянул из под своей скалы и понял, что день закончился. Это не туча закрыла небо. Это само небо начало темнеть. Я не планировал ночевать на горе, но с одной стороны я понимал, что если вверх я шел часов десять, то вниз мне идти часов пять, а уже наступили сумерки. В темноте, пытаясь спуститься по мокрым после дождя скалам, я наверняка сверну себе шею. Да и до вершины я не дошёл. А я должен до неё дойти, ибо загадал, что если дойду, будет мне счастье. У меня осталось пол пачки сигарет. Продержусь.

Это была одна из самых непростых ночей в моей жизни. Холод дикий. Камни мгновенно остыли. Еды нет. Я с головой залез в кофту, оставив снаружи только нос. Поджал ноги, обхватил колени руками и так попытался уснуть. Замерзли ноги. В промокших кроссовках было отвратительно. Я подумал развести костер, но из чего? Спалить штатив? Он алюминиевый. А больше ни чего у меня не было. Я все равно вылез наружу, глянуть, вдруг каким чудом рядом есть что ни будь горючее. Но тьма была такая, что я залез обратно. Я снял кроссовки и засунул ноги в рюкзак. Так я и сидел всю ночь, думая о разных вещах, говоря сам с собой…



Я не спал. Возможно на какие-то минуты я проваливался в некое подобие сна. Но в общем едва только начало светать, я вылез из своей пещеры. Было очень холодно. Ноги, руки, нос были ледяными. Чему там учил Бер Гриллз? Надо согреться. Я начал прыгать, махать руками, приседать, отжиматься. Оказывается, это не так-то легко - согреться. Я задыхался, устал, но ноги все равно были холодными. И нос. Тогда я решил, что надо идти. По дороге и согреюсь.

Спускаться далеко не всегда проще, чем подниматься. Да физически легче, но неудобно. Мы все это знаем слезть сложнее чем залезть. К тому же я решил спускаться по прямой, и несколько раз мне приходилось разворачиваться и искать обход, потому что в некоторых местах спуститься без веревки было не возможно. Это заняло весь день. К машине я вышел мокрый, грязный, уставший, голодный, но безумно счастливый!

----------

Вот такие воспоминания у меня сегодня...
Еще совсем недавно, я был в горах, и снова по ним скучаю...

mountain, europe, Гималаи, travel, himalayas, горы, mountains, alps

Previous post Next post
Up